Теодор Курентзис: 
Музыка Рамо — это панк-рок эпохи барокко

+T -
Поделиться:

Жан-Филипп Рамо, чьи произведения на «Рамо-Гала» будут исполнять солистка Барбара Ханниган и наш оркестр MusicAeterna, — французский композитор и теоретик музыки. Он был достаточно известен при жизни, но после смерти оказался забыт. Я считаю, что его произведения звучат сегодня, как самая свежая и актуальная музыка XXI века. Впечатление, которое произвел когда-то новый стиль Рамо на Версаль, сейчас можно сравнить разве что с панк-роком. И все мы — и Барбара Ханниган, и MusicAeterna — стремимся воссоздать эту музыку с ее почти роковым драйвом, скрытым в изящных барочных конструкциях великого француза.

Впервые в России музыка гения французского барокко будет звучать в монографической программе в исполнении большого симфонического оркестра, специализирующегося на аутентичном исполнении — все музыканты прекрасно владеют стилистикой барочной музыки.

Чтобы понять, что будет на московском концерте, вы можете посмотреть видеозаписи выступлений красавицы Барбары Ханниган, послушать «Бурю» Рамо в исполнении оркестра MusicAeterna и оценить постер, сделанный для нас московскими дизайнерами Игорем Гуровичем и Натальей Агаповой. Приходите!

Видео:

Rameau «Orage» / MusicAeterna, Teodor Currentzis  (YouTube)

Rameau «Orage» / MusicAeterna, Teodor Currentzis (скачать)

Le Grand Macabre Barbara Hannigan (YouTube)

Мероприятие доступно для посещения только членам клуба «Сноб»

Узнать подробности и стать членом клуба «Сноб» можно прямо сейчас

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 23 комментария

Я по настоящему завидую.

Открыла для себя Рамо в прошлом году в чудесном исполнении 

Les Arts Florissantsи Эд Лиона.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Открыла для себя Рамо в прошлом году в чудесном исполнении

Мария, спасибо за приведенный отрывок - действительно великолепное исполнение!

идуууу..... весь в предкушении!

Волшебный концерт! Восхитительное пьяно, и струнное, и вокальное, и потрясающая экспрессия и точность... Очень впечатляющее начало в темноте. Ну а танцы, конечно, вне конкуренции) Больше всего понравились две последние вещи, одна вокальная, другая нет, еще до бисов с обменом ролями. Надо отметить, для популяризации барочной музыки в массах были предприняты все возможные и невозможные методы;)

Спасибо - Теодору, Барбаре, Оркестру и Снобу!

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Елизавета Титанян

А я иду завтра у нас в Питере. В отреставрированном Александринском....

Гениальные, непостижимые, умопомрачительные Теодор Курентзис, оркестр MusicAeterna  и Барбара Ханниган. Они баловались, они смеялись, они шутили, они издевались, они играли! Феерически! Впечатления — будто мы побывали не на концерте классической музыки, а на рок-концерте: столько драйва, живой энергии, веселья, нежности и какого-то агрессивного напора.

Курентзис не просто дирижер. Он не просто управляет оркестром, он сам — вся музыка, большой музыкальный инструмент, имя которому Теодор, выбивающий искры. 

Я записала несколько небольших фрагментов, которыми хотела поделиться. Здесь Курентзис взял барабан в руки, а Барбара встала за дирижерский пульт: 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Елизавета Титанян, Liliana Loss, Lucy Williams

Вернулся с концерта... В антракте написал в ФБ восторженно, но старший товарищ одернул: Витя, поменьше кудахтай в превосходных степенях!

Внимаю, не кудахтаю.

Исполнитель транслирует: иногда что-то ожидаемое и тем самым радостное. Иногда - неожиданно, и тут все зависит от того, насколько это тебе сентонно, насколько ты готов принять эту трансляцию, и еще - насколько это драйвово, убедительно. Теодр (мы не знакомы, но позволю себе...) меня убедил. Меня захватил его драйв, я услышал то, что он (судя по анонсу) хотел транслировать - роковую хулиганскую энергетику музыки Рамо, мне хотелось танцевать, прыгать, подтопывать в такт, подпевать.. Барбара оттянулась по- полной, оркестр сиял.... Мы орали и хлопали... Вставило, вштырило...

А музыка? А аутентичность исполнения?  Не мне судить. Не берусь... 

Это было не музейное исполнение, не реконструкция и не "верное следование заветам классиков". Музыка звучала так, как будто была написана вчера.

Я подумал, как бы отнесся к концерту мой дядя, закончивший Гнесинку в 48м году. Он был бы возмущен, конечно.... 

Я тоже был возмущен, "возмущен на ДА", как шутили в те времена!

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Елизавета Титанян, Lucy Williams

Интересно, Виктор, почему в наших обычаях  так легко ругать, и так трудно, почти неприлично, хвалить? Сказал или написал о своем восхищении, - и вроде как расписался в собственной невзыскательности и всеядности.

А концерт получился замечательный, правда...

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Вот что мне написал "строгий господин": Вить, в прошлом году, на Новый год, он дирижировал в белой атласной рубахе и в галифе, заправленных в сапоги. Шоумен! 

Я как-то читал воспоминания о Рахманинове, и там писали, что Рахманинов всегда был подчеркнуто элегантно одет... ему было можно, ага? или его бы тоже заклеймили?

Мне то кажется, что игра, шоу, убыстрение ритма (странно, что пуристы не прокомментировали, что Мравинский играл Бурю вдвое медленнее), притоптывание и пр. - это эленменты свежего взгляда, свежей подачи.... 

Но пуристам это претит.... 

Виктор! На самом деле - убыстрение темпов характерно для последних десятилетий аутентизма. Основной аргумент -- даже знаменитая Чаконна Баха -- это тоже танец, и играть ее медленно-патетическом и высокодуховном ключе не стоит. Надо сказать при этом, что все замечают эффектные presto и agitato, но на самом деле у Теодора довольно часто бывают удивительные замедления темпов -- томительные и прекрасные. Но их слышат немногие...

Еще нужно понимать, что даже такие "святые" с точки зрения исторического информирования маэстро как Марк Минковски или Уильям Кристи аранжируют партитуры Рамо сообразно собственному вкусу и темпераменту, но это тоже не надругательство, посокльку сами по себе партитуры той эпохи требуют не просто прочтения, но и своего рода реконструкции. Важно лишь соблюдать некоторые правила и особенности исполнительской практики, которые удалось раскопать музыковедам...

Присоединяюсь к хвалебным отзывам. Не знаю, что скажут ревнители строгого вкуса, да и неважно это, потому что было много радости, любви и хулиганства. Наслаждение видеть, как музыканты в упоении от своей игры, это чувство так заразительно...

Нарочно пошла домой пешком, и, кажется, пролетела над Невским, где-то в полуметре  от уровня земли... Невысоко, но все же...

Вообще укороченным брюкам, черной рубашке и лыжам от прады на маэстро уделялось довольно много времени в светских беседах в фойе КЗЧ и Адександринки...

Хотя, честно говоря, эти фишки странным образом, работают только в России. Запад, персыщенный бабочками в горохи у Горовица, ямамотиными жатками на Мише Майском, фэшн-шоу сестер Лабек, экстравагантными нарядами Симоны Кермес или Патрисии Петибон, уже как-то и не реагирует. Вариант нормы... Фраки на дирижерах теперь смотрятся страннее

На мой взгляд, маэстро был даже сдержан и строг в выборе костюма. Я, настраиваясь на клавесин и струнные, ожидала дерзких жабо;)

Это хорошо, что у нас реагируют. Человек старался, душу вложил, выбирая горохи, а они - 'норма'.

Кстати говоря, когда лакированные прады стали отмечать сильные доли, рядом сидящие пожилые дамы ахнули: "Ну - оригинал, ну - оригинаааал!" и быстро нашли этому объяснение "он иностранец, ему легче"))))

А у нас получился очень выразительный контраст дирижера и музыкантов в черном в черном же сценическом кабинете с сияющей лепной позолотой и барочно-красным бархатом.

И еще: я, наконец, поняла, зачем дирижерам фрак - чтобы бедра и попа не отвлекали от музыки. Но когда отвлекают слегка, оказывается, тоже неплохо... Как доолнительное средство выразительности.

Не отвлекаемся! Продолжаем про Рамо! :)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Мне было очень интересно на концерте. И как профессионалу, и как просто слушателю. В рамках аутентичности была достигнута настоящяя экспрессия: фуриозо в быстрых номерах, глубина в ариях (гениальных)  и адажио... Для Гала были выбраны особо выигрышные фрагменты, и цель была достигнута: не побоюсь сказать, ОТКРЫТИЕ великого композитора для большинства слушателей. Временами казалось, мы в Версале, среди танцующих придворных.... В Теодоре есть что–то от Ланг Ланга; так ли необходимо ИЗОБРАЖАТЬ музыку, в дополнение к звучанию ея? Но, наверное, это некоторая гламуризация самого акта творчества... в духе времени и Москвы. Но, опять же, было живое исполнительство и звуковой результат, а это самое важное. 

Дорогой Сергей! Мне поначалу казалось, что Теодор и правда чуть перебарщивает с дирижерским жестом... Но, понаблюдав его на репетициях, я могу сказать, что это natural act.

Телесность, о которой написала в своей рецензии напрмер Майя Крылова, в самом деле базовая составляющая его взаимоотношений с оркестром.

Струнники стояли не только на Рамо, когда они были на всеобщем обозрении, но ни во время премьеры Cosi, когда они были в яме и это почти никто не замечал. В Новосибе, они например, много занимались групповыми дыхательными медитациями, для того, чтобы вместе брать аккорды и снимать звук, чтобы все крещенди и диминуэнди были идеально синхронны...

И наконец, специально для подготовки к концерту Рамо, в Пермь на неделю приезжал Клаус Абрамайт -- знаменитый историк танца и хореограф, который учил оркестрантов танцевать контрдансы, ригадоны, бурре и гавоты. Потому что только понимая "шаги" можно адекватно сыграть все эти танцевальные бесчинства...

То есть эстетический вопрос не в том, добавалять жестов на публику или нет, а в том, показывать ли всю внутреннюю телесную кухню или все же некоторые "швы" спрятать. Теодор решил не прятать, но это не поза, а скорее некоторая расслабленность...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Какие интересные подробности. Без знания их невозможно адекватно оценить результат, предполагаешь, что это естественность (которой в общем все и добиваются), но что за ней стоит ТАКАЯ работа..... 

Мне дирижерский жест совершенно не кажется излишним, наоборот - совершенно естественная инициация, дыхание, продолжение музыки. А вот небольшим диссонансом (не хотелось бы кого-то обидеть, но не отметить не могу) показались сопрановые басы и обмен ролями. Это, наверное, веселое хулиганство, но ненароком возникает мысль, а не попытка ли это привлечь еще больше внимания, когда зритель и так уже полностью во власти музыки - и тут вдруг тебе говорят - а мы еще и так можем;)

Это были некоторые цеховые и контекстуальные радости. Ведь Барбара, по сути своей не барочная певица. К тому же -- вся уникальность ее голоса -- во второй октаве, а в первой, где находится основная тесситура монологов героинь Рамо, ей не так уж удобно.  Ей кстати, за это, порой очень несправедливо, досталось от критиков в этот раз. Зато в заоблачных колоратурах ей нет равных. Но при этом Барбара прославилась не в сладких арпеджио или хроматических гаммах из опер Россини-Беллини-Доницетти, она бросила весь свой технический арсенал к ногам Лигети, Берио и Дюсапена, и этот бис (заметьте! бис, а не основная программа...) был своего рода оммажем и Дьордю Лигети, и Барбаре Ханниган. К тому же Теодор искренне одержим идеей наглядно продемонстрировать имеющиеся валентности между музыкой барокко и самым широким спектром современной музыки, не только панк-роком, вынесенным в заголовок этого поста, но и академическим авангардом...

Прослушала приведенные отрывки. Завидую безумно всем, кто прослушал концерт...

Дорогие друзья и респонденты! Буквально через неделю-другую весь концерт появится на сайте paraclassics в отличном видео и адио варианте. Его уже вывешивали на несколько дней, но наши права оказались сомнительны! SIC! Оказалось, что музыка Рамо  - это никакой не public domain, а потому нам надо немного постараться, чтобы все было чисто не только с точки зрения дикой российской действительности, но и для просвещенной Европы, посокльку Paraclassics -- это компания, которая транслировала онлайн недавний конкурс Чайковского, а потому имеющая большое количество зрителей зарубежом. Объявим дополнительно здесь и на FB. Следите за анонсами...