Сергей Чобан: Граффити — это совершеннейший вандализм
Граффити — ужасная вещь, особенно когда они появляются на новых зданиях и их портят. Впрочем, у меня есть теория, что если отделка здания вызывает уважение, то граффити на стенах не появляются. В моей жизни был такой случай. Я строил здание, которое находилось на очень близком расстоянии от другого. В нем почти не было окон, и был глухой фасад, сделанный из очень красивого полированного камня. Не примитивного, а действительно очень красивого. Благородное сочетание этого фасада с небольшим количеством служебных окон выглядело сдержанно и внушительно. В итоге несмотря на то, что место было достаточно безлюдное и напротив стояли руины какого-то бывшего министерства ГДР, на моем здании не появилось ни одного граффити. Похоже, некое уважение к красивой отделке, к труду возникает даже у вандалов. А если дом отделан без любви, то вандалов это как бы провоцирует, развязывая им руки. Это моя личная теория, может, она и неправильная.
А вот на специально отведенном для этого месте граффити вполне могут развиваться как искусство. У меня даже был проект — я навесил металлическую лестницу на стену дома и закрыл ее — получилось нежилое помещение. Я специально оставил грубую поверхность стены и предложил заказчику сделать на ней граффити, чтобы создавалось впечатление не нового, с иголочки, здания, а старого, заслуженного. Но заказчику это показалось слишком экстравагантным, и он, отчасти приняв нашу концепцию, пригласил современных художников, чтобы они на каждом этаже сделали настенные инсталляции. Там были интересные работы даже таких известных авторов, как Виа Левандовски из Берлина, например.
Мотивы граффити можно интересно применять в современной архитектуре. Известен прекрасный пример жилого здания швейцарских архитекторов Херцога и де Мерона, построенного ими в Нью-Йорке, где мотив ограды взят из рисунков граффити. Но одно дело, когда к граффити относятся как к искусству, и совсем другое, когда это уличное хулиганство, которое портит работу других людей.
Мне кажется, что любое искусство должно начинаться с уважения к тому, что было до тебя, с понимания, что мы живем не в изолированном пространстве и времени, что есть какая-то историческая канва, которая у нас общая. Поэтому когда человек приходит и на старое здание начинает наносить граффити, то, на мой взгляд, уровень неуважения к истории здесь гораздо выше кажущейся остроты поступка.
На днях я был в Екатеринбурге и могу показать вам несколько примеров отвратительного обращения с памятниками конструктивизма со стороны «художников» граффити.