1. Как новый фильм любимого режиссера

Если вы пришли смотреть Финчера как знаток его работ, честно отсмотревший все существовавшее до этого, то, скорее всего, ваши ожидания оправдаются. Во многом режиссер верен себе. Его всякий раз интересуют герои, нарушающие правила, увлеченные игрой (как в «Семь»), бунтари и аутсайдеры (как в «Боксерском клубе»), а также отношения героя с обществом, страх и разного рода патологические состояния («Зодиак», «Комната страха»). Все это в полном объеме присутствует и в новом фильме. А еще идеальная операторская работа, несколько необычных ракурсов и фирменная холодная цветовая гамма.

2. Как экранизацию книги Стига Ларссона

Книга Стига Ларссона стала бестселлером после смерти автора. Оппозиционный журналист успел написать роман, который принес ему мировую славу, но не успел этой славой насладиться. Зато сначала Оплев, а теперь и Финчер снимают сливки с истории, в которой современное общество узнало себя, и не собираются останавливаться на достигнутом.

Так, Финчер уже заявил, что вторая и третья части экранизации трилогии Стига Ларссона «Миллениум» будут сниматься одновременно. «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» будут сняты в Швеции в ближайшие год-два. Те, кто и читали книгу, и смотрели первую шведскую экранизацию книги, снятую Оплевом, отметили, что в новом фильме практически растворилась вся история издательства «Миллениум», любовная линия Блумквиста и история его жизни, а также подробности из жизни Лисбет. Вряд ли это случайность.

3. Как историю о героях нашего времени

Для тех, кто не читал Ларссона, но имеет представление о том, как выглядят герои нашего времени, которых здесь и играют Дэниел Крейг и Руна Мара. Один герой — хороший: пользующийся успехом у женщин, обаятельный и небритый отец девочки-подростка, интеллигентный и неподкупный журналист и борец с коррупцией и преступностью Микаэл Блумквист. Другая — хакер, специалист по расследованиям Лисбет Саландер, не плохая, но первое, что говорят о ней: «необычная». Девушка с непростой жизненной историей, говорящая о себе «я сумасшедшая», находящаяся под опекой государства и вроде бы ограниченно дееспособная, между тем спасает жизнь Блумквиста и разгадывает детективные загадки лучше любого следователя, она нарушает границы — и приватности, и закона, — все время балансирует на грани. Ее внешность неуловимо притягательная и сексуальная, несмотря на панковский стиль, обилие пирсинга и полное отсутствие стандартных атрибутов женственности вроде каблуков и сексуального белья, в которые она, правда, однажды рядится, как на карнавале. Именно она — девушка с татуировкой дракона и, в некотором смысле, модель для подражания, раз даже H&M выпускает коллекцию одежды, сделанную по мотивам гардероба Лисбет Саландер. Почему это стало возможно?

4. Как голливудский блокбастер

Современные голливудские детективы, как правило, распределяют свое время так: полтора часа на нагнетание напряжения и завязку, еще полчаса — на то, чтобы объяснить зрителю, что все было совсем не так, как он думал. Финчер не пошел по этому пути и снял расследование истории семейства Вангеров довольно логично, плавно подводя зрителя к развязке.

Впечатляющие спецэффекты, динамичные сцены погони: кстати, Руне Мара пришлось не только сделать пирсинг, но и научиться ездить на мотоцикле. Отдельного упоминания заслуживают титры. Лучшими всегда считались титры к фильмам про Джеймса Бонда (в них, например, всегда использовались самые современные технологии). А тут сюрприз: главную роль играет Дэниел Крейг, который на этот раз не Джеймс Бонд, а совсем наоборот. Компьютерная графика, монтаж и саундтрек сразу же захватывают внимание. Кадры немного напоминают компьютерную игру, особенно проезды на мотоцикле, не так ли? Саундтрек к фильму написал лидер и идейный вдохновитель NINE INCH NAILS Трент Резнор. Туда вошли в общей сложности 39 композиций, в том числе кавер на песни Is Your Love Strong Enough? Брайана Ферри и Immigrant Song группы Led Zeppelin. Он стоит отдельного прослушивания.

5. Как историю из жизни

Кажется, именно так смотрели этот фильм многие участники проекта «Сноб». Программист Павел Новиков не смог удержаться от иронии по поводу компьютерных и хакерских проделок героини Руны Мара: «И к документам так доступ нельзя получить, и прослушка так не ставится. Так что с точки зрения реальности все это, конечно, сказка». А Натали Шнайдер сказки как раз не хватило: «Так было жалко Лисбет, когда она выбрасывала куртку в мусорный бак... Она-то уже себе, наверное, намечтала и шторы в гостиную, и как детей назовет, а он как жил, так и живет». Те, кто читал трилогию об издательстве Millenium, знают ответы на часть вопросов, которые задавали зрители после просмотра, например, почему Лисбет Саландер пыталась сжечь своего отца и таким образом попала под опеку? Кто-то будет ждать второго и третьего фильма трилогии, а кто-то, возможно, пойдет за ответами в книжный магазин.

А что увидели в фильме вы?

Мероприятие прошло в киноклубе «Фитиль» при поддержке калифорнийского винного дома Robert Mondavi и водки Kauffman.