Весть об уходе Стива Джобса с поста главного исполнительного директора Apple разошлась по всем фондовым рынкам и несколько их изменила. «Яблочная» компания за один день подешевела на 7%, а ее конкуренты, наоборот, подорожали. Samsung, главный конкурент «яблока», прибавила в весе 3%. Конечно, самый большой выигрыш от ухода Джобса получила Samsung: в успешной конкуренции с «яблочной» компанией корейцам мешают только непрекращающиеся судебные тяжбы. Как, собственно, и другим производителям гаджетов на Android: LG, HTC, Motorola и др. компаниям. На рынке поговаривают, что именно Стив Джобс и развязал эти многочисленные юридические конфликты с конкурентами, и с его уходом Тим Кук может ослабить давление, особенно на партнеров-корейцев. Конечно, судопроизводство с уходом Стива в один день не закончится, но если на Кука не будет постоянного давления от «босса», то он будет гибче в принятии определенных решений.

Тем более если учесть, что никакой такой уникальности в общем-то и нет. Samsung является одновременно и конкурентом Apple, и главным поставщиком комплектующих для ее гаджетов, и именно корейцы обвиняют американцев в воровстве их технологий беспроводной передачи данных и ряда других патентов. Apple же требует, чтобы судьи поверили, будто Samsung украла у них дизайн смартфонов и планшетов. Но это все равно как если бы первый в мире производитель компьютеров требовал от всех остальных, чтобы их изделия не имели дисплея или пульта дистанционного управления. Или «Форд» судился бы со всеми производителями авто за то, что у них четыре колеса. Так что претензии Samsung звучат несколько убедительнее.

Добавьте к этому тот факт, что юристов Джобса уличили в подлоге: в материалах искового заявления они намеренно исказили «фотографию» планшета Galaxy Tab 10.1, сделав его еще более похожим на iPad 2. Эксперты говорят, что, когда на рынке появятся iPhone 5 и Galaxy S2 Plus, новой череды взаимных претензий будет не избежать. Обеспокоенные юристы корейской компании уже потребовали от Apple предоставить им коммерческие образцы iPhone 5 и iPad 3, чтобы, не дай бог, их устройства не были похожи на корейских конкурентов. Таким образом Sasmung планирует обезопаситься от новых исков со стороны Apple в нарушении дизайна. Или вот еще один внятный аргумент корейцев: на планшетах, похожих на iPad, работают герои фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года», снятого в 1968 году.

Причина агрессии Apple понятна: Google при сотрудничестве с азиатскими компаниями мешает Apple доминировать на рынке мобильных гаджетов с сенсорными экранами, хотя первыми в успех таких устройств поверили именно в Apple. За год Samsung, по данным IDC, увеличила свою долю на рынке смартфонов почти в четыре раза, продав их в количестве 17,3 миллиона штук за второй квартал 2011 года. Apple за то же время продала 20,3 миллиона своих iPhone, но ее продажи выросли в два раза медленнее.

Ситуация была бы вполне себе стандартной и обыденной, если бы не уже упомянутое обстоятельство: Samsung поставляет для Apple микросхемы, модули памяти и дисплеи. Даже новый гендиректор компании из Купертино Тим Кук признал как-то корейского партнера «очень ценным поставщиком комплектующих». Еще бы: Apple — второй по величине потребитель комплектующих корейской компании. Только в 2010 году он купил у нее комплектующих на 5,7 миллиарда долларов.

Сейчас, судя по всему, Кук попытается диверсифицировать поставщиков, сократив зависимость от Samsung. Поговаривают, что производство мобильных процессоров нового поколения А6 доверят уже не Samsung, а какому-то китайскому подрядчику. Но Apple, наверное, от этого только потеряет: у китайцев нет отлаженных и свободных мощностей для производства процессоров в нужном количестве и качестве.

Еще в мае ходили слухи: топы двух фирм ведут переговоры о том, чтобы поставить на ожидаемый осенью iPad 3 невероятно яркий и четкий дисплей AMOLED — ноу-хау Samsung, уже работающее на их смартфонах и, скорее всего, присутствующее в их следующих планшетах. Эксперты, правда, говорили, что это невероятно: Samsung должен быть полным идиотом, чтобы так упустить шанс на доминирование в период осенне-зимних продаж; но полный отказ от сотрудничества делает передачу такой технологии полностью невозможной.

Британский журнал The Economist недавно попытался оценить зависимость бизнеса Apple от Samsung. Издание утверждает, что iPhone 4 на 26% состоит из деталей и компонентов Samsung. Причем речь идет о ключевых элементах: процессорах, оперативной и флэш-памяти. В каждом iPhone запчасти корейского производителя стоят 45,68 доллара. Остальное для смартфона делает Foxconn. Аналитик Bernstein Марк Ньюмен говорит, что Apple и Samsung взаимозависимы, но американцы должны дорожить своими контрактами в большей степени.

Купертино срочно должен перестать портить отношения с Сеулом и пилить сук, на котором сидит. С отставкой Джобса у них появилась уникальная возможность это сделать.