Подросток не хочет учиться — что делать?

Бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс — или пустить все на самотек?

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank
+T -
Поделиться:

 

Поскольку я работаю в детской поликлинике, ко мне часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной для их обращения к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!

И приходят, и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»

«А меня, незнакомую тетку, послушает, что ли?!» — бормочу я себе под нос и с долей неуверенности спрашиваю вслух: «А может, если он не хочет учиться, тому есть какая-то причина?»

«Да они все сейчас такие!» — в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор и масскультуру, которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений. Мне смешно.

Призванное к ответу чадо сидит на банкетке в кабинете, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит.

— Но что же нам с ним теперь делать? — восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда...

И мне уже не смешно.

Скажу сразу: несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у меня так и не появилось никакого внятного алгоритма его решения.

Каждый раз я пытаюсь исходить из индивидуальной ситуации и иногда достигаю поистине вершин оригинальности. Например, один пятиклассник с гипердинамическим синдромом по моей рекомендации учил уроки, катаясь на велосипеде, другой читал учебники, только вися вниз головой на турнике. Два десятиклассника под моим руководством сочиняли роман-фэнтези в виде учебника истории (по образцу учебника географии от Сельмы Лагерлёф). А одна девочка ушла из престижной гимназии (которую безбожно прогуливала) в медицинское училище и стала там круглой отличницей.

Но многим помочь так и не удается — моего творческого запала и инициативы родителей попросту не хватает, чтобы преодолеть инерцию «нехотения» данного конкретного ребенка.

И потому меня не покидают сомнения: если проблемы «не хотящих учиться» чад у сотен семей так похожи, так, может быть, существует и какое-то «правильное» решение этой задачи? Ведь любой обучавшийся математике знает: иногда можно подобрать корни уравнения, опираясь на интуицию. Но лучше все-таки знать, как его решить. И в идеале иметь обоснование, почему именно этот способ решения является самым эффективным.

Так что же все-таки делать?

В общем-то вариантов не так уж много.

 

1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, разберется что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.

 

2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится.

 

3. Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

 

Какой из трех вариантов представляется вам самым разумным и почему?

А может быть, вы хотели бы предложить четвертый (пятый, шестой) вариант, поделиться своим родительским опытом?

Читайте также

Комментировать Всего 12 комментариев

С моей точки зрения, ребенка нельзя заставлять, его надо активно заинтересовать, замотивировать чем-то, что ему интересно. Нелюбовь к учебе у детей периодически возникает, это нормально, они скачут от возраста к возрасту.

К учебе их надо привлекать разными способами. Что именно делать — очень индивидуально и зависит от интересов и привязанностей ребенка. У моих сыновей еще не пропадал интерес к учебе, но если пропадет, то будем делать акцент на том, чем они увлекаются и использовать это в качестве сладкой морковки.

Конечно же, нужно исходить из психотипа ребенка. И важен возраст. Объясню почему. В какой-то период авторитет родителя важен и значим. А в какой-то период, особенно в переходный, когда дети становятся немного сумасшедшими, авторитет родителя падает, и, может, было бы интереснее знакомить его (не говоря ему об этом), с каким-то интересным человеком-психологом, чтобы тот путем игры включал его волевую инициативу.

А путь принуждения, репрессивный путь, самый слабый. Мы знаем примеры того, как родители заставляли человека в детстве играть на скрипке или на другом музыкальном инструменте, и человек выучился и стал серьезными музыкантом. Но это скорее исключение, и мы не знаем, какое с психологической точки зрения это на него произвело впечатление. Может, он в музыке чувствует себя свободно, он профессионал и творец, а в жизни стал маньяком.

Что касается моих дочерей, то старшая сразу заинтересовалась профессией, которую выбрала (она закончила четвертый курс Щукинского училища), и все это у нее было органично.

А вот о младшей дочери, которой сейчас 16 лет и которая пока только определяется… не могу сказать, что доволен своими успехами. Процесс идет нелегкий. Я не то чтобы борюсь с ней, я изощряюсь и хитрю… Надеюсь, без ущерба для психики.

А как именно, по-Вашему, нужно учитывать психотип ребенка? Давить на слабых и внушаемых и договариваться с сильными и демонстративными? Прямо наоборот? Безусловно верная идея о том, что все не желающие учиться дети разные, все-таки не снимает проблему алгоритма...

Трудно быть подростком. Гормональный всплеск. Пик самоидентификации. Максим, я заглянула в Ваш Profile и, кажется, нашла причину проблемы. "Я перфекционист, стремлюсь к идеальному", - пишете Вы. И для зрелого человека такая позиция может быть сложной. Для подростка ( а Ваша младшая дочь, скорее всего, разделяет ее, как это ни покажется Вам странным) - если не получается на 5 с плюсом, то пусть лучше никак. Ситуация усложняется и тем, что и у старшей сестры и, по-видимому, у мамы "все органично".

Расскажите ей, что и у Вас не все получалось в ее возрасте, да и теперь многое дается с трудом. Говорите с ней, доверяйте ей - я уверена, Вы будете гордиться своей дочерью, ее время придет. В моей практике было много таких примеров.

Эх, трудно быть родителем

Не хотят современные дети учиться.Дочке старшей 12 лет почти. Стараюсь особо не давить, сама разберется. Какой смысл ругать за плохую оценку? Не все отличники потом смогли реализоваться в жизни, и не все двоечники плохо закончили. Правда однажды не выдержала и предложила дочке бросить школу и выйти замуж. Какой смысл ходить туде, где не интересно.Чего время зря тратить. Объяснила, что есть варианты - замуж в 12 лет берут в Индии и на Кавказе (за нескоько дней до этого она интересовалась во сколько лет можно выйти замуж) или можно пойти работать(выбор правда невелик будет). Как ни странно подействовало - она стала учиться лучше. Решила, что в школу ходить лучше, чем замуж в Индию:-) Я всегда страюсь предлагать ребенку выбор, т.к. принятое самостоятельно решение гораздо эффективнее, чем навязанное.

А мне ближе 2-ой вариант

Может где-то и бывают дети, понимающие сразу ценность образования, но это точно не мой дядя Федор. А вся его учеба (у нас первый класс), понятное дело нужна мне, а ему так.. чтоб маме было приятно. Поэтому мама и должна париться со школой- выбирать чтобы было интересно, несовково, с огоньком.Но мы договорились, что образование в конечном счете ему тоже пригодится: без него нельзя построить вожделенную машину времени. Только не могу найти пока объяснения для чего будущему изобретателю учить стихи про осень и прочие сезоны.

Для первого класса - совершенно нормально. Первая мотивация учебы - "быть хорошим". Для мамы, для Марьи Петровны и т.д. Исчезает где-то лет в 10. Взрослая мотивация - "я должен это неинтересное выучить, чтобы потом..." появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 - провал, возможны только "промежуточные мотивации", что-то вроде морковки или клочка сена, который извозчики вешали своим лошадям перед мордой. Поэтому вопрос был слегка провокационный, так как правильный ответ: стратегии должны меняться в соответствии с возрастной психологией... :)

подтверждаю - заставлять не только неполезно, но и НЕВОЗМОЖНО.  В нашем случаеБ по крайней мере. Результат в лучшем случае нулевой.  "помогать "делать уроки бросила класее в четвертом - когда поняла, что могу убить просто.  "давай, ща быстро все сделаем и пойдешь гулять". и Начинается - мне ничего не задано... мне задано, но не я записал в тетради... я ее забыл в школе (вариант - в дневнике, дневник собрали) я позвоню... а он тоже не знает... а его нет дома... а я забыл учебник....  а у меня нет ручки.... ой ручка упала.... я не пониаб задания... как это.... я все равно не понимаю.... На это уходили часы - я не преувеличиваю. К вечеру я настолько озверевала, что просто боялась потерять контроль над собой. Не сделаешь - не пойдешь (не получишь, не кпим и пр.) ну и пожалуйста....

По подобным же причинам я отказалась от репетиторов.

подходов и типов школ поменяли штук пять. Сначала была самая обычная, потом - крутая, потом - творческая... заканчиваем в варианте "для раздолбаев" -Школа с традиционными устоями, где принято вытягивать и не ставить двоек в четверти и тем более году.

Мотивация к учебе пропала еще в перволм классе. "Ты говорила будет сложно, но интересно, а там несложно и скучно." Комментарий училки "Ваня   живет на луне. "

Самым страшным ударом оказалась "крутая" гимназия - понесло меня, от большого ума... хотела как лучше. Школа действительно хорошая - театр, футбол, газета школьная... и учеба по серьезке... тетрадь забыл - два. вместо зеленой ручки карандаш - два. оформил неправильно - два. ну и так далее. я расчитывала, что его все это дисциплинирует, а доп. занятия - любимый футбол, к примеру - будут мотивировать, покажут, как можно жить интересно. а вышло так, что в шестом классе по половине предметов светили пары в году и ему просто стало все равно - защита такая. Видимо, с нашей психикой такой прессинг просто невозможно было вынести.  поставили тройки только на том условии, что я забираю документы.

При всем при том, он эту школу до сих пор иногда вспоминает - а помнишь, какая там футбольная секция была... мы с немцами играли... вообще, та школа самая крутая была.

Следующий вариант наоборот отличался либеральностью. У нас крышу снесло просто - "у нас в лицее все можно"... нп самом деле-то конечно не совсем так... самочуствие - получше. но результаты те же. несмотря на платную основу обучения, я не вылезала из школы, постоянно выслушивала морали и наставления. так же - пересдачи, осенние переэкзаменовки и пр. единственное - был там кружок литературный, куда он ходил не без удовольствия.

в девятом классе, имея "хвост "на осень из двух предметов, я забрала документы и оттуда. Честно скажу - сдали нервы и материальные возможости. Сказала - все, пойдешь в школу "на районе". Но все-таки подобрала районную, но хорошую. Тест туда он провалил... Но они согласились его взять в слабый класс по прописке.

Но тут он "за компанию" с приятелем пошел сдать тест еще в одно заведение - и ... вдруг прошел. При чем два раза ходил. С первого раза тоже не вышло. Сначала был доволен, вроде и школа ему нравилась, и дети... Нно быстро стало все на свои места - пятерок ни одной, несколько четверок, остальные трояки, учителя жалуются, друзей нет.  Инициативы, амбиций, желания что-либо делать - ноль.

Хуже всего - и увлечений нет. Раньше довольно неплохо писал, особенно пока ходил в тот литературный кружок. Но сейчас и это растерял. Читаю сочинения - убожество чистой воды.

Подсказала про школу юного журналиста (практически за руку отвела) . Вроде же он говорил, что ему это нравится. Прошлый год весь он там числился... вместо трех раз в неделю ходил один, да и то, по-моему, больше прогуливал. "Ещще не хватало субботу на это тратить. У меня выходной".

Спрашиваю - что тебе нравится-то, что ты хочешь. После отбрехиваний - ну... фотография. случайно познакомилась с фотографом, у него студия В нашем доме. Он согласился посмотреть его фотографии. Дал ему рекомендации, упражнения поделать - все, на этом интерес к фотографии закончился...

Через 3 дня идет в 11 класс. Настроение у нас такое "у меня после школы еще год до армии. Можно и погулять."  Двумя вещами он занимается самозабвенно - смотреть футбол или баскетбол (именно смотреть, не играть)  и слушать/качать из интернета музыку. строго направления РЭП.

Что будет ровно через год... я уже даже устала думать. Свою возможность повлиять на ситуацию осознаю как нулевую. И так - у него все всегда хорошо, я одна переживаю. Сил больше переживать нету - все равно толку нуль от этих переживаний.

Если присутствующие здесь психологу могут сказать пару слов в утешение - буду благодарна.

Катя, а кто у сына в списке "уважаемых людей"? Спросите и переправьте мне в личные сообщения (годятся и книжные, и киношные герои, и идолы попа, рэпа и т.д.) - это важно понять в первую очередь, так как работать с подростком можно только через "авторитеты". Пытались ли Вы обращаться к психологу? Что написано в медкарте парня - были ли проблемы прежде по части неврологии (ПЭП, ММД и тому подобные звери)?

У меня две дочери разницей в возрасте 7 лет.Учиться обе очень любят и причина здесь в том, что сама я тоже очень люблю учиться. Когда младшенькая училась во втором классе, я поступила в институт повышения квалификации , чтобы получить начальное образование по психологии (9-месячные курсы могут "родить" только "младенца", дальше уже взращиваешь себя сам).Несколько рекомендаций родителям:

1. Дети изначально очень любознательны - терпеливо отвечайте на все их вопросы. Если вы чего-то не знаете, на полном серьезе, можете вместе с ним, обратитесь к энциклопедии, справочникам,  потому что вы - единственный и неповторимый образец для своего ребенка. Когда мы ходим в походы, я показываю детям растения, рассказываю о них (первое образование - агрономия), название , если помню, то говорю и по латыни. Я никогда не кичусь своими знаниями, но никогда не упущу случая ими блеснуть.

2. В детский садик нам было идти довольно далеко, на дорогу уходило полчаса,и эти полчаса мы "на спор" рассказывали друг другу стихи, конечно, выигрывала всегда дочь - она лучше меня помнит в силу своего возраста. Любому человеку, тем более малышу, приятно осознавать себя значительным!

3.Старшая дочь несколько хуже "оперялась" в школе, потому что в первом классе сменила их три - мы переезжали с места на место. Я однажды делала с ней уроки и тоже выходила из себя - это естественно, если ставишь перед собой сиюминутную цель. К счастью, я в первый же день поняла свою ошибку и с той поры стала только живо интересоваться, что нового она узнала, чему научилась, что понравилось?У нее плохо получалось читать, и я рассказала, что сама в первом классе читала настолько плохо, что соседский мальчик засыпал под мое "пык-мык". Но я решила во что бы то ни стало научиться читать как артистка - и вот пожалуйста, научилась же! Читала же своим детям вслух я постоянно и до сих пор читаю. У нас в семье заведено, когда мы читаем что-то и вдруг находим какую-то "жемчужину" - обязательно зачитываем это вслух.

4. Я всегда говорю своим детям, что образование - это ключ ко всему в жизни. И поощряю словами и делами все их успехи в образовании. В конце учебного года их всегда ждет значительный подарок - в этом году планирую путешествие в Кисловодск или куда-нибудь еще. К 1 сентября подарила младшей новый мобильник. И как бы не было трудно, если девочкам нужно что-то для их образования, то обязательно приобретаем это. Моя дежурная фраза: "Я сделаю все от меня зависящее, чтобы ты добилась своей мечты"

5. Во всем ищите с детьми позитив. Не отзывайтесь плохо о людях, особенно учителях. Вспоминайте свои школьные, институтские годы: хорошее - для благословения, плохое - для назидания. Ведь то, что было плохого, вы в свое время смогли побороть. изменить себе во благо или изменились сами, опять же, себе во благо, не так ли? и щеголяйте своей образованностью, но не для того, чтобы принизить своих детей, а для того, чтобы они гордились вами. И восхищайтесь, восхищайтесь своими детьми. Это "не ваши ветки", это - "ваши саженцы", и вы ОБЯЗАНЫ с любовью их культивировать. а не относиться к ним как к обузе.

...если ваш ребенок не хочет учиться - это целиком и полностью ваша вина!

Светлана, спасибо за Ваш развернутый комментарий. Наверняка Ваши советы пригодятся кому-нибудь из читателей.

Но к "дежурной" фразе про мечту  я бы добавила "в том случае, если ты тоже делаешь все от тебя зависящее" :)

Подросток хочет жить, а не готовиться к жизни

Как мне кажется, одна из возможных проблем негативного отношения к учебе - это пассивная роль, отводящася подростку в этом процессе.  В школе от него что требуется?  Чтобы сидел тихо и внимал.  Так ведь и вся жизнь пройти может!  А вот некоторые в 16 лет уже полком командовали...

Принуждение, дисциплина, на мой взгляд, необходимы.  Потому что таковы правила и они не обсуждаются.  Потому что мама знает лучше.  Это обязательная мера пресечения безделья, но, увы, не вдохновение на познание.

А вот дальше важно, безусловно, чтобы в познании (сознательно избегаю слова обучение) появился СМЫСЛ.  Желательно, чтобы его можно было почувствовать сразу, а не после окончания института...  

Чтобы это случилось важно так организовать жизнь вокруг предмета познания, чтобы эта деятельность не ограничилась кружком, книжкой или репетитором.  Это должна быть настоящая ЖИЗНЬ - с эмоциями, с трудом, с преодолением, с реальной деятельностью, ответственностью и результатом, оцениваемым ровесниками и экспертами.

Если увлекается компьютерами - раскрути сайт, чтобы вошел в топ-100 яндекса, история - поехали семьей на раскопки, химия - выращиваем кристаллы и проверяем качество воды в доме, литератор - пусть в "Сноб" пишет.  Не взяли статью?  Ну какой же ты тогда "мятущийся подросток", если тебе миру сказать нечего, бери букварь, штудируй "мама мыла раму" и не выпендривайся, что "уже большой".

Желательно, чтобы было "коммьюнити", которое всецело живет этим и питается друг от друга, пишет в форумах, устраивает конкурсы, организует общественно полезные и просто веселые акции и т.п.  Важно, чтобы человек, только начинающий осознавать себя, мог встретить какие-то внешние критерии и ориентиры, и уж, конечно, не от дискредитировавших себя (на этом этапе его жизни) родителей и учителей.

Кто же откажется от такого "обучения"?  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

 

Новости наших партнеров