В Москву уже второй раз приехал китайский художник Янг Фудонг, чьи масштабные видеоинсталляции висят в галереях всего мира. Он привез цикл короткометражек о древних китайских мудрецах «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу». Мне стало интересно, насколько сам Янг близок к традициям Древнего Китая. Оказалось, тай-цзи-цюанем Янг не занимается, хотя что-то похожее сможет изобразить, если надо, а так — разве что в маджонг играет, но и то, только в исключительных случаях.

 

 

23 июня в «Гараже» показали еще несколько его видеоработ и фотографий. Особенно запомнились кадры из видеоинсталляции про скульпторов, делающих дорогие статуи прямо в карьере: невыносимые условия работы, тяжелый ежедневный труд, его монотонность делают эту профессию каторжной, искусством в этом карьере и не пахнет.

Из-за длинных планов и бессюжетности некоторых видеороликов, показанных в «Гараже», воспринимать их было непросто. Но Янг пояснил, что в одном видео речь идет об утренних грезах сонного человека, а про другой сказал так: «Люди, которые живут в деревне, хотят уехать в город, а те, кто в городе, мечтают о деревне. А так как в горах дороги узкие, они встречаются, и я показываю странное ощущение, которое от этого возникает».

Фильмы Янга ценят интеллектуалы, а сам он смотрит в основном развлекательные фильмы и вообще любит всякую попсу — сам не знает почему. Он с удовольствием слушал музыку, которую ставили ему московские таксисты, и особенно Янгу нравится одна песня группы «Любэ», он даже закачал ее себе в телефон.

На вопрос, видел ли Янг русские фильмы, он ответил, что кое-какой опыт у него в этом плане уже есть. Не считая картины Михаила Калатозова «Летят журавли», которую он смотрел еще в институте, Янг видел ленту «Ленин в Октябре» и еще какой-то черно-белый советский фильм «про тихого человека и таксистов». Также Янг рассказал, что уже попробовал русскую кухню, особенно ему понравились блины с икрой. Сам он тоже умеет готовить, может сделать даже утку по-пекински, но, будет ли кто-то это есть, не уверен. Я спросила его, был ли он пионером. Он сказал, что был — в первом и втором классах, его даже раньше приняли — за хорошее поведение. Оказалось, что видео он стал заниматься не сразу, после школы он сначала пошел учиться на художника, а потом заинтересовался видеоартом: «У нас в институте всех студентов можно было поделить на три категории: первые думают только о девушках, вторые зарабатывают деньги и любят сыграть в покер и маджонг. А третьи учатся и играют в спортивные игры — я был как раз из их числа».

После показа работ я спросила датско-американского видеохудожника, члена жюри медиафестиваля ММКФ Джаспера Джаста, как он относится к бессюжетности и беспредметности работ Фудонга. Он ответил исчерпывающе: «Я не против этого. Мне они очень нравятся. Это было очень поэтично. В кино вы просто сидите, откидываетесь на спинку кресла и ждете, пока вас развлекут. А искусство не должно развлекать людей. Оно заставляет думать и размышлять. Искусство открывает новое, оно заставляет думать, и если это раздражает — значит, вы думаете, и это хорошо. Это совершенно другой опыт».

 

Мария Федоренко