Катерина Мурашова: 2012. Предчувствие катастрофы

Как развести костер без гаджетов

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

— Ну вот. Вы — женщина, — разочарованно вздохнул мужчина, пропуская сына в мой кабинет.

— А вы чего же ожидали? — я меланхолично кивнула на табличку на двери, где черным по белому было написано «Екатерина Вадимовна Мурашова, психолог». — Что я окажусь трансвеститом?

Даже тень улыбки не коснулась его лица.

Тогда я тоже вздохнула и приготовилась к нелегкому разговору.

— У меня двое сыновей, — начал отец, представившийся Андреем Петровичем. — Одному 19 лет, а второму, вот этому, — 11. Не то чтобы я был категорически ими недоволен. Но мне тревожно за их будущее.

— Что же вас тревожит?

— Не знаю, поймете ли вы меня…

— Несмотря на половую принадлежность, я постараюсь.

— Мой старший сын водит машину. Он хороший водитель, чувствует обстановку на дороге и принимает решения, может быть, даже лучше и быстрее, чем я сам, хотя у меня водительский стаж пятнадцать лет. Но я сел за руль почти в тридцать…

Я подумала, что, возможно, Андрей Петрович прав: я решительно не понимала, к чему все это.

— Простите, я не вожу машину.

— А по городу ходите?

— Разумеется.

— На что ориентируетесь, когда нужно что-то найти?

— На какие-то исторические здания, названия улиц, могу заранее по карте посмотреть, — я решила пока не гадать о происходящем и просто поддерживать беседу.

— Вот! — воскликнул Андрей Петрович. — И я так же. За пятнадцать лет за рулем весь город выучил. А он говорит: зачем? — и ездит только по навигатору. Не может сам проложить маршрут. Не знает даже исторического центра. Малую Садовую и Большую Морскую смотрит по коммуникатору, никаких ассоциаций… Не знает ничего вообще, путает всех троих Толстых, уверен, что это Лев написал сказку о золотом ключике. Своей необразованности нимало не стесняется, та же реакция: зачем мне? Когда я спрашиваю: а если тебе все-таки понадобится? — отвечает: посмотрю в интернете!

Это бы ладно, в конце концов, не всем нужны литература, архитектура и искусство. Но по жизни… Они же и там ничего не знают и не умеют. Проходят в школе, но не понимают, как действуют элементарные физические законы. Ничего не изобретают за пределами компьютерных программ и не мастерят своими руками. Мне недавно пожилой учитель труда, вот в его (кивок в сторону младшего сына, которого отец явно привел просто как пропуск в детскую поликлинику) школе, показал застекленную полку со всякими ребячьими поделками и сказал: «Это делали шестиклассники двадцать лет назад. Сейчас никто из мальчишек такого возраста, приходящих ко мне на занятия, такого сделать не может. У них просто не получается, не хватает аккуратности, настойчивости, точности движений. Могут некоторые девочки, они теперь тоже иногда ко мне ходят...» Вам не страшно?

— Нет, пока не особенно, — честно сказала я. — Ваши сыновья не умеют выпиливать лобзиком или не хотят знать, сколько было Толстых. Но зато они могут всякое другое, чего не умели шестиклассники двадцать лет назад…

— Что это — «другое»?

— Ну, то же «срастание» с автомобилем, про которое вы говорили, все эти их гаджеты, которыми они начинают пользоваться сразу после рождения… А кстати, чем занимается ваш старший сын?

— Учится в колледже информационных технологий, на третьем курсе. Сам программы пишет, подрабатывает в интернете…

— Вот видите…

— Вижу. Недавно мы поехали на пикник. Младший решил развести костер: взял два полена, подложил под них рекламный листок и поджег зажигалкой. Потом прибегает ко мне: папа, папа, у меня рекламки уже кончились, а оно все не горит. Я старшего послал помочь и объяснить. Тот говорит: «Надо было специальную жидкость на заправке купить, ею польешь — загорится». — «А без нее?» — «А без нее никак».

Он выжидающе взглянул на меня. Да, я старый турист и могу развести костер во время дождя на болоте… но я по-прежнему не понимала!

— Послушайте, Андрей Петрович, ведь время идет вперед, я, допустим, не умею ткать и печь хлеб в печи, а еще не так давно большинство женщин это умело…

— Очень плохо, — тихо сказал мужчина и опустил плечи. — Очень. Если завтра это чертово электричество в розетках исчезнет? Сколько из них смогут хотя бы смастерить бензиновый генератор? Не говоря уж о том, чтобы построить маленькую гидроэлектростанцию? Сложить печь? Починить что-то? Я ту же машину чинил сам, а сын ездит на станцию…

— А куда же оно исчезнет?

— Куда угодно… Вы о 2012 годе слыхали? Скорее всего, ерунда, но повод задуматься… Современная цивилизация…

Я помолчала, собираясь с силами, а потом ринулась в наступление:

— Современная цивилизация?! А кто, собственно, виноват в том, что ваш сын в 19 лет не умеет развести костер? Кто должен показать и объяснить мальчишке работу основных физических законов? Продемонстрировать, как работает мельничное колесо? Простой мотор? Паровой двигатель? Все способы разведения огня в полевых условиях?..

Странно, но этот диковатый Андрей Петрович меня явно «завел»: моего энтузиазма хватило минут на десять.

По окончании монолога он одобрительно кивнул головой.

— Да, вы правы. Я дом в деревне продал, как отец умер. Мать к себе забрал. Хотел забыть все, стать городским. Неправильно, не надо было, оно все равно лезет. Теперь своим ребятам не додал и сам мучаюсь, тревожусь…

— Еще не поздно, — я кивнула на мальчика, который с явным интересом прислушивался к нашему разговору. — Да и тот, старший…

— Конечно. Да, — сказал он.

И ушел — готовить семью к 2012 году. Я мысленно пожелала ему успеха. Ведь действительно, кто из нас может сказать наверняка, что готов к одновременному исчезновению тока во всех на свете розетках?

Комментировать Всего 58 комментариев

Задевает.

Есть такое понятие - стрессоустойчивость. С ней в России и так беда. На "переходе" 90-х положили за счет сломавшихся около четырех с половиной миллионов человек.

И тенденция крайне хреновая. Вместо дубков растут лютики-цветочки. Дунет ветерок и ... (?)

Все-таки в 90-е, мне помнится, нужна была не совсем та «стрессоустойчивость». И тут может быть «дубку» гнуться сложнее. Если говорить не о «пересидеть» на натуральной картошке, а о встраивании в новую жизнь. (Не беру в расчет группу, которая умрет, но не встанет с дивана. Потому что здесь речь о людях по-своему активных.)

Встраиваться в новое - отдельная тема. Я о возможном (и неизбежном) экстриме. Что такое "тревожный чемоданчик" - мало кто помнит (и слава Богу!), а как если  е..нет?

Нельзя жить с постоянным ожиданием катастрофы, но не готовиться к ее отражению - глупо. Пример - Япония.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Яков Ратнер

Сергей, мне почему-то кажется, что славяне как раз очень гнущийся, но не ломающийся этнос. А ветерок и даже бурю обычно встречают с воодушевлением: много читала про начало века, а потом на рубеже следующих веков и сама видела - боже, как горели глаза у моих знакомых, когда они слушали и смотрели этот первый съезд советов! Наверное так же, как у солдат, которые слушали и читали приказ номер один Совета Солдатских и рабочих депутатов в 1917...

То, что Вы видели (мы видели) это - возбуждение.

К сожалению, оно переросло в иные состояния. Обратите внимание, что НИГДЕ, кроме России (+немного Украины) такого провала, такого роста сверхсмертности не было, не было ни в одной их стран бывшего соцлагеря.

Ну это как раз понятно. Мы же были организаторами и главными воплотителями этого закончившегося "великого социального эксперимента" (И.П.Павлов). И счет от Мироздания пришел побольше.

Германия вот тоже за свой социальный эксперимент нехило расплатилась...

Эту реплику поддерживают: Сергей Тимофеев, Елена Барбаш

Катерина, я -- москвич, в надцатом поколении, перебрался вот в горное село

Одну зиму неделю света не было. Мне говорили, что я начале первой зимы сбегу обратно. Четвертая пошла. Ничего. Живем и очень даже нормально. Всему научиться можно. не так все страшно)))

Согласна. Можно научиться. Если есть у кого. Предполагаю, что в Вашем селе есть, у кого учиться жить зимой без света :)

 Академик Д.С.Лихачев, наше гуманитарное «все» 20 века, в чем-то был человеком довольно простодушным. Он пережил блокаду в молодости и в глубоко преклонном возрасте оставил воспоминания об этом. Помню, как впервые прочла почти бесстрастные (тем страшнее!) строчки об увольнениях в блокаду в Ленинградском Университете:«На уволенных карточек не давали. Вымерли все этнографы. Сильно пострадали библиотекари, умерло много математиков – молодых и талантливых. Зоологи сохранились – многие из них умели охотиться.» Прочла - и как-то сами собой слегка оскалились зубы, и странный холодок прошел по загривку, где стала дыбом рудиментная (или атавистическая?) шерстка, оставшаяся в наследство от мохнатеньких предков-приматов.Я работала тогда на кафедре ЛГУ и в дипломе о моем первом образовании было каллиграфическим почерком, черным по-белому написано: зоолог-эмбриолог…

Увы мне, Олег! Обстоятельства складываются так, что бОльшую часть своих отпусков я провела на Беломорье и Ледовитом океане :))

А вы попробуйте южнее пробраться. В отпуск, тем более... Там, правда, теплее)))

Олег, я бы рада, честно. Но здоровье не позволяет :( Отпуск - летом (поликлиника). А я совсем не переношу жару. Особенно влажную. В пустыне - была, понравилось :))

Эту реплику поддерживают: Олег Утицин

Хотелось бы многого. По примеру навыков и знаний героев «Таинственного острова». Но жить и конкурировать и детям, и уже нам приходится не в условиях фантастического блэкаута, а в мире, где электричество работает. В разных городах я езжу по навигатору, по более-менее постоянным маршрутам. Если бы у меня был один свободный день, чтобы проехать по карте и запомнить ориентиры, я бы так и сделал. Так что, пусть туризм и ремесла останутся в хобби любителей.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Я тоже "Таинственный остров" вспомнила. )) Мне кажется как раз его прочтение и может подвигать детей узнавать как там что делается...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Если удастся уговорить их его прочитать :))

Элементарно. Сказать, что там рецепт взрывчатки есть. У нас все мальчики в классе из-за этого прочитали. Потом взрывчатка не получилась. Выяснили, что в советском переводе рецепт был урезан, где-то раскопали старый французский оригинал, перевели.

В общем очень полезная книга.

Не, теперь рецепт взрывчатки в и-нете ищут. Вот, Брейвик этот норвежский...

А родительский контроль на компьютер поставить? Очень хорошая штука сортировки сайтов и порно блокирует и взрывчатку

Алена, Брейвику 32 года. ДО какого возраста надо держать этот запрет и что мешает посмотреть у приятеля или в клубе за доллар? Или карманных денег тоже не давать, пока не прочитают всю "библиотеку приключений" ? :)))

Да вроде бы речь изначально про детей шла. алан Брейвик это уже психиатрия.

Алена, так до какого возраста запреты?

Катерина, я не поняла к чему этот вопрос.

К тому, что человека нельзя побудить к чему-то, запрещая сейчас желаемое. Нельзя заставить ребенка/подростка интересоваться "Таинственным островом", запрещая ему искать информацию в и-нете.

Если вводить родительский контроль на интернет тогда, когда ребенок хочет школу взорвать, очевидно не побудить... или если ребенку в лоб сказать - интернет не дам, но вот прочитай-ка "Таинственный остров". Но я людей, которые так делают, в реальной жизни не встречала.

По-моему, ответственный родитель его ставит тогда, когда ребенку только разрешают на компьютере играть/работать...

А если папа расскажет ребенку байку про то как они в детстве в таинственном острове рецепт взрывчатки искали, можно и побудить.

Я, кстати, в детстве все равно была очень далека от всех этих костров, физического труда и т.п. Зато осваивала инструкцию по программированию советского калькулятора. И костер разводить так и не научилась, и вязать, и шить хотя родители старались.

Не переживайте, если современным детям это понадобится - они в интернете найдут как это делать и научатся. А если не будет интернета, посмотрят фильм, например "Изгой". А если не будет электричества, они найдут учебник по физике, починят электричество и найдут все остальное в интернете.

Катерина, дело здесь совершенно не в том, что те способности, что отмирают, могут пригодиться когда нибудь, а в том, что они нужны сейчас. В математике и физике человек, который вместо вычисления интегралов в уме, считает их на компьютере -реально неграмотный. Вместе с утратой способностей что то сделать самому приходит утрата богатейшего мира ассоциаций. Компьютер делает только то, что ему велят, а человек, когда делает что то, прокладывает цепочки ассоциаций между вещами, на первый взгляд очень далекими другу от друга. Так происходят открытия. А у нас происходит перемещение внутреннего мира в мир внешний, выхолащивание человека.

Ваш чудак прав на 100%. Конечно, может быть дети как то наверстают, кто их знает...

Эту реплику поддерживают: Владимир Тодрес

Да, да, и еще - системное мышление куда-то девается! Они не могут не то, что применить базовые законы природы (хотя бы для развлечения), но и просто объяснить, почему так происходит. Мышление дискретно-феноменологическое, как у дикарей. Природа опять - черный ящик. Нажмешь вот эту кнопку - заработает. Меня это пугает иногда, но я пытаюсь работать со своим страхом... :)))

Конечно, это то, о чем здесь все время, как Кассандра, вопит Наврозов - современное варварство, произведенное цивилизацией. 

И от нас природа отступила —

Так, как будто мы ей не нужны,

И продольный мозг она вложила,

Словно шпагу, в темные ножны.

И подъемный мост она забыла,

Опоздала опустить для тех,

У кого зеленая могила,

Красное дыханье, гибкий смех...

Простите, Алексей, я никого не хочу обидеть, но на мой слух Наврозов не совсем об этом, и не вопит, а ноет или огрызается :))

И в роли Сайруса Смита из "Таинственного острова" мне Наврозова, как ни стараюсь, представить не удается. :))

Если на то пошло, так мне ближе позиция, которую здесь, в комментах   Георгий Попов озвучил.

Насколько я понял Попова, он говорит, что родителям нужно лучше воспитывать детей. Это правда, но ведь есть еще давление окружающей среды, где все эти штучки типа GPS are cool. Пока ребенок не пошел в школу, можно не давать ему смотреть телевизор, читать ему книжки и т.д. Но рано или поздно наступает время, когда он (она) сталкивается с цивилизацией и наибольшая забота тогда, как завоевать популярность среди сверстников. Если есть спецшкола -хорошо (и то необязательно), но не у всех есть на это деньги. 

Ну, я-то на всякий случай научила детей ориентироваться по карте, разводить костры и т.д. МНЕ так спокойней. А что касается меня самой, так я мужику соврала - я и прясть на веретене умею и даже когда-то умела на станке ткать :))

Признаюсь: мне, как и Андрею Петровичу, этот городской электрический мир кажется довольно неустойчивым. Надеюсь, что я неправа.

Так  он  не   случайно  к  Вам  пришел,  Катерина!!!!!))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

- "Ведь действительно, кто из нас может сказать наверняка, что готов...?"

- Ну..как минимум те, кто до конца не может смириться с его появлением.

ТО есть, те, кто не "смирился", готовы? А как они этого достигают, Александр? Организуются в скаутские отряды? Хранят в кладовках буржуйки? Еще как-то?

Думаю, цена мракобесия и для Вас, Катерина, и для меня несколько выше желания с уверенностью сказать «готов». А для спокойного сна на ура хватит и подхода Геогрия Попова. По-моему, он все споры возможные по теме своим постом и закрыл.

У нас фантазии не хватит, я уж не говорю о времени и прочих ресурсах, чтобы подготовиться ко всем возможным катастрофам.

Несколько лет назад была в деловой поездке на одном из Карибских островов. Перелёт был дальним, тяжёлым, с двумя посадками. Смена часовых поясов, напряженный рабочий день - вечером свалилась в сон, как подкошенная. Проснулась среди ночи от того, что кровать, да и вся мебель ездит по гостиничному номеру. Землетрясение! Пытаюсь сообразить, что надо делать - одеться, взять паспорт и спуститься вниз. Но как??? На лифте нельзя, а где лестница - я не знаю...

Поздняк метаться, - подумала я и заснула. Повезло, было всего 4 балла.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Екатерина, вообще-то есть очень четкие и проверенные рекомендации, что надо делать при землетрясении, если не успеваешь или не можешь выйти из здания. Знать их в любом случае полезно. Но в посте речь идет не столько о катастрофе (там все-таки многое - дело случая), сколько об автономии - я так думаю. Человек, который владеет некоторыми базовыми навыками в пределах раннего кроманьонца - чувствует себя несколько увереннее и во всех остальных ситуациях. ИМХО.

Речь в посте об отношениях родителей и детей, как обычно :))

Мой опыт дал мне понимание того, что защитить себя, своего ребёнка я могу далеко не всегда. И не все навыки и знания, которые родитель передаёт (иногда навязывает) чаду, одинаково полезны. Основное, мне кажется, научить не паниковать в экстремальных ситуациях и сохранять способность искать выход из ситуации. Наблюдать и анализировать, оценивать информацию.

Хотя... в каждой избушке свои погремушки.. :)

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Сарычев

Здесь мне увиделось сразу три проблемы, три «разрыва», неприятных, но излечимых.

1.        Разрыв в преемственности. Недостаток общения поколений между собой. В одну руку берём сына, в другую гаджет – и го на улицу, сравнивать  Исаакий в реале и в его трёхмерной модели Google Earth.

2.       Разрыв с «кормящим вмещающим ландшафтом». Берём тот же комплект – и в красивый лес по навигатору из точки А в точку Б, тут уже с костром и разгадыванием следов. Дома показываем фотографии, радуем маму, монтируем видео, заводим подкаст о выживании в лесу, зарабатываем респект у дружбанов.

3.       Разрыв с физиологией, недостаток «мелкой моторики».  Высыпаем на пол кучу лего, собираем «ручками» фантастических персонажей, что-нибудь рисуем и лепим из пластилина. Пусть всё это подчиняется простецкому сюжету – и, вуаля! – снят фильм, который монтируется и озвучивается на нескольких гаджетах к обоюдному удовольствию. Радуем опять же маму, заливаем в YouTube и Контакт, все подружки наши.

Как-то так.

Дабы не быть голословным подсуну наш с сыном вчерашний мультик. 

http://vkontakte.ru/video824400_161891818

В-общем, он правильно беспокоится. Добавлю гипотезу: полноценное развитие мозговой деятельности проблемно без активной и кропотливой работы ребенка руками. Не на уровне вилки-ложки, клавиатуры компьютера, а на уровне сделать скворечник хотя-бы. Лего немного компенсирует, но немного. Там больше работы воображения чем работы руками. Человеческий мозг необычайно много места уделяет рукам и их работе. По понятным причинам. На эту тему недавно был один или два поста Ильи Колмановского. Одним словом, я не очень удивлюсь если лет через двадцать выяснится, что у ADD отсюда ноги растут.

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Alexei Tsvelik, Lucy Williams

Конечно, Юрий, согласна с Вами. У детей наглядно-действенное мышление. Если оно не берет свое в свое время, то мозгу приходится как-то изворачиваться... Результат мы, может быть, еще застанем.

Меня забавляет, когда люди среднего и старшего возраста начинают говорить, что, дескать, молодежь не умеет то, не умеет се. Знаете, сейчас есть такая фраза: «поколение "пепси" уже смотрится очень выигрышно на фоне поколения ЕГЭ».

Помнится, в прошлом году читал мемуары дипломата И. Л. Юрина, прибывшего в 1920-х гг. Китай в качестве представителя Дальневосточной Республики. Там описывется, как эти люди ехали в другую страну с интересными задачами, неделями добивались встречи с министром иностранных дел, параллельно участвовали в разных исторических событиях, интригах, могли что-то подсмотреть и узнать. В противоположность этому, современный дипломат, чаще всего, – это заурядный функционер, вряд ли решающий какие-то крупные внешнеполитические задачи и плетущий "дипломатические интриги". Вместе с тем, ему потребуется наличие других знаний, которыми не обладали коллеги-предшественники. 

Дело в другом. В том, что Зенкин (2005) объясняет так: "поколение – это время, воплощенное в людях". Действительно, раньше люди умели ткать и пахать, починять примус, печь хлеб. Мы этого всего уже не умеем. 

И слава Богу. 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Не поняла, Андрей, честно. Почему "слава богу", что "мы" не умеем починить примус и испечь хлеб ("мы" в кавычках, потому что большинство окружающих меня, например, людей умеют и то, и другое)? И как это связано с интригами (или их отсутствием) и наличием свободного времени у членов дипломатических миссий?

Катерина, я пытался (наверное, не слишком удачно) вписаться в предложенный в Вашем материале "конфликт поколений" в контексте вопроса о наличии тех или иных навыков, которыми обладали раньше, и которыми все реже обладают люди молодого возраста.

В связи с тем, что я работаю дипломатом, мой "конфликт поколений" выражается особенно ярко на фоне тех, кто работал в этой сфере раньше. О тех людях остались мемуары, которые я и использую как базу для сравнительного анализа. В данном случае "мы", соответствено, это объединенное местоимение для сообщества "не-героев" мемуаров, современных молодых людей, работающих в сфере дипломатии. 

В частности, в качестве примера я привел мемуары (в своем роде вполне типичные) дипломатов, работавших в Китае в начале ХХ века. В них подробно описывается, как посланники, прибывшие за рубеж, обладали навыками интриг, а также могли тратить значительное время на такие вещи, как относительно частые визиты в китайский МИД с целью добиться встречи с министром и, в перспективе, признания их страны Китаем (то есть были движимы высокими целями внешней политики).

В противоположность этому, у современных дипломатов-функционеров такие навыки отсутствуют за ненадобностью (так как работа утратила свою романтичность и сейчас больше напоминает паспортный стол), зато есть необходимые способности для обработки значительного количества информации в сжатые сроки, в том числе более разностороннее знание иностранных языков и международной экономики.

Вместе с тем, я уверен, что сравнивать поколения в принципе некорректно. Даже если в прошлом кто-то умел плести дипломатические интриги или (как у Вас в тексте) разводить костер, сейчас это уже во многом утратило свою необоходимость. Зато появились другие задачи и требования. 

Люди действуют соответственно своему времени. Раньше пахали, теперь программируют в интернете, раньше устраивали интриги, теперь печатают тысячи виз.

В этой связи у меня вызывает недоумение желание героя Вашего рассказа, представителя "старшего поколения", сокрушаться по поводу того, что молодежь, дескать, не способна починить автомобиль или развести костер. 

Андрей, правильно ли я Вас поняла: Вы полагаете, что вашему (условно) поколению, а также (тем паче) вашим детям чинить автомобили, печь хлеб, разводить костры и уметь выстроить многоходовую дипломатическую интригу уже не нужно и никогда не придется?

Увы, но так и есть.

Вместо этого от "нас" (а уж от детей тем более) потребуется более совершенное знание компьютера, владение как минимум двумя иностранными языками, понимание процессов региональной и глобальной экономики, разборчивость в области мультикультурализма, умение четко и внятно разъяснить свою позицию, а также многое, многое другое.

Ничего страшного, если "мы" не сможем испечь хлеб и развести костер, не случится. За нас хлеб испекут хлебопечки, а костер, действительно, можно развести при помощи специальной жидкости. Сам так делаю :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Удачи с мультикультурализмом, Андрей!

А костер, рожденный из маленького дымка между ладоней и самодельный, вынутый из печи горячий хлеб оставьте другим... Я думаю, те дипломаты (да и те китайцы-конфуцианцы начала века) меня бы поняли... :)))

Эту реплику поддерживают: Андрей Азарин

Предчувствие, действительность, воспоминание - время, назад!

Все близко и понятно, и тревога, и ожидание крупных неприятностей. Некоторые неприятности, даже катастрофы, уже произошли. Это молодые люди, о которых Вы пишите, повзрослели и взялись за дело.

В утешение можно сказать одно - так было всегда, только не в таких масштабах, как сегодня. Особенно хорошо это знают преподаватели вузов. Но исправлять студентов уже поздно, потому что ими недостаточно занимались родители, и их плохо учили в школе.

Папаша из Вашего рассказа - фарисей. Надо было с младенчества сыновьями заниматься, а не декламировать, когда ребята выросли! Кстати,  11-летним сыном еще можно заняться.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Юрий Петров

У каждого поколения свои знания и умения. Они соответствуют потребностям, условиям и трудностям настоящего времени. Зачем  уметь делать то, без чего можно обойтись, используя достижения предыдущих поколений? Объять необъятное невозможно.

К Вам на прием  должен был записаться папа. Один. Потому что проблемы скорее у него, а не у мальчиков. Я так думаю.

Эту реплику поддерживают: Александр Константинов

Конечно, один, Вы правы. Но приблизительно ПОЛОВИНА родителей приводит ко мне детей, чтобы поговорить о СВОИХ проблемах. И я считаю, что они в своем праве. Потому что проблемы родителей на детей всегда проецируются. Поэтому я, конечно, в сущности не детский, а семейный психолог. Хотя бывает злюсь на родителей, которые "впутывают" детей в свои заморочки. А здесь мальчишке, кстати, было интересно и пожалуй полезно.

Вы считаете, что базовые навыки выживания без удобств современной цивилизации современному человеку не нужны? Что ж, здесь я с Вами не согласна. Я горожанин в восьмом поколении, всю жизнь прожила в городской квартире со всеми удобствами. Но только НА МОИХ ГЛАЗАХ наличие у горожан этих навыков четыре раза спасало жизни. Причем два раза из четырех - это были детские жизни. И речь вовсе не идет об экстренной медицине, землетрясениях и т.д. Цивилизация - слишком тонкая прослойка, чтобы полагаться на нее на 100 процентов. ИМХО.

Именно базовые навыки. Здесь я с Вами согласна. Главное не впадать в крайности. В противном случае у Вас прибавится работы:-))

Именно,  Татьяна.  Он  вообще   с  каким  запросом   к  детскому психологу   пришел? Мне  ТРЕВОЖНО  за  их  будущее.  ОН  пришел  к  психологу  поговорить  о    СВОЕЙ   тревоге. Она  никакого  отношения   к  его  замечательным  детям  не  имеет))))

Эту реплику поддерживают: Андрей Азарин

Елена, тревожный отец не имеет отношения к детям? Гм-м... Мне, пожалуй,  кажется иначе :)

 Тревожный отец, конечно, имеет   отношение   к    своим  детям.  Я  имела   ввиду,  что  его  ТРЕВОГА  про  что-то  другое,   чем  то,   что  он  предъявляет. Он  бессознательно  переносит.  Ведь  не  на   всех  людей   действуют   страшилки  про   2012 г. (  вне  зависимости  наступит   конец    света  или  нет))))),  а  только на  специально  подготовленных   своей   семейной  историей. По  крайней   мере,  мне  так   кажется.))))

Мда. Дело же не в умении искру высекать, а в отсутствии живости ума, сообразительности, попытки найти выход при любых обстоятельствах. А тут при любой трудности ответ один - нет выхода. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Согласна, Дарья. Но в каких-то (разумеется, индивидуальных) пределах это можно развить. И семья и общество в целом это делает. Но где будет локализоваться? В попытке все-таки пройти уровень в компьютерной игрушке? Построить успешную офисную карьеру?  Или еще где-то?

Только не говорите мне, что сообразительный офисный карьерист обязательно разведет костер в дождь на болоте, чтобы согреться самому и согреть замерзших товарищей.... :)))

Разведет "если правильные книжки в детстве читал")))

Да и наше поколение не сильно лучше. Я вот должен честно признаться, что если будет надо из подручных материалов приготовить порох, то я не сумею. Собрать детекторый приемник из проволки и картошки (или простенького диода) могу. А делать ствол ружья не умею. Меня всегда поражали и поражают умения древних. Просто поражают. Смотрю на какой нибудь греческих храм и ломаю голову, как бы я все это делал, если бы мне поручили. 

Selenunte, Сицилия

Agrigento, Сицилия

Когда пришла пора покупать моей дочери автомобиль, то она настаивала на том, чтобы ей купили очень старую машину, так как она мечтает научиться ее чинить. :)

Я провозился полжизни со своими машинами и поэтому мне идея нравилась, но "разум победил" и мы купили обычную машину, у которой фиг найдешь прерыватель или распределитель зажигания. Все, к сожалению, электронное и непочинябельное. Тренировались на домашнем тракторе. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Андрей Азарин Комментарий удален автором