В человеке одновременно сосуществуют несколько «я», которые активно взаимодействуют между собой, — это родитель, взрослый и ребенок. На этой концепции основан метод трансактного анализа, автором которого является известный психолог Эрик Берн. 

"Человек — это единомножие, это не одно «я», это много «я»... И они общаются друг с другом, они понимают друг друга, они ссорятся друг с другом, и у вас может возникнуть ощущение, что это шизофрения в одной отдельно взятой голове».

Родитель — это инстанция будущего в нас.

«Бытие в нас того, кто знает наперед, что... кто смотрит на нас из будущего и видит нас в прошлом, — это бытие нашего родителя в нас».

Родитель бывает контролирующий — который следит, контролирует, наказывает и знает наперед, что и как нужно делать, и опекающий — который исходит из логики и побуждений своего подопечного, потакает всем его капризам.

«Взрослый... это я сейчас... что-то понимающий и общающийся разумно с теми людьми, с которыми он вступает во взаимодействие».

Взрослая часть личности живет в мире вероятностей и неопределенности. Для взрослого не бывает заранее известных правильных ходов.  

«Дитя — это инстанция прошлого в нас, это реликты нашего детства, это то, какими мы были маленькими и какими до сих пор продолжаем оставаться».

Существуют два типа этого эго-состояния — естественный и адаптированный ребенок. Естественному ребенку свойственны веселье, живость, радость и склонность к экспериментированию. Адаптированный ребенок — тот, который способен так или иначе добиться своего. Ребенок должен уметь отстаивать свои права, добиваться того, что хочет. Такой ребенок может быть либо абсолютно послушным, либо, наоборот, бунтарем. Это разные формы адаптации ребенка к жизни, такие же формы могут потом проявляться и во взрослом возрасте.  

Эти три формы личности сосуществуют и постоянно взаимодействуют друг с другом. Каждый из нас может сказать про себя, кто в нем доминирует — взрослый, родитель или ребенок. В зависимости от ситуации одно или другое эго-состояние может выходить на передний план.

« Ужасно скучно, когда человек — это только взрослый, бесконечно тоскливо, когда это родитель и только родитель... или когда перед нами такой инфантильный человек, вечный ребенок. Это отталкивает».