Музыка против квадратных метров

Ученые придумали способ изменять границы личного пространства

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Каждый из нас носит на себе невидимый колпак, похожий на панцирь черепахи или домик улитки: это личное пространство. Так психологи называют зону вокруг тела, которую мы интуитивно считаем «своей» и не желаем делить ни с кем посторонним. Хотите убедиться, что колпак реален, — спуститесь в метро в час пик. Дискомфорт от того, что кто-то встал слишком близко, — реакция мозга на нарушение границ личного пространства. Оказалось, что личное пространство не так уж и неподатливо: его можно сузить или расширить при помощи музыки.

Группа акустиков из Технического университета Чамберса в Швеции и психологов из Лондонского университета поставила эксперимент, для которого не потребовались ни томографы, ни другая сложная научная техника — только айпод и пара наушников. 32 подопытных по очереди надевали наушники и заходили в комнату, где их ждал экспериментатор. Требовалось подойти к нему как можно ближе и остановиться, как только дистанция станет дискомфортной. Оказалось, что результат напрямую зависит от того, какую музыку слышит в это время участник эксперимента.

Ученые старались сделать так, чтобы на результат не повлияли личные ассоциации. Специально для этой серии опытов они заказали композитору несколько коротких инструментальных отрывков, разных по настроению. Выяснилось, что характер музыки влияет на границы личного пространства человека. Если музыка была тревожная, подопытные останавливались в среднем в 73 сантиметрах от экспериментатора, а если «позитивная» — в 59 сантиметрах. При тишине в наушниках люди останавливались между этими отметками.

Этот эксперимент можно считать запоздалым объяснением «эффекта Walkman'а» и революции в поведении, которую произвело в 1979 году появление на свет первого портативного кассетного плеера. Маркетологи считали, что бешеную популярность плееру обеспечила возможность «взять свою музыку с собой» и слушать ее посреди толпы — например, в метро. Теперь можно предположить, что многим владельцам Walkman помогал сузить личное пространство, чтобы в толчее испытывать меньше неудобства от соприкосновения с внешним миром.

Результаты психологического эксперимента открывают интересные возможности для «социальной инженерии». Например, снижая дискомфорт от тесноты, музыка могла бы успокоить тех, кто запускает в толпе цепную реакцию давки. Такие люди первыми начинают выбираться из толпы, лишь бы обеспечить себе немного свободного места, а потом их примеру следуют десятки других, и появляются жертвы. В 2006 году так погибли сотни паломников на мосту Джамарат, ведущем в Мекку.

Даже когда вокруг нет ни толпы, ни просто незнакомых людей, коррекция личного пространства средствами музыки иногда была бы весьма кстати. Например, клаустрофобия, боязнь замкнутых помещений, сильнее выражена у тех, чье личное пространство объемней. Если таким людям (а их довольно много: клаустрофобии подвержены примерно 4% населения Земли) тесно в стандартном автомобиле и в салоне самолета, то правильно подобранная музыка, сузив личное пространство, поможет побороть страх. А если мелодии помогут экономить драгоценные квадратные метры, не исключено, что когда-нибудь нам начнут продавать миниатюрные машины и дома в комплекте со специальной мелодией.

Комментировать Всего 13 комментариев

Это конечно интересное исследование, но во-первых, музыка (как, наверное, любая другая сенсорная стимуляция) просто отвлекает от мыслей о дискомфорте и о "личном пространстве" и т.д., так как занимает мозг какой-то деятельностью. Во-вторых, утверждение о том, что "личное пространство" реально, не имеет под собой никаких оснований. Это "личное пространство" не вокруг нас, а у нас в голове. Закройте глаза, нос и уши, и спуститесь в метро, и вдруг окажется, что вам всё равно, есть вокруг люди или нет - и никакого дискомфорта. То же самое происходит во сне - когда мы засыпаем и отключаемся от внешнего мира, он перестаёт для нас существовать, но это не значит что его там больше нет. Возьмите ощущение боли: например, нам может казаться, что у нас болит нога, но на самом деле субъективное ощущение боли формируется и "находится" в мозге, а не в ноге. И если мы сознательно обращаем внимание на боль, то она усиливается, а если мы чем-то серъёзно отвлечены (например, музыкой), то боль перестаёт ощущаться. Таким образом, если мозг чем-то занят, то остаётся меньше ресурсов на анализ других стимулов (например, расстояния от нас до других людей в метро), а в зависимости от того, чем он занят, и в какой степени, восприятие одного и того же окружающего мира будет разным. Ведь наш ответ на стимулы и раздражители определяется не только их характеристиками, но и контекстом. Поэтому "личное пространство" так же реально, как и голоса, которые слышат шизофреники.  

Тревожная музыка требует больше внимания, чем тишина, верно? Однако когда она играет в наушниках, дистанция почему-то вырастает, как если бы человек не отвлекся, а, наоборот, сосредоточился.

Потом, если бы музыка заставляла забывать про расстояния до других людей, мы обязаны были бы сталкиваться с ними лбами. Но даже самый рассеянный человек  в наушниках обычно справляется с этой задачей бессознательно.

А  попробуйте послушать в метро не музыку, а например какой-нибудь интересный подкаст - и эффект будет тот же самый. Дело же не в музыке как таковой! В зависимости от того, что вы будете слушать (или например просто от громкости звука) ваше субъективное "личное пространство", будет немного меняться. И в этом нет ничего удивительного, потому, что его радиус ничем не фиксирован - он наверное варьирует вокруг средней длины протянутой руки. Я готов поспорить, что к слону вы не приблизитесь ближе, чем на расстояние вытянутого хобота - как в этом случае быть с "личным пространством"? Но главное, я не понимаю, что такое собственно в музыке может приводить к сужению "личного пространства" на 14 сантиметров! И причём здесь "квадратные метры"? Эксперимент, описанный вами, насколько я вижу, не использовал никаких других отвлекающих или "контрольных" стимулов, кроме музыки, и не применял "blind design" (то есть испытуемые знали о чём собственно эксперимент), поэтому заключить из него что-то определённое нельзя. Очевидно, что в этом эксперименте авторы получили такой результат, какой хотели, а вы им поверили. 

По-моему это способ загрузить один из сенсорных каналов, то есть остается меньше путей, по которым мохг просчитывает поступающую информцию, "запрограммированную" тревожить.

Конечно же по этому каналу долна идти нейтрально-позитивная информация!

А на вопрос, что первично - музыка с собой или блокировка канала - по-моему ответить без серьзеного исследования невозможно- да инужно ли? Ведь получается скомбинированный положительный эффект - понижение уровня раздражающего стимула (блокировки звуковой сенсорики) и присоединение положительного компонента (взял с собой плеер).

Во-первых, сенсорные каналы тут разные: глаза это глаза, уши это уши. Пути, которые проводят два типа сигналов, никак не пересекаются.

Слух и зрение могли бы конкурировать только за те ресурсы мозга, которые сводят воедино все наши переживания  - ну, например, за префронтальную кору, которая создает целостную картину мира на сознательном уровне. 

Однако про ощущение личного пространства точно известно, что это базовый рефлекс, который обрабатывает никакая не кора, а одна из подкорковых структур - миндалевидные железы. А они анализируют видимые образы даже раньше (хотя и грубее), чем зрительная кора. Люди, у которых "миндалины" повреждены, подпускают к себе чужаков на неприлично близкое расстояние.

Поэтому  теперь нужно проверять уже не гипотезу про "блокировку канала", а разбираться в подробностях, что конкретно происходит внутри миндалин под воздействием музыки.

Конечно разные! Но ведь полная картина интегрируется из суммы сенсорных восприятий...

Зайдите в общественный туалет, где чисто и не пахнет, и Вы решите, что это прекрасный общественный туалет. А зайдите в общественный туалет, где на вид все чисто, но плохо пахнет, и у Вас возникнет уйма подозрений об уровне его обслуживания.

Эту реплику поддерживают: Владислав Вязовский

В том-то и дело, что "уйма подозрений" - это работа сознания. А тут речь про влияние музыки на подсознательный процесс, настолько сильный, что он заставляет людей затаптывать друг друга в давке вопреки всему рациональному и человеческому в нас.

Влияние музыки на личное пространство - это как если бы обнаружилось, что чтение стихов блокирует коленный рефлекс. 

Я Вас правильно поняла - Вы прелагаете мне сделать вывод, что информация, которая приходит  по каналу обоняния, не обрабатывается подсознанием не учитываетеся в инстинктивных реакциях?

Я делаю более слабое утверждение: подкорка чаще всего обрабатывает сигналы по отдельности. Обоняние - отдельно, слух - отдельно. Так выходит намного быстрее.

А "сведение воедино" сигналов разного сорта - медленный и трудоемкий процесс. Он съедает слишком много "машинного времени" мозга, чаще всего им занимается более сложно организованная префронтальная кора, и для мгновенных реакций он не годится.

Кстати, обоняние дает нам хороший пример такой раздельной обработки сигналов. Все знают, что запахи, даже вырванные из контекста, могут пробуждать воспоминания. А дело все в том, что короткий подкорковый маршрут связывает напрямую обонятельные луковицы  и гиппокамп, наш центр памяти. Поэтому гиппокампу достаточно одного запаха, чтобы мы вспомнили всю сцену из прошлого, с ее звуками, красками и т.д.

Любой якорь дает такую реакцию...

Тогда получается, что Вы делаете утверждение, что один из каналов работает быстрее другого в подсознательной реакции на ситуацию, и общая реакция организма определяется реакцией на информацию более быстрого канала и вся осальная информация, которая пришла медленее, уже не играет роли в интегральной подсознательной реакции?

Эту реплику поддерживают: Владислав Вязовский

На собственном опыте: 

1) С плеером, действительно, гораздо проще в метро. Ты как будто еще больше отделяешься от людей. Выстраиваешь это самое личное пространство. Но мне кажется, что тут особую роль играют наушники - они как раз помогают создать это персональное убежище.

2) На дискотеках и в клубах (там позитивная громкая музыка для всех) мне комфортно тоже самое далекое расстояние от людей, что и в метро. И музыка тут уже - увы - не помогает.