Первый электромобиль «родился» еще до того, как у человечества появились двигатели внутреннего сгорания, — в 1841 году. В 1910-х только в одном Нью-Йорке в такси работало около 70 тысяч электрокаров. В XX веке технологию забросили: бензиновый двигатель оказался эффективнее и проще. Теперь отношение к нему изменилось: традиционные моторы на бензине и дизельном топливе сильно загрязняют планету. Но станет ли ей легче, если человечество перейдет на машины с электротягой?

Двигатель внутреннего сгорания сжигает бензин, а электромотор берет энергию из огромных литиево-ионных аккумуляторов, лежащих в багажнике. И хотя да, электрокар не дымит в пробках, для того чтобы в его батареях была энергия, людям все равно приходится сжигать углеводороды.

Коэффициент полезного действия тепловой электростанции, как правило, находится в районе 35-40%. При транспортировке электроэнергии по линиям электропередач теряется еще 4-10%. Во время зарядки аккумулятора от обыкновенной бытовой розетки потеряется еще примерно 5-10% электроэнергии. А КПД современного электромотора достигает примерно 95%. Вот и получается, что сжигая мазут или природный газ на ТЭЦ, а затем доставляя электричество довольно сложным путем к приводу электрокара, мы теряем в лучшем случае 70% энергии. То есть КПД всей системы — порядка 30%. Современные дизельные моторы уже вплотную подобрались к показателю 45%. Бензиновые моторы отстают, но, как правило, их КПД уже тоже не меньше 30%.

Добавьте к этим простым цифрам дороговизну исследований в области электромоторов и проблему утилизации отработавших свой срок аккумуляторов. Говорят, их хватает в лучшем случае на пару лет активного использования. А если все пересядут на электрокары, то проблемы с утилизацией батареек для будильников и фотокамер покажутся настоящими «цветочками» в сравнении с теми, которые «подкинет» индустрия электрических автомобилей. Европа уже давно озабочена тем, куда девать отработанные батарейки. Дошел тренд и до России. 1 января в Москве должна заработать система утилизации использованных батареек. Контейнеры для их сбора установят в торговых центрах и подъездах жилых домов.

Чтобы электрокары стали действительно безопасны для окружающей среды, нам нужно научиться получать электроэнергию экологически безопасным путем. И тут не все так радужно: в мире пока очень мало стран, которые хотя бы наполовину удовлетворяют свои энергетические нужды за счет солнечных электростанций, «ветряков» или гидронасосов.

В Greenpeace опасаются, что увеличение числа электрокаров неизбежно повлечет за собой увеличение объема выбросов углекислого газа. По расчетам экспертов, 10-процентное увеличение продаж электромобилей увеличит объемы выбросов CO2 на 20%, по крайней мере в Евросоюзе. Соня Мейстер, партнер Friends of the Earth Europe, резюмирует: «Электрические автомобили могут стать ступенькой к построению более экологически чистой транспортной модели общества, но при этом мы должны гарантировать, что энергия, используемая электрокарами, получена из возобновляемых природных ресурсов». Пока этого нет, эксперт предлагает всем сторонникам «зеленых» идей просто реже пользоваться каким бы то ни было транспортом. Производителям рекомендовано продолжать работу в области снижения «прожорливости» традиционных моторов.

Так зачем тогда вообще столько шума вокруг электродвигателей? Главная причина, видимо, в том, что мировой экономике срочно нужен какой-то толчок, индустрия-спаситель, новый «пузырь», если хотите. В конце 90-х таким «пузырем» была интернет-экономика, в конце нулевых — рынок недвижимости в США, а через несколько лет нас вполне может ждать пузырь альтернативной энергетики.

Но если отвлечься от финансовых пузырей, у электродвигателей действительно есть преимущества перед бензиновыми и дизельными моторами, чем они и нравятся «экологам». Во-первых, если в пробках будут стоять не пыхтящие джипы, а компактные электромобили, в больших городах действительно станет легче дышать. Во-вторых, электромоторы, по крайней мере в теории, легче обслуживать: у них больший межсервисный пробег. В-третьих, шансов, что электрокар взорвется при ДТП, намного меньше, чем в случае с бензиновыми моторами (не говоря уже про машины с газовым баллоном в багажнике). Все это делает идею пересадить всех автомобилистов планеты на электрокары довольно привлекательной.

Но у этих машин есть не только большие технологические проблемы, но и бытовые.

Так, электромоторы работают бесшумно, и это может стать причиной увеличения числа дорожных аварий: пешеходы с непривычки будут чаще попадать под колеса. Соответствующие исследования уже проводили в Европе, и результаты не очень-то радуют. Кроме того, даже в развитых государствах все еще недостаточно развита инфраструктура для электромобилей. Проще говоря, заряжать их удобно только в собственном гараже. А гаражи есть не у каждого городского жителя. Да и как быть, если вы собрались отправиться в длительное путешествие? Нынешний электрокар способен проехать сотню-другую километров в городе, но он абсолютно непригоден для загородных поездок. Вдобавок ко всему, на полную зарядку автомобильных батарей уходит не один час, и если забыть «заправить» машину ночью, утром можно оказаться в затруднительной ситуации.

Так стоит ли овчинка выделки, а сомнительные преимущества в плане экологии — потраченных инвестиций?