/ Москва

Даниил Дондурей: Михалковщина, авторитаризм и все то, против чего мы восставали, вернулось

Михалков выгнал журнал «Искусство кино» на улицу. Как сказал новый исполнительный директор Союза кинематографистов, назначенный Михалковым, он предложил тому какие-то варианты сохранения журнала в помещении, в котором мы находимся уже 46 лет и которое было построено специально для нас, и получил отказ

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков
+T -
Поделиться:

А когда я пошутил, что, может быть, мы уже нашли богатого дяденьку и готовы платить несусветные деньги, лишь бы остаться здесь, он ответил, что не уполномочен обсуждать условия сохранения нас в этом помещении. То есть Союз кинематографистов в лице своего председателя выгнал журнал без права на возвращение. Ну, как родитель выгнал своего ребенка из его комнаты, хотя ребенок был готов за эту комнату платить большие деньги.

Этих денег у нас не было, я просто блефовал, чтобы понять расклад. Нас выгнали. Это довольно сильное решение. И не только потому, что нам тяжело, но и по более общим причинам: сегодня кинематографисты не могут влиять на решения Михалкова в сфере кино и не могут ничего противопоставить этому волюнтаризму. Даже так, наверное: они не хотят больше сопротивляться насилию. Это говорит о темных временах, которые надвигаются на нас. Даже в советскую эпоху никто не мог себе представить столь тоталитарных порядков. А кинематографисты уже с этим смирились.

И еще. Я не получил (кроме каких-то частных лиц) ни от политических чиновников и лидеров, ни от бизнесменов никакой помощи. Все знают об этой истории, мы были третьей новостью в Яндексе. И все две тысячи человек, которые бегали на фестиваль, тоже знают. И очень много мультимиллионеров знают. Примерно 1 миллион рублей в год (30 тысяч долларов), чтобы нас спасти и нам помочь, — небольшие деньги, тем более для нескольких человек. Что такое 30 тысяч? Я думаю, члены клуба «Сноб» тратят эти деньги за месяц. И дело даже не в клубе. Просто никто не помог, и нам дали 30 суток, чтобы мы покинули помещение.

И это касается не столько судьбы «Искусства кино», сколько будущего киноиндустрии, будущего культуры, атмосферы в кинематографии и в культуре в целом, касается отношения к власти: все нижестоящие убеждены, что Михалкова обожают все вышестоящие, и презрительно молчат. И все бизнесмены думают, что каждый из них проскочит, договорившись с политической властью, а история с Союзом кинематографистов к ним не имеет отношения. Так вот, я уверен, что это не так. Что михалковщина, авторитаризм и все то, против чего в 86-м восстал Пятый съезд Союза, подарив стране гласность и свободу, вернулось. В стране идут обратные процессы. И противостоять этим обратным процессам люди, создавшие в условиях свободы гигантские состояния, не могут. Я имею в виду, что бизнесмены, политики, чиновники получили доступ к ресурсам в том числе благодаря тому, что в мае 86-го полторы тысячи кинематографистов сказали назначенным ЦК КПСС начальникам: «Нет, мы сами хотим избирать себе руководителей», и начались процессы, благодаря которым сегодня они миллионеры.

Так вот сейчас все это завершается. Они могут, как дети, закрыть глаза и думать: мира за этими закрытыми глазами нет. Но он есть, процесс идет, и он очень мощный. Атака на независимость и свободу уже началась, мы видим ее первые шаги. Потом не делайте вид, что вас никто не предупреждал.

Комментировать Всего 6 комментариев

все празднуют труса

Михалковщина питается путинщиной, путинщина - сталинщиной, сталинщина - ивангрозновщиной. Вопрос: кто будет питаться михалковщиной?

скорее всего - движение "Наши"

Михаил, я думаю, что правильный выход для издания - не искать спонсоров, а разработать концепцию, при которой издание будет хотя бы окупать свои издержки.

Мой близкий друг издает журналы, и они заинтересованы в расширении количества изданий.

Думаю, что Ваше издание могло бы самоокупаться за счет подписки, если у него есть свой круг издателей.

Можно дать человеку рыбу, а можно научить ее ловить.

Уверен, что среди членов клуба СНОБ есть люди, которые кроме бизнеса хорошо знакомы с киноиндустрией, и могли бы подсказать Вам, как поступить.

Но не "дать денег" на помещение, а именно сделать что-то, чтобы проект пусть не прибылен, но рентабелен.

По-другому существовать не может ни одно предприятие

Конечно же я считаю, что журнал надо беречь независимо ни от чего. Потому что есть «Искусство кино» и есть «Сеанс» и это два академических обозрения текущей истории кино. И оба они хорошие.

А что касается власти, то с властью надо устанавливать диалог. Все попытки установить диалог с властью по поводу кинематографа пока очень компромиссны. Причем я считаю, что виновата в этом не власть, а кинематографисты, которые не могут собраться с мыслями и сделать четкое высказывание. 

Пока власть слышит какие-то фрагментарные разрозненные заявления, ничего не произойдет. 

Другое дело, что власть сейчас продвинутая, у нее есть блоги, информационные возможности, и если бы власть произвела полный мониторинг, то конечно у нее сложилась бы некая картина ситуации в кинематографе. 

Я был когда-то в опозиции 5 съезду, но...

"Искусство кино" - достояние отечественной культуры и уничтожать это издание - безумие. Мои искренние соболезнования. Прощай история!