Перед лекцией Берта Сихель показала подборку видеоработ отцов-основателей. Оказывается, это искусство тогда было не сплошь американским — Сихель привезла работы кубинских, немецких и испанских авторов.

 

 

В 2005 году испанский национальный Музей королевы Софии принял решение создать коллекцию видеоарта. Заниматься ее составлением было поручено Берте Сихель, которая заведует в музее отделом кино и видео. «За два года мы приобрели примерно 140 работ. Мы стремились спасти от забвения, вернуть к жизни эту видеоисторию».

 

Из собранных работ была составлена выставка «Первое поколение: искусство и видео. 1963—1986». В нее вошли 32 видеоинсталляции и видеопроекции немецких, французских и даже латиноамериканских художников. Выставка была задумана как попытка критической оценки раннего периода развития видеоарта как художественной практики.

 

Именно в этот период видеоарт не просто возник, но и стал важнейшим направлением современного искусства. «Люди до сих пор считают видео "новым" направлением в искусстве, хотя этому направлению уже 45 лет. Мы же не считаем сорокапятилетних людей молодыми», — говорит куратор.

 

 

 

Берта Сихель объясняет, почему было решено ограничить выставку периодом с 1963 по 1986 год.

 

Изучая видеоарт 60-х годов, Сихель пришла к выводу, что телевидение тогда играло важнейшую роль в формировании художественного мировоззрения: «По крайней мере в США и Германии оно уже заняло центральное место в человеческой жизни. Люди как приклеенные пялились в ящик». Исследователи начинают активно анализировать сам феномен электронных СМИ и созданного ими общества. Художники осознали важность этого феномена и стали отражать его в искусстве. Поэтому многие работы этого периода посвящены телевидению.

 

Столь же важным фактором влияния на художника 60-х лектор называет перформанс. Он появился задолго до телевидения. Но только в 60-е он становится полноценным художественным приемом. Так, его широко использует движение за гражданские права женщин.

 

Изобретение видеоарта как такового Берта Сихель приписывает немецкому художнику Вольфу Фостелю и его корейскому коллеге Нам Джун Пайку, который изучал электронную музыку в Германии. Они были тесно связаны с арт-движением «Флуклус», с «Хэппенингами» и с общей идеей перформанса.

 

Они первыми стали снимать его на камеру и таким образом ввели видеоарт в контекст современного искусства. В 1963 году у Пайка и Фостеля прошли выставки, которые считаются ключевыми в истории видеоарта.

 

 

Историческую часть коллекции видеоарта было решено завершить 1986 годом.

Это объясняется тем, что спустя 20 лет после начала движения художники его первого поколения уже получили международное признание. «К 1986 году люди согласились с тем, что можно и в самом деле создавать произведения искусства с помощью электронных технологий — с известными ограничениями», — отмечает Берта Сихель. Кроме того в 80-е годы случилось одно крайне важное событие в технологической области: в США был создан Интернет.

 

Меняются сами принципы творчества. У художника появляется возможность создавать произведения, сочетающие несколько видов искусства одновременно. Появляется инсталляция — произведение, которое использует пространство особым образом и может существовать только в каком-то определенном месте. «Видеоарт стал лишь одним кусочком в этой головоломке современного искусства».

 

В этот период появляется радикально новое направление в художественной критике. Рождается мультикультурализм, в критику искусства стали проникать идеи из мира социологии и истории.

 

 

Поп-арт рождается в 1955–60 годах в Англии и США и приводит к радикальным изменениям в западном искусстве. До того в буржуазной культуре существовал целый ряд запретных тем, признанных в принципе непригодными для искусства. Поп-арт создали художники, которые жили в урбанизированной среде, а в своем искусстве они говорили о современной городской жизни. «Поп-арт — переходная форма, которая объявила достойными искусства повседневные объекты».

 

 

В последней части лекции Берта Сихель демонстрирует работы, составившие экспозицию выставки «Первое поколение: искусство и видео. 1963—1986», рассказывает про авторов выставленных работ и поясняет принцип размещения картин в музее.

 

На выставке представлены работы участников «Флуксуса» Вольфа Фостеля, Нам Джун Пайка, Дары Бирнбаум, Такахико Имуры и других. Среди прочих есть работы Айры Шнайдера, первого художника, который взял камеру, покинул студию и отправился снимать свою прогулку по Манхэттену.

Кроме того, в экспозиции выставлены работы английского художника Дэвида Холла, перформансы Мэри Люсье, Марины Абрамович, работа Джона Джонса, созданная на основе фотографий проституток в Новом Орлеане, феминистские работы Ульрике Розенбах и многое другое.

Экспозиция начинается и заканчивается работами Нам Джун Пайка и Фостеля — пионеров видеоарта.