Нейрофизиологи из Оксфорда доказали: синестезия, редкий сбой восприятия, гарантирует ее носителю особый и более глубокий взгляд на мир. Синестетикиами называют те 1-4 процента людей, для которых цифры обладают цветом, а звуки — запахом. Каналы восприятия у этих людей тесно переплетены, и часто синестезия достается человеку в комплекте с неординарной памятью или музыкальными способностями: пример тому — композитор Скрябин и мнемоник Шерешевский, чьему феноменальному умению запоминать психолог Александр Лурия посвятил «Маленькую книжку о большой памяти».

Теперь три нейрофизиолога из Оксфорда решили узнать, чем отличается работа мозга при самой распространенной форме синестезии — графемно-цветовой (когда ассоциируются цвет и буквы). Оказывается, зрительная кора — зона, ответственная за все, что мы видим, — у синестетиков всегда начеку, возбудить ее втрое легче, чем у других людей. Это попутно объясняет, как синестезия появляется у детей.

Если струна лопается от легкого прикосновения, значит она была сильно натянута. Нечто подобное испытанию струны на разрыв (но в более гуманном варианте) проделали ученые с мозгом подопытных, рассчитывая оценить возбудимость их зрительной коры. Ее решили довести до первых сбоев в работе.

Верный признак того, что зрительная кора трудится изо всех сил, — фосфены, «искры из глаз». Светящиеся узоры, пятна, полосы, рябь, которые возникают в полной темноте или накладываются на реальную картинку. Их можно увидеть, если сильно надавить на глазное яблоко. Похожий эффект вызывает действие космической радиации: например, члены экипажа Apollo-11 по пути к Луне, закрывая глаза, время от времени видели странные вспышки.

В оксфордском эксперименте «искр» добивались, стимулируя мозг сквозь череп сильным переменным магнитным полем. Этот метод, известный под аббревиатурой TMS (transcranial magnetic stimulation), популярен у медиков и безвреден для человека: когда поле отключают, работа мозга сама приходит в норму.

Разница между подопытными не замедлила проявиться: синестетикам хватало втрое более слабой стимуляции, чем всем остальным. Значит, заключили авторы исследования, их зрительная кора чувствительней. Картины реальности (даже если они не содержат букв и цифр) заставляют мозг синестетика работать активней, чем мозг других людей.

Это объясняет, откуда берется синестезия. По версии оксфордцев, чрезмерная возбудимость зрительной коры порождает ассоциации между буквами и цветами еще в детстве. Мозг ребенка, пытаясь уловить связь вещей, «наводит мосты» между одновременными сильными ощущениями. Если зрение постоянно обрушивает на детский мозг шквал красок, ассоциации между цветом и сопутствующими переживаниями неизбежны и порождают новые контакты между нейронами, которые соединяют, вообще говоря, несвязанные участки мозга. Повторный опыт закрепляет эти связи. Букв и цифр не так уж и много и, допустим, букву «А» мы видим на одной странице сотни раз, поэтому у ассоциации между буквой и цветом шансы закрепиться особенно высоки.

Если вспомнить, что синестетиков особенно много среди писателей, композиторов и мнемоников, мы получаем ни много ни мало научное объяснение таланта, заложенного с рождения. Синестезия, согласно оксфордскому исследованию, явное свидетельство того, что человек видит мир острей. Остальных же должен утешать тот факт, что одними синестетиками список композиторов и поэтов не исчерпывается.