Фестиваль «Территория» потерпел фиаско в Сочи

Сочинцы не поняли современного искусства: премьера авангардной постановки «Полнолуние» практически провалилась, только японский танец буто пришелся публике по душе

Фото: territoryfest.ru
Фото: territoryfest.ru
«Полнолуние», фрагмент, Александр Лобанов
+T -
Поделиться:

Фестиваль «Территория» по приглашению оргкомитета «Культурная олимпиада Сочи-2014» устроил премьеру проекта «Полнолуние» в Сочи. «Культурная олимпиада» спонсирует всевозможные коллективы и мероприятия, правда, по большей части это ансамбли народной песни, детские кукольные театры или «патриотическая опера "Князь Игорь"». Так что решение показать во «всероссийской здравнице» современную авангардную постановку было довольно неожиданным.

Зимний театр, в котором должно было состояться представление, — главная городская площадка, где проходят в том числе «Кинотавр» и КВН, — это такой большой Дворец пионеров. Желтое здание с мраморными колоннами и золотыми капителями, стены в холле увешаны пейзажами в золоченых рамах, на окнах тяжелые портьеры. За полтора часа до начала куратор фестиваля Кирилл Серебренников собрал в холле прессу и растерянно, как будто перед кем-то извиняясь, объяснил, что сюда его пригласило Министерство культуры, чтобы он в рамках этой самой «Культурной олимпиады» сделал что-то в Сочи. Поскольку от таких предложений не отказываются, он согласился собрать новые и старые работы современных перформеров — из тех, что нравятся ему и его команде. А вот понравится ли это сочинцам, он вовсе не уверен. Он вообще не уверен, что на спектакль кто-то придет и что это не будет публика с пляжа в плавках и лузгающая семечки. Тем не менее он очень надеется, что между стройками еще где-то кроется какая-то интеллигенция и что тут обитают не только поклонники творчества Филиппа Бедросовича, чьими афишами завешан весь город.

Несмотря на жуткий ливень, который начался минут за десять до начала представления, зрителей пришло очень много — самого разного возраста. Вопреки опасениям Серебренникова, они были без семечек и вовсе не в шлепках — пришли во всем парадном.

Первую часть проекта — инсталляции современных художников и артистов — публика еще кое-как переварила. Правда, во время выступления Инженерного театра «Ахе», в котором артисты колдуют с водой, светом и огромным куском полиэтилена, позади меня то и дело раздавалось старческое ворчание: «Это что же они секс, что ли, показывают? Что это они сюда приехали пропагандировать?» Что за публику собрала «Территория» в Сочи, окончательно стало понятно во время показа второй части проекта — музыкально-сценической постановки композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна, которую исполняли в концертном зале театра.

Это произведение состоит из двух частей. Первая называется «Над лунами» и посвящена проекту архитектора Георгия Крутикова «Летающий город» 1928 года. В этой работе Крутиков, вдохновленный прорывом в развитии воздухоплавания, предложил построить дома-коммуны на небе, с тем чтобы землю оставить для труда и отдыха. Сообщение между парящими в воздухе зданиями должно было осуществляться, согласно проекту, с помощью специальной кабины, которая могла бы двигаться по воздуху, по земле и по воде. Режиссер обыграл это либретто таким образом: на фоне огромной проекции с проносящимися разноцветными геометрическими фигурами с картин Кандинского прямо по ходу действия выстраивают кабину, в которой артистка зачитывает и поет отрывки из работы Крутикова под авангардную музыку Сысоева в исполнении Московского ансамбля современной музыки.

Не прошло и десяти минут с начала спектакля, как зал взорвался хохотом и улюлюканьем. Актриса согласно своей роли шептала, хрипела и вскрикивала. Мои соседки комментировали в голос: «Она чё, на толчке, что ли? Это ваще только психические выносить могут». Но, несмотря на нетерпеливые хлопки, просьбы «сворачиваться» и то, что время от времени кто-то из зрителей начинал с шумом пробираться к выходу, заставляя вставать весь ряд, артисты стойко продолжали.

Первая часть должна была плавно перейти во вторую — «Полнолуние». Но в этот момент из-за скачка электричества на секунду прервались видео и звук. На сцену вышел режиссер. Я подумала, что он призовет публику вести себя прилично, а тех, кому не интересно, попросит выйти из зала. Но он лишь извинился за технические неполадки и предупредил, что вторую часть придется начать заново. В зале тут же отреагировали: «Давай лучше с середины» и громко захохотали. А дальше произошло что-то совсем невероятное.

«Полнолуние» — это перформанс японского хореографа современной танцевальной школы буто Такетеру Кудо на музыку Алексея Сысоева. Он двигается по сцене, усыпанной сухими листьями, на фоне проекции: огромной луны, которая медленно восходит над пустым полем с линией электропередач и, описав полукруг, заходит, уступая место солнцу. На протяжении этой символической «ночи» с танцором происходит разные трансформации: то он крадется как дикая кошка, то бьется в страшных судорогах, вскакивает на четвереньки и шатается, как новорожденный олененок. Поддавшись этому завораживающему гипнотическому зрелищу, зрители стали затихать; прекратился недовольный бубнеж и улюлюканье, и скоро в зале установилась абсолютная тишина — за звуками виолончели и электронными сигналами стал слышен даже шелест листьев под ногами танцора.

Кирилл Серебренников потом описывал этот момент так: «Произошло то, что  называется "чудо театра". Такетеру Кудо — уникальный парень, он выходит на сцену, люди, которые нам кажутся в чем-то папуасами, неожиданно замирают и смотрят на него, как суслики на анаконду, а он ими манипулирует как хочет. Первая часть была про культуру — Кандинский, конструктивизм, цитаты — это сложно, это надо понимать, считывать. А танец Кудо — это такая животная харизма, которая оказалась глубже культурных кодов».

Под конец второй части, когда на экране забрезжил рассвет, танец стал затухать, и на сцену вышли темные фигуры с оленьими рогами, зрители очнулись и снова нетерпеливо заерзали и заговорили в голос. Ощущение магии разрушилось.

После представления артисты и художники, конечно, обсуждали «диких» сочинцев, однако гораздо больше их волновала не реакция зрителей, а техническая накладка, из-за которой не удался переход между первой и второй частями постановки: этот переход они очень тщательно репетировали. Наверное, и артисты, и зрители еще долго будут вспоминать этот странный эксперимент. А прекрасный проект «Полнолуние» можно увидеть в ноябре во время фестиваля «Территория» в Казани.

Комментировать Всего 22 комментария

Филипп ГригорЬян, фамилия пишется с мягким знаком.

Эту реплику поддерживают: Филипп Григорьян

В армянском языке нет разделительного и никакого иного "Ь"!

Эту реплику поддерживают: Михаил Калужский

В армянском - возможно. Филипп пишет свою фамилию через мягкий знак:

http://www.afisha.ru/people/310454/

Миша, спасибо, поправили!

Из Сочи

Сейчас в Сочи. Сам спектакль не видел, но слышал как зритель делился впечатлением об этом культурном событии. Фабула - "бред сивой кобылы". Обсуждать не хочу, потому, что, повторяюсь - не видел. Однако, интересно, чем сочинская публика отличается, например, от московской или казанской. Наверно, уровнем культуры, образования, это естественно, включая и туристов - кто сюда ездит. Но есть еще и какая-то сочинская "регионально-психологическая специфика". Это отражается в несколько пренебрежительном отношении ко всем приезжим, которые, кстати, и кормят Сочи. А ведь здесь будет Олимпиада, формула, ЧМ по футболу, а после всего этого планируется создать курорт мирового уровня. Как-то менятся нужно сочинцам, а то вдруг на такой супер курорт приедет нечто еще более авангардное по сравнению с "Полнолунием".

Но есть еще и какая-то сочинская "регионально-психологическая специфика"

Сочинская публика - это очень наваристый бульон из коренного населения и нескольких волн переселенцев, где вкусообразующим является этнический ингредиент из амшенцев, джермакци, джаник-ордуйцев, а также из черкесогаев.

Надо хотя бы немного знать историю и этногенез этих племенных образований, чтоб понять сочинскую специфику.  

Вот Вы, Евгений, видимо знакомы с историей и этногенезисом сочинского региона. Пояснили бы тогда эту специфику. Я ее не понимаю, как и Максим (пост ниже) - не раскрыл причину этого феномена. Я только вижу отсутствие достаточного уровня гостеприимства в сочинских сервисных предприятиях, будь то гостиница, санаторий, ресторан или транспорт. Можно, конечно, говорить о слабом уровне подготовки персонала, но, видимо, есть еще что-то психологическое. Наследие советской курортной системы?

Был ни в одном городе Краснодарского края и мне кажется население, как это ни странно, везде одинаково. Обычно уровень культуры зависит от размера города, возможностей его жителей (материальных, культурных), близости к центру, течения приезжих, которые приносят что-то свое (как из другого мира). А вот Краснодарский край будто закупорен, несмотря на то, что эта территория сейчас развивается гораздо активнее других и что ежегодно благодаря туристам население практически наполовину обновляется. Так и не раскрыл причину этого феномена.

Судя по фотографиям было интересно. Впечатляют.

Сочи-стратегический ночной клуб страны. Место где счастье понятно и осязаемо. Едут за понятным. И хотят ясности. Звезд сериала /менты 7/. Розенбаума и 3D. Обидно за спектакль-он хороший. Но ситуация похожа на декламацию Пушкина в пельменной у вокзала. В пельменную не за стихами ходят. И странно обвинять в этом сочинцев. Они живут в VIP пельменной.

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко

Нельзя обвинять людей, что они не так реагируют на то, о существовании чего они не подозревали до того, как увидели. Причем это касается не толко современного искусства – такая же реакция была на концертах классической музыки на лесопилках и молокозаводах моей юности. Есть знаменитая история про Ростраповича и мужика в первом ряду, показывающего ему топор из-под полы и шепчущего: "не замолчишь –  убью". Мы, художники, разве мы можем кого-нибудь чему-нибудь научить? Всё, что мы можем – это поделиться нашим восторгом перед миром форм красок и звуков, алгоритма и света, движения и слова. Мы можем сказать: вот смотрите, есть мир, о котором большинство из вас не подозревает - это мир свободы и творчества и КАЖДЫЙ может найти туда свою дорогу. Так получилось, что я люблю публику, которой трудно, особенно пронзительно...

Эту реплику поддерживают: Филипп Григорьян

Мне первобытный сочинский зритель ближе. К тому же реакции были самые разные. И были бабушки, которые со слезами на глазах благодарили, и девушки, собирающие автографы, и горящие глаза на воодушевлённом лице охранника, который до этого пребывал в довольно мрачном настроении, поскольку его заставили работать, и дружные аплодисменты в конце, и ощущение, что что-то изменилось, какие-то процессы сдвинулись. И я думаю, что не ошибаюсь. Я верю в химию невидимых энергий и волшебную силу шока.

Эту реплику поддерживают: Vladimir Kalinovsky

Наталья, я очень рада, что среди зрителей нашлись те, кому представление понравилось! В общем, я не сомневалась, что и в Сочи есть и умные, тонкие, открытые к новому, образованные люди. Я описывала общее ощущение от толпы: к сожалению, спектакль освистали. Но я полностью с Вами согласна: в этом нет Вашей вины. И я тоже надеюсь, что Вам удалось «cдвинуть какие-то процессы”. Тем более, что проект очень талантливый.

Эту реплику поддерживают: Филипп Григорьян

"Тем более, что проект очень талантливый."

Вот отсюда поподробнее пожалуйста, Ася. Это Вам кто-то сказал или Вы сами придумали? И даже так: если бы Вам самой не понравилось, то Вы бы так и написали? И не надо представлять сочинскую публику в виде тупой толпы, потому что те кто пришли на этот "перформанс" это не средние отдыхающие. Те ждут Винокура, Киркорова и подобную компанию. А то что там в афише имена из хорошо известной колоды еще ничего не доказывает. То есть совершенно.

Юрий, если бы мне проект не понравился, я бы, конечно, так и написала. Но он мне очень понравился и показался талантливым. А сочинским зрителям по большей не понравился - в этом мы с ними не совпали. Именно об этом и текст и мой комментарий.

Это понятно. А почему перформанс этот публике не понравился Вы себя не спрашивали? Помните как у Пушкина: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал". А искусство от кучки и для кучки друг дружку хвалящих деятелей народу вот как-то не любезно. И уж совсем Вы не затронули вопрос о том сколько народных бабок угрохали как на сам проект так и на его раскрутку в которой Вы поучаствовали и как это объяснить неблагодарному зрителю.

и не потерпел и не фиаско

если автор слышала что я говорила на пресс-брифинге, то можно было понять, что все шли на этот странный эксперимент с открытыми глазами. и авторы, и организаторы. более того, сейчас в комментах на сайтах краснодарской прессы есть и такие - как хорошо, что привезли не казачков и не лубок, а настоящее. пусть не все знают и понимают, но эти малые по численности зрители имеют право видеть то, что им интересно. и хорошо, что огркомитет культурной олимпиады настоял, и что министерство культуры поддержало проведение ХОТЯ бы одного события, выбивающегося из череды привычных развлекаловок. и это не фиаско, а реальная победа. потому что те, кто остались (а это половина зала) аплодировали искренне, и подходили после и говорили спасибо. и спасибо авторам и исполнителям, что не кокетничали и не боялись зрителей, а делали свое дело. и не надо недооценивать людей и играть с ними в поддавки, особенно в искусстве. обезьян хватает везде, и не только в Сочи.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Ася Чачко, Филипп Григорьян

это было нереальное счастье. о таком проекте можно только мечтать. мечтать всю жизнь, и не выпустить его никогда. каждый участник вселял спокойствие и уверенность. чистый фан! только искусство, и никакого грузилова))) и это при собрании таких ярких, и зачастую, противоположных индивидуальностей. все до сих пор переписываются в группе на фейсбуке. не могут успокоиться. поэтому, ася, дорогая, слово "фиаско", наверное, не очень подходит событию. тут важно, кто объект, а кто субъект. в некотором роде, с нашей стороны было фашизмом, показывать это в сочи. мы ничего не терпели. и мы не падали. то есть действие, которое вы описываете в заголовке, исходило не от нас. скорее, сочинский зритель потерпел фиаско, попытавшись уронить. кого????!!!!!! ЛЕДНЕВА? вы его видели вообще? Пшеничникову? Она вон выше оправдывает зал, жалеет его, и правильно делает) Может быть Кудо? Который бесшумно задушит, не двинув бровью) Тарасова? Который будет смеяться в лицо смерти)))) Сачико? которую не сдвинуть с места, если она сама не захочет) Патрика и Лобанова? сделавших каждый по видеошедевру. Актеров лаборатории Танаки? Андрея Андрианова? гуру перформанса, не брезговавшего таскать декорации? Музыкантов? прошедших через все это уже давным давно! Сысоева? готового пожертвовать любым органом, за правильный саунд! Простите, я забыл сказать про экспозицию, с ресайкл, и АХЕ лайв!!!!! до нашего выступления)))) Ася, статья хорошая, название не очень точное. обнимаю. фил

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко

Небольшая зарисовка из города Сочи, почти год назад.

Не знаю, как это соотнесется со статьей о большом искусстве в маленьком городе с большим будущим, но попробоую опять вставить свои пять копеек

Мы добавили в конце текста новую фотогалерею! Прокрутите вверх, посмотрите, какие красивые там были перформансы и инсталяции!