Михаил Горбачев призвал провести новую антиалкогольную кампанию. В ток-шоу Владимира Познера на Первом канале бывший президент СССР заявил, что при производстве алкоголя в объеме 18 литров на душу населения в год «нация вымирает» — он сослался на данные Всемирной организации здравоохранения (их приводит газета «Аргументы и факты»). По словам политика, производство спирта в последние годы существования СССР составляло 14 литров, а сейчас превышает 17. Поэтому он считает совершенно необходимым вернуться к борьбе с пьянством. Он считает абсолютно правильными свои действия в этом отношении в первые годы правления.

 

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/s8h8B2XVFag&hl=ru&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/s8h8B2XVFag&hl=ru&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

 

Официально горбачевская антиалкогольная кампания началась в мае 1985 года с публикации постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Общественное мнение приписывало ее авторство члену Политбюро Егору Лигачеву. На самом деле, по словам Горбачева, эти меры начали разрабатывать еще при Брежневе, которого убедил в их необходимости министр иностранных дел Андрей Громыко. Постановление готовилось несколько лет, один из вариантов предусматривал даже введение сухого закона, против чего выступили сам Горбачев, Шеварднадзе и Яковлев.

 

На практике борьбу с пьянством подменила кампания за трезвость. Продажа алкоголя была радикально ограничена: отпускалось по одной бутылке водки в руки. На свадьбы и поминки после предъявления соответствующих справок разрешалось покупать по 10 бутылок алкоголя. В Москве и других городах закрывались винные магазины, сворачивалось производство пива и дешевых плодово-ягодных вин. Сильно пострадали виноградники — многие были вырублены, другие засажены столовыми сортами винограда. Эти «эксцессы» Горбачев по привычке объясняет самодеятельностью местного руководства. В стране расцвел черный рынок, получила распространение токсикомания. Через два года после своего начала кампания постепенно стала сходить на нет. К генсеку же пристало обидное прозвище «минеральный секретарь».

Данные демографов говорят о том, что горбачевская кампания спасла жизни миллиона человек. Начиная с 1987 года потребление алкоголя снова резко выросло, существенно увеличилась смертность. Недавнее исследование российских, британских и французских ученых, опубликованное в медицинском журнале Lancet, показало, что в России 52% смертей в возрастной группе от 15 до 54 лет прямо или косвенно связаны со злоупотреблением алкоголем — против 4% в среднем в мире.

В конце ток-шоу Михаил Горбачев рассказал, что работает над книгой об истории борьбы с алкоголизмом в СССР.