Михаил Ефремов: 
Я — Петрушка на масонской свадьбе

Известен своими работами в театре и в кино, но за последние полгода приобрел новую популярность благодаря сатирическому еженедельному проекту «Гражданин поэт», который он придумал вместе с бывшим главным редактором «Коммерсанта» Андреем Васильевым и писателем Дмитрием Быковым. Так был возрожден забытый жанр сатиры, а Ефремов, исполняющий едкие политические пародии Быкова, стал лицом проекта и сделал актуальной фигуру чтеца

+T -
Поделиться:

 

Фото: Алексей Сорокин
Фото: Алексей Сорокин

С После передачи «Куклы» (развлекательная сатирическая программа Виктора Шендеровича, выходившая на канале НТВ с 1994 по 2002 год. – Прим. ред.) казалось, что сатира уже умерла, а ваш проект «Гражданин поэт» этот жанр реанимировал. Вы собираете залы. Как так вышло?

Я думаю, что сатира не умерла, просто какое-то время она была не нужна. А «Гражданин поэт» был придуман по пьяни – иногда то, что делается левой ногой, получается очень хорошо. Не ожидаешь – и вдруг получилось. Я не думал, что этот проект окажется таким массовым, таким популярным. Все-таки, чтобы его воспринимать, нужно интересоваться поэзией и политикой одновременно. А таких людей немного. Но из-за того, что сейчас такая политическая непонятка, его стали смотреть все.

С Под «непоняткой» вы что имеете в виду?

А непонятно, кто у нас дальше будет. Может, даже Медведев будет. Я вот долго думал: ни фига же не поменяется в любом случае. И вдруг понял, что это для меня не поменяется. А если у тебя магазин, или три завода, или, там, два агентства (у меня бизнеса нет, я не очень в этом понимаю), акции или что-то такое, то тебе тогда, естественно, любые политические перемены важны. В такой стране, как Россия, в стране, где такая вертикаль власти, – оказывается, важно, что наверху пирамиды.

С После выборов «Гражданин поэт» будет существовать?

Я думаю, нет. Если мы его продолжим, то как-то видоизменим. Потому что уже становится тяжело, однообразия надо избегать, приходится подходить к новостям каждый раз как-то по-новому – долго так продолжаться не может, надо форму менять.

С У вас есть какая-то внутренняя цензура, когда готовите выпуски?

Мы стараемся не хамить, но я-то в этих обсуждениях меньше всего принимаю участия.

С Вы удивились, когда разгорелся скандал с телеканалом «Дождь» (в апреле этого года генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева отказалась ставить в эфир один из выпусков проекта, объяснив свое решение тем, что авторы перешли на личности и задели президента именно «по-человечески», а не в зоне его профессиональной деятельности. – Прим. ред.)?

Безумно – а потом даже не то что перестал удивляться, а просто понял, что ничего не меняется в принципе. И это не из-за того, что такая система власти, а такие люди. Но вообще я же, как Васильев говорит, Петрушка на масонской свадьбе, вы мне зря такие вопросы задаете. Я просто лицо проекта.

С А вас зовут выступать с «Гражданином поэтом» на частные вечеринки?

Да, мы выступали два раза на корпоративах. Для полугосударственных учреждений, не буду говорить для каких. Но я не думаю, что эту практику надо продолжать.

С А вы правдоруб?

Какой я правдоруб? Я очень плохо формулирую мысли, поэтому правду рубить – не мое дело. Правду рубить надо красиво, в стихах. Это вот Быков помогает мне быть правдорубом.

С Когда читаешь ваши интервью, кажется, что вы очень веселый человек, в какие-то ситуации смешные вечно попадаете – это так и есть?

Я, конечно, с одной стороны, действительно веселый человек. Но с другой – не надо всем подряд знать про меня, какой я на самом деле. Старики в Художественном театре говорили: не разменивайтесь, ребята, у артиста должна быть тайна.

С У вас шестеро детей; дети – это важная тема для вас?

Да дети вообще самая главная тема, смысл жизни – больше ни в чем его нет! Конечно, смыслом может стать расширение мозга до необычайных размеров, мы знаем такие практики. Но все-таки... Я детьми долго заниматься не могу, но их присутствие заставляет меня не расслабляться.

С Ваши родители, вы, ваши старшие дети – актеры; это помогает или мешает в жизни?

Мы по-другому не пробовали. И, кажется, младшая дочь тоже собирается быть артисткой.

С Вы когда-нибудь думали, что вы будете делать на пенсии?

Надеюсь, что буду работать. Может быть, буду сам старенький – смогу хорошо старичков играть. Потом, есть же еще театральная режиссура, которой я занимался. Кроме того, я не снимал кино, но в принципе рассматриваю и такой вариант. Хотя не могу сказать, что он меня страшно привлекает – тут у меня сложные чувства.

С Почему?

У меня мелькает периодически мысль о кино, но на самом деле, если честно, я хочу у кого-то поработать вторым режиссером. Я вижу, как здорово быть вторым режиссером, как в этом качестве можно получать удовольствие. То есть я не хочу всю полноту ответственности, мне нужен режиссер-творец. А что касается пенсии, то думаю, что она у меня будет в два раза больше, чем у вас, потому что я лауреат Государственной премии.

Михаил Ефремов ответит на вопросы участников проекта «Сноб»

 

Комментировать Всего 21 комментарий

водка - это философия или допинг?

жид кость, вон оно! опять значит евреи во всем виновны

Уважаемый Михаил!

Не хотите ли Вы продолжить эксперименты с замечательными нашими "русскими, советскими" авторами, такими, как Платонов, Хармс и другими?

Мне кажется, это лучшая сатира текущего дня. Да и не сатира вовсе, если взглянуть по-другому :)

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov

Хармс уже был. А что касается Платонова – все зависит от события. Я редко принимаю участие в придумывании автора, хотя иногда бывает, что и я придумываю. Автор выбирается, исходя из события.

Почему Вы не хотите больше играть в спектакле "Чапаев и пустота"? Вы считаете, что он устарел, Вам надоел Ваш веселый герой, или Вы просто устали от Пелевина?

Эту реплику поддерживают: Ира Макарова

Дело не в том, что я не хочу играть в "Чапаеве и пустоте". Просто сейчас я очень занят в других проектах. Будем его еще играть, но спектаклю уже 12 лет, и появилось много новых проектов. От Пелевина трудно устать – он умный.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

"И это не из-за того, что такая система власти, а такие люди. "

Как Вы думаете, Михаил, люди могут измениться? Ну когда-нибудь?

Люди и так уже изменились, даже на наших глазах. Зубы стали чистить. Когда у нас началась капиталистическая революция, мы много узнали про всякие памперсы, дезодоранты и зубную пасту. Мы гораздо чище стали, чем были двадцать лет назад. Люди, конечно, меняются, но эволюционно – медленно и незаметно для глаза.

Эту реплику поддерживают: Максим Терский

Зубы то они чистят. Даже я бы сказала затачивают. Что с душами и мозгами?

Исходя из Вашего ответа, что Вы просто" лицо проекта", есть ли какие- то сдерживающие моменты для Вас? В какой ситуации Вы отказались бы что- то озвучить?

Конечно, такая ситуация, в которой я бы отказался от участия возможна. Вот, например, когда мы про Никиту Сергеевича и его выдвижение на Оскар записывали «Шаганэ ты моя, Шаганэ» я сначала просил: не пишите плохо про Михалкова. А согласился только потому, что там на Никиту Сергеевича мы не очень наезжаем, а, скорее, наезжаем на вертикаль власти. Я к Никите Сергеевичу хорошо отношусь. Хотя номинироваться на «Оскара» с фильмом «Цитадель», действительно,  было уже слишком. А в остальном, пока поводов отказываться не было. Но, вдруг, Быков станет фашистом – придется отказаться.

"не надо всем подряд знать про меня, какой я на самом деле..."

Вы такой, видимо, каким каждый из нас вас видит и понимает.  Наверняка не адекватно, точно не полностью.  Да и интервью какое-то блекленькое, какие-то не первостепенные вопросы вам в нем задавали. 

Сатира была невостребована, как вы сказали.  Наверное, пока люди были заняты делом и думали, что это дело их движет вперед.  А сейчас она опять вострбована, потому что жизнь все больше напоминает наши шестиметровые кухни в совке, где духовная жизнь, смех били ключом, а снаружи не происходило ничего, и только в философствовании, причем преимущественно в виде едкой сатиры и хохм существовало бытие.  Мне про вас ясно по кр.мере две вещи, и это и есть мой вопрос: права ли я?  Вдумчивая, с подтекстами сатира -- это ( для меня) ваше лицо.  Сатира, где смех сквозь слезы, где грустно.   Как в фильме "КАКРАКИ".  Смотрю его на DVD периодически, уже много раз.  Как вы читаете стихи, как показываете этого замминистра, который от еще не убитых в душе тайных струн потянулся к этой девочке (про нее не интересно).  Вообще об этом могла бы написать целое эссе, но "щас не об этом", хоть это один из моих самых любимых фильмов.  Вторая  вещь -- роль ( или образ, а может и суть) Петрушки. не важно, на какой свадьбе.  Петрушка -- трогательный, умный персонаж, носитель именнно такой сатиры, о которой выше.  Но еще:  Петрушка -- это шут.  А шутам можно практически все.  Они могут высмеивать правителей, даже очень едко, но так, чтобы правителю это было терпимо.  Правитель от шута стерпит гораздо больше, чем от других.  Правитель, на самом деле, слушает шута, потому что шут мудр.  Только правитель его за это не благодарит, а чаще пинает.  Но от того, что шут не предполагает благодарности, и правитель, и подданные -- и люди на площади -- только больше уверяются в его мудрости и подлинности. Все это хоть немного похоже на то, как вы сами о себе думаете?  Потому что именно так я думаю о вас. 

Спасибо большое за высокую оценку моего труда!

Михаил Олегович, спектакль "Шарманка", поставленный Вами в Современнике по одноименной пьесе А.Платонова, на сегодняшний день числится в репертуаре театра, но в афише его давно не видно. Скажите, когда я смогу посмотреть "Шарманку" в третий раз - особенно хотелось бы увидеть Вас в роли Евсея. У меня уже была возможность сравнить два исполнительских состава "Шарманки" и, на мой взгляд, спектакль обретал большую внятность, когда Щоева играли Вы, Мюд - Полина Рашкина, Профессора - Роман Хеидзе. А насколько для Вас, как для режиссера, ощутимо различие между составами в данной постановке?       

Сейчас «Шарманка» не идет, возможно, она появится в следующем году. Возможно, в том же составе, а, может, и в другом. Не могу точно сказать – пока занят другими вещами.

Как режиссер, я убежден, что, если речь идет о русском психологическом театре, одинаковых спектаклей вообще не бывает. Даже, если тот же состав будет играть на следующий день – это будет другой спектакль. Каждый репертуарный спектакль – это отдельное произведение.

Расскажите, пожалуйста, о новой постановке в Современнике, над которой Вы работаете совместно с Гариком Сукачевым и Дмитрием Певцовым.

Еще там работает Василий Мищенко, Мария Евстигнеева-Селянская и Ольга Дроздова. Художник-постановщик – Андрей Шаров, художник по свету Влад Опельянц. Спектакль называется “Анархия” по пьесе Майка Пэкера это история про старых английских панков сегодня. Больше ничего говорить не буду, потому что не люблю говорить о вещах, над которыми работаю.

Вы, Михаил, лучший актер,Актерище. Но люблю Вас не только за это . А за свободу духа. В стране халдеев сохранять ее-великий героизм. Но есть такие герои-приятель Ваш-Охлобыстин....Посему-Охлобыстина-в патриархи, Ефремова-в президенты,можно наоборот. И как вдарить по этому болоту свободой и  весельем.     И сразу-просьба от избирателя, чтобы вместо новостей по телевизору президент - патриарх Ефремов-Охлобыстин читали Салтыкова-Щедрина для возвращения населения в непервобытное состояние. И на ночь тоже.         

Аллах и Гражданин

мне кажется следующий выпуск должен быть об этом:

"Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил 5 октября на встрече с журналистами, что деньги Чечне "дает Аллах". "Не знаю. Откуда-то берутся деньги", - добавил он, отвечая на вопрос об источниках финансирования региона"

Спасибо большое всем, кто прочел интервью!

Ирина Яшина Комментарий удален автором