Рената Литвинова: 
Выбросите меня на Бирюлево-Товарной. Я не пропаду

Актриса и режиссер фильмов «Нет смерти для меня» и «Богиня: Как я полюбила» отвечает на вопросы участников проекта «Сноб»

+T -
Поделиться:

В ноябре выходит новый фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» о тринадцати днях из жизни работницы морга Маргариты Готье. Главные роли сыграли Татьяна Друбич, Ольга Кузина и сама Рената Литвинова. В съемках также участвовали ресторатор Дмитрий Борисов, литературный обозреватель Лев Данилкин и режиссер Николай Хомерики. Фильм Литвинова снимала на собственные деньги. Саундтрек написала Земфира.

Вопросы можно оставлять в комментариях.

Комментировать Всего 145 комментариев

Здравствуйте!

Люблю Вас, люблю Ваши работы.

"Вишневый сад". Ушел в антракте. Почуствовал какой-то диссонанс - настолько сильно выделялась Ваша игра на фоне остальных / долго смотреть было невозможно.

Как правильно поступить в таких случаях артисту? Уйти из этого спектакля самому или попросить поменять коллег?

Я стараюсь не говорить плохо в адрес своих коллег. Это моё правило. И я не склонна винить других оттого, что вы ушли со спектакля. Наверно, я вас не смогла удержать. И вы знаете, рано или поздно я уйду.

Во если бы Вам предоставилась такая возможность поработать художником-оформителем в морге....(или просто куратором-искусствоведом)..... какие бы картины Вы бы там поразвесили?  Только оригиналы конечно, никаких копий....

Ну, может быть, портреты — на них нет разделения на живых и мертвых. Все мы будущие мертвые, в конце концов.

Рената, вот Вы сняли фильм на свои деньги, поэтому возник вопрос связанный именно с ними: Вы снимали фильм с целью получения  прибыли от его проката или же это некоммерческий проект, с помощью которого Вы хотите достичь чего-то иного?

Известно, что первоначальное название картины было другим «Их было три подруги», отсюда второй вопрос: связано ли это как - то с историями из вашей личной жизни, и  что легло в основу сценария? Что подтолкнуло Вас к созданию такой картины?

Проект принципиально был снят на свои деньги, как некий авторский опус, где заказчиком и последней инстанцией была я сама. Не хотелось сдерживать личное творческое безумие, тем более, когда вокруг так много нормальных киновысказываний. Фильм по жанру – современная сказка, но я бы назвала её былью, так как верю в наличие смотрящих за людьми высших существ. Поэтому фильм вполне можно назвать хроникой из жизни женщины с элементами автобиографии.

Эту реплику поддерживают: Анна Конева, Владимир Кайгородов

Рената, скажите пожалуйста, довольны ли Вы проектом "ZARINA & Рената Литвинова". Планируется ли продолжение, или сотрудничество с другими российскими дизайнерами?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ксения Буржская, alla fleming

Проект с питерской ЗАРИНОЙ был очень плодотворный, я до сих пор встречаю дам в моей одежде и с моими сумочками. Мы делали красивую, недорогую и качественную одежду — я сама до сих пор ношу свои платья и свитера из тех коллекций, сумки все раздарила. Может, когда-то мы ещё что-то вместе придумаем. Это было очень творческое и честное сотрудничество. И самые красивые рекламные фотосессии в русском массмаркете, думаю, мы многих вдохновили своим примером.

Рената, будем очень надеяться, что придумаете что-то еще! Вот только с размерами у ЗАРИНЫ беда...большие они были, ничего купить не удалось. Но это,конечно, вопрос не к Вам.

А за рекламные фотосессии огромное спасибо! Они были просто шедевром!

Рената, здравствуйте!

У меня три коротких вопроса.

- Что вас вдохновляет?

- Кто ваш любимый художник?

- Если бы вам сегодня стало снова 27 (23, 19), какой город и какое дело вы бы выбрали себе?

Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Я люблю Рембрандта за то, как он на меня воздействует. Он не даёт мне надежду, но просветляет.

А если бы мне стало 19, я бы совпала с собой настоящей. И не уехала бы в другой город, потому что, уехав, не встретила того, кого мне нужно было бы встретить.

Рената, здравствуйте.

В одном из интервью Вы сказали, что не можете смотреть свой фильм "Богиня: Как я полюбила". Какие у Вас ощущения от новой работы "Последняя сказка Риты"?

Какую из своих работ Вы считаете самой сильной?

В творческом процессе создания картины Земфира принимала участие только в создании саундтрека?

Земфира — сопродюсер этой картины. Мы практически её сделали вдвоём. Она соратник и соавтор картины, и музыкальная часть лежит на её плечах. На мой взгляд, для картины она написала очень красивую музыку и отдала в неё выдающиеся песни. "Богиню" смотреть не могу сейчас, а "Последнюю сказку Риты" могу, мне пока очень нравится, особенно, как играют актрисы — и Оля Кузина и Таня Друбич. Бесконечно им благодарна за бескорыстное участие.

Рената, скажите, что Вы боитесь не успеть сделать в жизни?

Бесполезно и опасно бояться — жизнь именно это потом и обеспечивает — того, чего боишься более всего. Так что я не формулирую свои страхи, пропускаю эти мысли вместе со вздохом. Я с возрастом стала более несерьезная. Слишком серьезные люди вызывают у меня жалость.

Слишком серьезные люди вызывают у меня жалость.

Интересный взгляд. А в чем проявляется эта пришедшая несерьезность?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Рената, передаю несколько вопросов от знакомых:

- Стоит ли нам ждать любви и смерти в Вашем новом фильме "Последняя сказка для Риты"?

- Не так давно Вы осудили гомофобные высказывания Вашего коллеги - Ивана Охлобыстина. Могла бы критика гомофобии стать одним из сюжетов Вашего фильма?

Иван встретился мне недавно и спросил меня: "Ты меня осуждаешь?" Я ответила "Да, осуждаю". У нас был небольшой разговор, и он сказал: "Я подумаю над этим". А снимать про это фильм пока не собираюсь.

Рената, здравствуйте! С нетерпением жду Вашего нового фильма! Вопросы к Вам, как к режиссеру.

1) Насколько важна раскадровка для режиссера?

2) Верите ли Вы в чудо, волшебство (хотя бы немножечко) в процессе создания фильма или все держите под контролем и заранее уверены в результате?

3) Если в процессе монтажа режиссер понимает, что материал получился слабый или не совсем тот, имеет ли смысл все же завершить работу или стоит попытаться переснять фильм?

Рената, спасибо за Ваше творчество!

Вопрос: где Вы проводите больше времени и что Вам больше нравится: Ваш творческий мир или реальный мир за его пределами? Или Вы их не разделяете?

Рената, вы стали настоящей мадам Шоша. Чему я несказанно рада.. Вы это чувствуете?

Ксения Буржская Комментарий удален автором

и еще - от наших читателей в соцсетях

1. Как Вам работалось с Татьяной Друбич и кто такая Анастасия Жукова (оператор "Последней сказки Риты")? Хотелось бы побольше о ней узнать.

3. Ваша дочь - похожа на Вас? Что главное, по Вашему мнению, нужно воспитать или взрастить в ребенке? И как воспитать в девочке настоящую женщину со вкусом, стилем, женской гордостью? 

Спасибо

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Сколько лет вы снимаете фильм «Последняя сказка Риты»?

Скоро два года будет. В какой-то момент я даже испугалась. А вдруг я его никогда не закончу? Вы же знаете, я такой человек, что всегда все довожу до конца. Наверное, это заболевание даже. Есть же люди, которые начинают и никогда ничего не доделывают. А потом в этом был для меня еще и какой-то момент самоуважения. Для меня было принципиально важно в этом проекте ни от кого не зависеть.

Работать без инвесторов и продюсеров — это было ваше принципиальное решение?

Да, для меня это было принципиально. Я сама заработала деньги, создав капсульную коллекцию для фирмы Zarina. Но я потратила их не на себя, а инвестировала в арт-фильм «Последняя сказка Риты». Для себя решила, словно этих денег у меня не было вовсе, а они просто идут сразу в фонд фильма. Интересное наблюдение: все деньги, которые я имела в жизни, почему-то никогда не были связаны напрямую с моей профессией. То есть я зарабатываю как актриса, как модель, как дизайнер, как режиссер, но почти никогда как сценарист. При этом я считаю, лучшее, что я могу делать, — это именно заниматься литературой или писать сценарии. Это диссонанс и одновременно закономерность. У нас на родине  вообще какая-то неправильная ситуация, у нас авторы не получают ничего. Нет законов, которые работали бы на авторское право, а люди, которые сидят на табуретках, на скважинах, чиновники — они имеют все. Это абсурд! Потому что самое дорогое — это именно талант, способность создавать и  любить. И еще  время — самая дорогая субстанция и вовсе не бесконечная для человека. А чиновников и  бизнесменов — их очень много, а по-настоящему талантливых людей очень мало.

Пока Вы пишите, Вы не на экране. А время, как Вы справедливо заметили, ресурс ограниченный. Хочу больше видеть актрису Литвинову. Такого уровня актирс в Отечестве просто нет.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

А то я еще обрадовался появлению здесь у вас в студии двух мужчин в хорошо сшитых пиджаках из компании Volvo — значит, есть надежда, что у «Последней сказки Риты» появились какие-то дополнительные источники финансирования?

Да, присоединяются некие силы. Мне нужна была помощь, чтобы закончить картину, буквально на последней стадии, и я эту помощь нашла. При этом вы не станете утверждать, что я такая уж общительная. Все-таки я не перемещаюсь с вечеринки на вечеринку в поисках контактов. Все как-то само присоединяется.

Мне кажется, что вас и так все домогаются, так что и по вечеринкам перемещаться не надо.

Есть искушение назвать наше интервью: «Меня все домогаются».

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алексей Воеводин

Или «Ей не надо перемещаться по вечеринкам»… Кстати, про вечеринки: я слышал, что была какая-то мини-премьера «Последней сказки Риты» в Канне, в Русском павильоне? 

Мы там показывали трейлер в Русском павильоне на кинорынке. А недавно открыли официальный сайт фильма. Картина моя снималась  многострадально. В принципе, не могу даже сказать, что важнее в этом случае — опыт или сама картина. Наверное, для вас важна картина, а для меня — пережитый опыт. Опыт абсолютной независимости, абсолютной безответственности перед всеми и исключительной ответственности перед самой собой. Когда нет никаких ни с кем договоренностей. Если уж я безумица, то безумица до конца.

Эту реплику поддерживают: Андрей Красильников

И что же нового вы открыли для себя в профессии, в понимании людей?

Я столько открыла для себя именно с человеческой точки зрения. Столько всего хорошего и  плохого. И что-то совершенно омерзительное про нынешних молодых.

Есть разные. Например, на протяжении всей картины со мной работали художницы-постановщицы Таня и Наташа — талантливые и трудолюбивые. А есть некий процент молодых, словно пораженных новой болезнью дислексией, — они не способны на долгий метр. Только на короткие дистанции, чтобы поскорее сорвать свой куш. Например, теперь найти  киномонтажера стало нереально трудно. Профессия утрачена, как школа, а народились только склеиватели рекламы и клипов. Мне окончательный вариант помогла смонтировать монтажер, которая училась еще у Калатозова, когда клеили, мотая пленку на бобинах. Я нашла ее после семи месяцев отчаянья, когда я так и не смогла посмотреть картину в целом: она все время распадалась…

Да. Ведь существует еще внутрикамерный монтаж, длинные планы. Кино и рекламные клипы — это как Цельсий и Фаренгейт. Я многое могу делать сама: провести кастинг, сама быть художником по костюмам, в конце концов, можно освоить и профессию монтажера. Но я не училась работать в компьютерных программах. Кстати, я была близка к этому после семи месяцев, когда сбился весь монтаж перед просмотром. Представляете! У меня под руками тогда случайно оказалась ваза. Вазой я монтажера не ударила, но я его била всем, что у меня было под рукой, когда у него слетел монтаж после семи месяцев работы. И вообще после того, как мы с ним расстались, у меня потерялись целые отснятые куски… Это был молодой парень, который, когда его попросили найти дубли, ответил: «Я спрятал материал. И если вы мне заплатите, я его вам верну». Но я решила их переснять. Причем я заметила, чем человек бездарнее, тем наглее и бесчувственнее. Ведь бесчувственные, нетонкие люди и есть бездари.

Эту реплику поддерживают: Андрей Красильников, alla fleming

Скажите, что будет с прокатом вашего фильма? Все теперь стонут, что прокатчики не берут отечественное кино.

Как только я доделаю кино, а это будет через месяц, я смогу его показать и говорить о прокате.

Кто из актеров у вас снимался?

У меня были удивительные актрисы, соратницы. И вообще, все те, кто участвовал, именно творческая вся группа, они были потрясающие. Таня Друбич — совершенно бескорыстная и удивительная. И роль у нее такая получилась. Вы понимаете, я не могу это сформулировать, но энергия, которой она обладает, придает любому ее присутствию на экране какую-то таинственную вибрацию. В ней это есть, и все.

Это сказка. У нас, у людей, существуют некие мифологические существа. Как в Древней Греции вот есть боги, так и среди нас существуют такие божественные субстанции, и даже мифологические, которые подделываются под людей. А героиня, мифологическое существо, начинает свой отчет, фильм начинается с отчета, что она попадает в портал… Причем она его очень долго не может найти в течение фильма, потому что, находясь в нашем прекрасном городе, она все время ищет адреса домов, которые снес наш бывший драгоценный мэр. И там все время у нее такое радио, она ходит с этим радио. Мы связались с Архнадзором и взяли у них кипу адресов, что снес мэр. И это радио объявляет, что портал по такому-то адресу по личному распоряжению правительства Москвы, города и лично мэра снесен. И такой-то дом по такому-то адресу разрушен.

Она пытается попасть в портал — это куда?

Все старинные здания, которые снесены. Это и есть ее порталы — проход туда, где она дает отчеты.

Она охотится за красивыми душами. В их понимании, мифологических существ, богов этих, красивая душа — это та душа, которая способна любить очень сильно. Когда она выполнила свое земное предназначение, в принципе, ее можно сопроводить на тот свет, пока она еще не испортилась. Главную роль играет Оля Кузина. Вот это и есть та самая красивая душа. Героиня, которая притворяется человеком, она устраивается в то место, в тот разрушенный корпус, начинает ее курировать. А героиня Тани Друбич — ее подруга институтская. Она играет пьющую женщину, такую нелюбезную, такую… знаете, как будто ее сегодня выпустили… короче говоря, в состоянии перманентной депрессии, женщина по имени Таня. Она все время бегает в магазин с сеткой. И возвращается оттуда со счастливым лицом, а на дне сетки колышется кое-что.

Я знаю, вы придерживаетесь теории, что имя — это судьба. Почему Рита?

Маргарита — самое любимое имя. Маргарита Готье. Только никто уже ничего этого не знает. Когда мы озвучивали, у нас одна из героинь спрашивала у Маргариты Готье: «Это какая нация?»

В каких отношениях вы состоите с именем Рената? Вы же такой мистический человек.

В детстве стеснялась. Теперь привыкла. Хорошее имя.

Правда ли, что свои первые прозаические опусы вы подписывали именем «Рытхэу»?

Да, было дело. Он  меня эффектностью фамилии взял. А как писатель Рытхэу меня совсем не впечатлил. Просто у мамы где-то стояла на полке его книга, и я «стащила» эту фамилию, как прикрытие.

То есть с самого начала вы любили мистификации: придумать что-то, закрыться каким-то именем, образом?

Я проводила эксперимент, защитившись вот этим Рытхэу. Читала на переменах одноклассникам свои опусы. Они пользовались бешеным успехом, все требовали продолжения. Я с детства умела всем хорошо морочить голову. Моя мама говорила, что меня даже пару раз хотели где-то бить, потому что я каких-то уже очень взрослых девочек на что-то очень серьезное развела. Но я не помню. И мама побежала меня защищать, и ей сказали: «А вы знаете, что ваша Ренаточка — врушечка!» Вот это слово я хорошо запомнила. Врушечка — это же синоним сочинительницы.

Я тут был в театре на спектакле «Шага» по Маргерит Дюрас с вашим участием и понял, что театр — это не эпизод, он по-прежнему занимает  важное место в вашей жизни. 

Ну, тем, что там Табаков, и вот эти стены. Один из главных театров все-таки. И я там присутствую… Хотя это некоторых возмущает.

Нет уже. Привыкла. И ко мне привыкли.

Как прошли мхатовские гастроли с «Вишневом садом» в Китае?

Был большой успех. Китайцы очень благодарный народ. Но я там опять вспомнила Советский Союз. Они, конечно, экономически наклонили весь мир, но какой ценой? Народ там несчастливый. Они там  агрессивные, как в магазинах при Советском Союзе. Таксисты не ловятся. Ты хоть грудью ляг на ту дорогу, никто не остановится. Вот помните, когда-то у нас, до перестройки, тоже такси не ловились, у них были свои какие-то дела поважней, но людей они возили неохотно — вот то же самое в Китае. Вместо этих 10 юаней, столько было на счетчике, я готова была заплатить 200, только бы он меня отвез на спектакль. Он высаживал какую-то даму, я ему сначала предложила 100, он сказал «нет». Я ему показывала билет на спектакль, что мне надо гримироваться… По-английски они не говорят. Показала ему 200. Тогда повез.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Вы представляете! А еще со мной мама полетела, и она рядом как изнервничалась.

Она сама захотела посмотреть Пекин. Но больше всего ей понравилось в бизнес-классе. Туда и обратно. А рикши и город не впечатлили, ведь там, кроме императорского дворца, вся историческая часть уничтожена и очень похоже на новостройки Москвы.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

У них экраны с переводом по обе стороны. У МХТа на всех спектаклях были овации и аншлаги. Очень китайцы благодарная и восторженная публика. Очень их завораживают белые высокие люди. Наших актеров на прогулках ощупывали и просили сфотографироваться, а мне иногда просто забывали отвечать, просто смотрели как на некий нонсенс.

После этого вы поехали отдыхать в Италию. Кажется, первый раз за десять лет. И вас…

Обокрали, да. Воров увидели по записям в камере, но не нашли. Но теперь, по крайней мере, я хоть знаю, кто это был.

Обычная итальянская семья с ребенком. Они увидели, что я забыла сумочку на лавке, хватанули ее и спрятали в коляску к ребенку. Не воришки, не профи, а обыватели. В Порто-Черво. Представляете, да! Причем мне в полиции говорят: «У нас никто никогда не ворует». Это правда, потому что в полицейском околотке нет никого, спит собака часами, сидит только составитель бумаг с начесом. У них нет пострадавших. Только я одна, за четыре года первая.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Ничего. Поизучала  быт полицейского участка. Понервничала.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Вам нравится жить в Москве?

Я тут родилась. Я не могу его комментировать. Это все равно что спросить: как вы ощущаете себя в самой себе? Я считаю, что тут ужасные власти, конечно, возглавляют этого город, беспощадные совершенно к истории города, к архитектуре, некультурные, алчные. Они тут все порушили в центре ради своих уродских торговых центров! Вот в Китае расстреливают публично на стадионах проворовавшихся чиновников.

На самом деле, что касается воровства, в России всегда воровали и будут воровать. А что касается Москвы, мне кажется, что этот город разрушали, восстанавливали, перестраивали бессчетное количество раз… Вообще, русский миф — это миф о птице Фениксе. Мы все тут фениксы, и этот город тоже.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Павел Новиков

То есть вы хотите, чтобы разрушили «Красный Октябрь», да?

Как будто кто-то нас с вами будет об этом спрашивать! Вы за политикой следите?

Политики — самые плохие люди на планете. Уже нет иллюзий. Вот верьте мне.

Да ладно вам! Люди как люди, власть их только испортила. Разве нет?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Да что же такое! Москву он разрешает разрушить, политики — люди прелесть.

Ну, не прелесть, но… Мне казалось, вы всегда были как-то терпимее. А то из нашего разговора получается Ибаррури в Chanel?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Но я же говорю совершенно спокойно. Я говорю это вам как факт, который я внутри себя поняла.

Владимир Машков выступил недавно на съезде «Единой России» со словами, что он должен служить Родине.

Машков? Серьезно? Да ладно! Он же в Америке живет.

Нет-нет, он здесь выступает. Вообще, как вы относитесь к тому, когда артисты оказываются задействованными в политических промокампаниях?

Мне кажется, артисты как дети, и их зачастую используют. Ну и спортсменов слишком много в Думе. Чего они понимают? Я честно признаюсь в том, что  мало в этом понимаю. И почему артисты не хотят компенсироваться в своей профессии? А про Машкова — скорее всего Владимир решил сделать политическую карьеру а-ля Рейган. Ему бы подошло. Разве нет? Он ведь еще и режиссер, надо заметить. Вообще, все, что он задумывает, он выполняет. Захотел себе сделать карьеру на этой территории — сделал, захотел себе сделать карьеру в Америке — сделал, захотел — уехал, захотел — вернулся. В каком-то смысле он такой счастливчик, и у него многое сбывается.

А у вас самой никогда не было мысли уехать или что-то делать на Западе?

Может быть. Здесь у нас всё против авторского кино. Да, у нас, конечно, из-за того, что не поддерживается никак кинематограф, не развивается эта отрасль. Нет законов для отечественного кино, нет закона о прокате. Какой-то шлак чаще добирается до широких экранов.

Алексей Герман организует новый киносоюз. А вы участвуете в жизни киносообщества?

Да не хочу я в эту общественную жизнь мутузиться. Для меня это растрата времени и сил. Я там некомпетентна. Лучше я свою энергию потрачу на какие-то творческие моменты.

Сергей Николаевич Комментарий удален редакцией Почему?

Рената Литвинова Комментарий удален редакцией Почему?

Сергей Николаевич Комментарий удален редакцией Почему?

Вам нравится что-то из современного русского кино?

В русском кино молодом все очень вторично. Маловато безумия. Все такие нормальные. Есть крепкие работы, но не более.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Антон Маторин

Из впечатлений последнего времени, художественных, скажем так, что произвело наибольшее впечатление?

Я так хохотала на «Антихристе». Когда там лисица заговорила, я уже думала, что это уже похоже на комедию, настолько это было серьезно. И мучительно долго моталась Шарлота Гинсбур по лесу, крича и крича, что уже я много раз пожелала ей замолчать. Конечно, это роль-подвиг. В конце концов перед экраном я осталась сидеть одна, чтобы дождаться того, что всех так шокировало — отрезание я имею в виду.

Я не смотрю. Сама участвую, но не смотрю. Я часто после своего короткого спектакля «Шага» во МХТе захожу и подсматриваю из-за кулис другие спектакли.

Мне сказал Кирилл Серебренников, что есть идея поставить «Сансет-бульвар» с вами в главной роли.

Да, приедет режиссер из Франции Мари-Луиза Бишоф-Берже, будет кастинг. Это совершенно грандиозная роль-мечта. Мне говорили, что я молодовата для этой роли, на что я отвечаю: это совершенно исправимо.

Что вы сейчас читаете?

Не скажу. Все хотят от меня узнать советы и рецепты — не скажу, что им читать. Пусть сами разбираются. Почему люди такие не пытливые? Почему они все время спрашивают: чем вы мажетесь? Что читаете? Из чего состоите? Чем бы я ни мазалась, все равно им это не поможет. Они должны искать свое. Зачем кому-то знать, что я читаю? Мотивируйте.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков

Мне кажется, книжки много говорят про человека.

Чтобы обо мне много знать, лучше посмотреть мои фильмы. Я не буду сейчас разрушать образ этакой неподатливой дамы.

А что вам дает пребывание в этом образе?

Материально ничего. А так, это очень выгодный образ — быть самой собой, а не казаться вам приятной.

Эту реплику поддерживают: Ирина Столярова

После мирового кризиса 2008 года отношение к гламуру стало меняться. Как-то его стали стесняться. Разве нет? Раньше были все пати, бассейны с шампанским, а сейчас «пионерские» чтения в книжном магазине.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков

Chanel, между прочим, продолжает устраивать грандиозные пати. И на их показах всегда шампанское. На самом деле не присматривалась я как-то к этой теме. Вот у нас такой бешеный рынок роскоши, но русским актерам не платят за рекламные контракты столько же, сколько платят за рубежом? 

А на телевидении вам нравится работать?

Если на поток, это очень изматывающее дело.  Мы сейчас запускаем программу на канале «Культура». Это будет программа про моду. А начинаем мы с «Истории нижнего платья — красоты скрытого». Там будет именно история моды, не только последние новости с показов. Например, когда возник первый корсет и до наших дней. Мы в Париже посетили коллекционеров и историков, брали интервью у Шанталь Томас и не только у нее (просто она мне очень понравилась), ездили в музейные архивы, подержали в руках сорочку Марии-Антуанетты. Но это не только история про нижнее белье. Это еще и истории человеческие и королевские. Например, в период Людовика XVI, в преддверии его казни, были в моде платья из тончайшего хлопка, которые на балах еще специально увлажняли водой, чтобы создать эффект мокрого тела. Даже не знаю, как их назвать… Кстати, очень многие женщины скончались от воспаления легких. За 40 лет не умерло столько женщин, сколько умерло за период такой моды. Вы представляете, они разгоряченные, в мокрых платьях выбегали после балов, простужались, и их увозили прямиком на кладбище монмартрское. И обо всем этом мы будем рассказывать. Со мной проект этот делает художник Лена Китаева. Он отвечает за дизайн и вообще моя давняя-давняя подруга. А через несколько дней я улетаю к другой своей подруге Кире Муратовой сниматься в ее новом фильме, где кроме меня еще Сергей Маковецкий и Олег Табаков. В ноябре у меня съемки у Йоса Стеллинга. У него новый проект — история начала ХХ века. Я буду играть — страшно сказать — куртизанку. При этом режиссер долго думал, как бы меня изуродовать. Я говорю: «А зачем?» Он говорит: «Ну, зачем бы вы стали куртизанкой?» И они мне сделают на щеке шрам, у меня будут черные волосы. Я погоревала, но…

Эту реплику поддерживают: Александр Мансилья-Круз

Был еще фильм, в котором вы снимались в Прибалтике, в Эстонии, где вы играли злую волшебницу?

Должны выпустить на следующий год. А там какая-то колоссальная компьютерная графика. И его уже купили многие страны и континенты, но вот из-за компьютерной графики он до сих пор еще не вышел. Премьера его планируется на Новый год следующего года. Фильм будет называться «Волшебный кубок», и я лично его очень жду, и роль у меня там грандиозная, если не вырежут.

Хамдамов запустился с новым фильмом, сняли пробы, продюсер у него Андрей Кончаловский. Но Кончаловскому Госкино пообещало переводить деньги траншами, и он решил не вкладывать свои средства, а дождаться окончательного и бесповоротного транша, и закрыл Рустама до февраля. Я считаю, что это кошмар — начать, остановиться и снова ждать начала.

Что бы вас обрадовало сейчас больше всего?

Вот если бы мне сказали: все! Сделаны все шумовые, закончено сведение звука, наконец готова моя картина. Я бы тогда разрешила себе упасть наконец и не шевелить ни рукой, ни ногой дней пять!

Какой самый сладостный момент в завершении фильма? Красная дорожка, выход к зрителю?

Вот в этом ощущении, что фильм готов. А выход к зрителю — это, мне кажется, совсем не сладостно. Выходить на сцену и видеть все эти личики.

Эту реплику поддерживают: Ирина Столярова

Вы критику болезненно воспринимаете?

По-разному. Есть же критика такая глупая, что и критикой не назовешь, а есть умная, и из нее я могу извлечь даже плюс. Ну, очень много бывает творческой ревности, действительно недоброй. Люди же, в общем-то, современники часто бывают несправедливы и невеликодушны.

Какую рецензию, критику, фразу про себя вы запомнили?

Никакую. Смешные были. Но с ходу не смогу вспомнить. Впрочем, критик, который ее выдал, уже скончался, поэтому не будем его поминать.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Никакую. Смешные были. Но с ходу не смогу вспомнить. Впрочем, критик, который ее выдал, уже скончался, поэтому не будем его поминать.

— интересно, напишет ли так сам какой-нибудь критик когда-то: "ну про актрису эту я выдал какую-то гадость, сходу не смогу вспомнить... такая блондинка с алой помадой... впрочем, она скончалась, не буду вспоминать..."

Как вы себе представляете свою старость?

Ой, я уже сто раз описывала эту старость на дне бассейна, с алкоголем, с книжечкой, без телефона, чтобы от меня все отвязались. Но не знаю, достижимо ли это?

В «Богине» вы попытались что-то такое предсказать. В финале фильма, когда по мосту бежит безумная нищая бомжиха, обернутая газетами.

Вот уж нищей я быть совсем не согласна! Впрочем, меня это по молодости пугало. А сейчас нет.

…больница районная, одна на койке в коридоре. Никому не нужная, забытая, никто с апельсинами не приходит. Я почему-то хорошо запомнил эти ваши описания разных старческих ужасов… 

Да ладно вам! Мне кажется, я и в районной больнице тоже себе найду точку отсчета.

Теперь уже да. Выбрасывайте меня в любом Бирюлево-Товарном, и я не пропаду.

Здравствуйте, Рената.

Вообще Вас больше хочется слушать вживую, а не читать)

Вопрос про отношения полов и дружбу. Много ли у Вас друзей? Кого среди них больше: мужчин или женщин? С кем Вам легче/приятнее общаться? 

Бирюлево.

В фильме "Елена" Звягинцев поселил сына героини в Бирюлево.Любимая мной Рената Литвинова упоминает Бирюлево-Товарное.Есть еще Бирюлево-Пассажирское (еще дальше, хоть и не Товарное).

Бирюлево - символ, место ссылки коренных москвичей - наконец-то заняло свое место в искусстве!

Здравствуйте, Рената!

В вашем творчестве немалую роль занимают образы пожилых дам и городских сумасшедших. Лично мне они импонируют, т.к. я считаю, что в реальности эти люди обладают большим стилестическим потенциалом. При проработке в кино образов подобных персонажей, их внешнего вида, отталкиваетесь ли Вы больше от наглядных примеров, увиденных Вами в жизни или от собственной фантазии? Насколько сейчас актуальна для Вас эта тема?

Как Вы относитесь к тому, как одеваются пожилые люди в нашей стране? Спасибо.