/ Москва

Даниил Дондурей ответил на вопросы членов клуба «Сноб» и подписчиков

Состоялся онлайн-разговор членов клуба «Сноб» и подписчиков с киноведом, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. Неудивительно, что значительная часть вопросов была посвящену инспирированному Союзом кинематографистов выселению журнала «Искусство кино» из занимаемого редакцией помещения.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Журнал «Искусство кино» выселен из помещения, которое занимал 48 лет. Михалков не захотел идти ни на какие компромиссы. Многие кинематографисты считают, что все происходящее после скандального съезда Союза Кинематографистов в киноиндустрии – это отражение действий, которые позволяет себе власть в других областях. Даниил Дондурей готов поговорить и про «царские амбиции» Михалкова, и на любую другую тему, связанную с кино и с общественной жизнью в стране

Комментировать Всего 26 комментариев
Что сегодня планирует раскрасить Михалков?

Когда-то, в далекие 20-е, Сергей Эйзенштейн лично, на киноплёнке раскрашивал в красный цвет флаг, который восставшие матросы подняли над кораблём. Кадр за кадром. Кисточкой...  

А что сегодня планирует раскрасить Михалков, как Вы думаете, Даниил?

Что сегодня планирует раскрасить Михалков?

Я думаю, свою версию феодального будущего. Ту версию, где снимаются только те фильмы, которые он одобряет. И раскраска как и по Эйзенштейну, будет конечно же ручная. Подобное творчество может быть только рукотворным.

Смотрю на современное Русское кино и понимаю что оно молодо.

Мне вот интересно как будет выглядеть Российское кино лет через 40?

как будет выглядеть Российское кино лет через 40?

Через 40 трудно сказать, но в ближайшее время, мне кажется, нужно услышать послание стране 20-30-ти молодых режиссеров. Что-то они чувствуют такое болезненное: новые формы отчуждения, распада всех видов социальных и человеческих связей, предчувствуют какое-то огромное культурно "БО-БО". Сейчас очень важно расшифровать это их предвидение, задуматься над ним и каким-то образом сообща ответиить.

Как Вам кажется, возможно ли процветание и свободное существование какого-либо проекта, в том числе и издательского, независимо от тех, кто стоит во главе организации, его учредившей?

Возможно ли процветание и свободное существование какого-либо проекта?

Тут самым важным являются возможности человека, принимающего решения, его "картина мира", образы реальности, энергия мотиваций, способность считывать необходимые контексты и действовать в них. Если хватает "энергии трезвого заблуждения", силы характера и веры, то и деньги найдутся, и все необходимые ресурсы, и правильные действия. В любом деле - голова.

Мне интересно, что собираетесь делать: созвать общественность или обратиться в правительство? Что теперь будете делать? Это настоящая бандитская ситуация!

Что вы собираетесь делать: созвать общественность или обратиться в правительство?

Рассчитывать как и во всех случаях нужно на собственные силы. До сих пор ни один чиновников или иной официальный человек не позвонил по собственной воле. Хотя, я знаю, многие явно (или тайно) соболезнуют. Сегодня письма, которых написано множество, ничего уже не дают. Действуют только коалиционные сетевые связи поддержки единомышленников. И так как система все-таки не тоталитарна, возможности неформальных мощных объединений все-таки еще есть.

вопрос о стоимости сохранения журнала

Даниил, скажите, пожалуйста, проблема финансирования журнала не решена? А о какой сумме идет речь? Сколько нужно, чтобы Ваш журнал продолжал выходить? 

Проблема финансирования журнала не решена

Почти все деньги на издание журнала в этом году уже есть. Это два небольших государственных гранта: 2,4, а также 1,3 миллиона рублей. Кроме того, 4 спонсора по 0,9 миллиона рублей (3,6 миллионов). Получается: есть 7,3 из необходимых 8,2 миллионов рублей. Не хватает всего 900 тыс. рублей на издание и примерно 1,2 миллиона на снятие помещения. Все это цифры нашего годового бюджета.

А что говорят подписчики и поклонники журнала? Как же их оставили без любимого издания? Ведь выгнать журнал из помещения, это в общем-то тоже самое, что и закрыть журнал! 

Что говорят подписчики и поклонники журнала?

Сотни если не тысячи людей соболезнуют нам. Как в России, так и во многих других странах мира. В Америке наш журнал расписывается для всего русскоговорящего мира. Есть один благороднейший актер, который предложил нам свою квартиру; кто-то предложил отдельные комнаты своих офисов, подвалы для хранения фото и сценарного архива. Но мы не можем пойти в жилые квартиры или становиться частью других редакций, потому что слишком известны во всем мире. Кроме того, боимся навлечь на них гнев великого административного ресурса. Лучше всего снять помещение честно - за деньги. Сейчас просим несколько киноорганизаций предоставить нам рекламу, поскольку мы репутационно очень известны.

Даниил Борисович, складывается впечатление, что современное русское кино — искусство в целом тоже — отделилось от обычной жизни человека: жизнь сама по себе — искусство само по себе. Есть ли причина для такого отчуждения? Существовал ли в двадцатом веке в какой-либо из стран подобный период?

Есть ли причина для такого отчуждения? Существовал ли в двадцатом веке в какой-либо из стран подобный период?

Согдасен с тем, что российское кино последних 17 лет очень боится реальности. Почти не снимается фильмов на актуальные темы, нет ни одной картины на политические темы. Лучшие режиссеры уходят либо в ретро (практически все), либо в притчи, как Балабанов. В реальной жизни пытаются разобраться только совсем молодые. Большинство же тешит себя надеждами зарабатывать на псевдокоммерческом или квази-гламурном кино. Но как говорили в начале века, "смена вех" - приближается.

Получается, что мы одиноки в переживании подобного периода в кино; даже, например, в Германии после Берлинской стены такого не происходило с режиссурой?

Говоря о «Смене вех», стоит ли понимать, что «Вехи» пришлись на советский период?

Что касается ситуации с Союзом кинематографистов, как бы я ни уважала Марлена Хуциева, знаю его сто лет, он в неравном бою находится, можно его только пожалеть. Надо, чтобы кинематографисты активные, понимающие всю нелепость этой ситуации, защитили свою историю.

А Даниил Борисович такой умный человек, и, на мой взгляд, это был какой-то необдуманный шаг — лишить кинематограф журнала «Искусство кино» и тем более помещения. А как, например, тот человек, который по своей воле фактически выгнал редакцию на улицу, объясняет, что «Искусство кино» теперь не нужно?

А как, например, тот человек, который по своей воле фактически выгнал редакцию на улицу, объясняет, что «Искусство кино» теперь не нужно?

Подобное объяснение так нетрудно подобрать: ну, например, что если нас выгнать из здания, в которое Союз никогда не вложил ни копейки (как известно, оно построено специально для нас в 63 году, а Союз им владеет по указу ненавидимого ими Ельцина с 95 года), то все деньги, полученные от новых арендаторов можно направить "на поддержку" тысяч стариков. Ну чем не мотив изгнания журнала? Хотя, все прекрасно понимают, что за этим стоят серьезные мировоззренческие противостояния по поводу того, является ли знаменитое утверждение нашего президента, что свобода лучше, чем несвобода, - реальностью. Или, все-таки, нет?

Сергей Сельянов Комментарий удален

Я убежден, что профессиональная пресса, как «Искусство кино», безусловно нужна. Журнал, в котором больше теоретических исследований и статей, чем анализа бокс-офисов, необходим уважающей себя индустрии. Если сейчас отказаться от этого в связи с общими сложностями, через три года мы будем восстанавливать по крупицам то, что утеряно. Как говорил Платонов, без меня народ не полный. Да, если бы у нас было десять таких журналов, это, наверное, был бы перебор, но этот журнал уникальный. К тому же существует очень давно — тоже маленькая, но гирька в его пользу.

В порядке пожелания я хотел бы сказать, что было бы хорошо усилить аналитическую составляющую журнала. Даниил Борисович сам прекрасный аналитик, социолог, делает время от времени исследования. Какая-то их часть оказывается на страницах журнала, но думаю, было бы неплохо, если бы статистики и аналитики стало больше. В ситуации нашей столь непрозрачной экономики и индустрии это было бы очень ценно. Сразу оговорюсь, может быть, я не отследил вовремя этого, так как редко имею возможность читать и прессу, и художественную литературу, но время от времени заглядываю на страницы журнала.

Как выпутываться из всей ситуации? Конечно, это очень тяжело. Но очень важно взять ответственность первому лицу. Я могу сказать, что группа продюсеров и режиссеров сейчас поддерживает уже некоторое время журнал «Сеанс». Однако это долго не продлится, можно на дружеской поддержке продержаться некоторое время, но это не выход. И сейчас трудно. Дело в том, что там, где огород невелик, вовсе денег нет, а большие компании много тратят на содержание самой компании. Оказаться в такой ситуации без денег и к тому же без помещения совсем непросто. Если же у редакции есть четкий бизнес-план, это должно помочь получить грант, серьезного инвестора. О бизнесе речь, конечно, не идет, но бизнес-план важно сделать как можно скорее. Есть ли у вас бизнес-план, Даниил Борисович? Это может серьезно помочь вам преодолеть трудности.

Есть ли у вас бизнес-план?

Конечно, бизнес-план есть. Тот, что позволит и сохраниться, и остаться независимыми. Хотя, мне, конечно, печально из-за того, что киносообщество не на словах, а в поступках сегодня абсолютно не дееспособно. Согласилось с созданием однопартийной системы, созданной в СК, не может объединиться, противостоять административному ресурсу и новым (они же старые) управленческим технологиям. Каждый продюсер и режиссер убежден, что он каким-то уникальным, каким-то личным образом "проскочит", уклонится от катка феодальной по своей природе воле. Прав Никита Сергеевич, утверждая, что его оппоненты слабые, трусливые, неспособные к самоорганизации. Полностью утерявшие энергетику и внутреннюю наполненность 80-ых. Продюсеры не смогли за 20 лет взять в свои руки власть в кинематографе, стать главными партнерами государства, не сумели сплотить все элементы индустрии, а режисеры убеждены, что нынешняя атмосфера художественной жизни никак не скажется на их творчестве. Наивное заблуждение.

Так что бизнес-то план есть, а веры в перспективы коллег и профессиональных гильдий  - совсем нет.

Я очень переживаю и волнуюсь. Удалось ли что-нибудь найти по помещению? Могу я чем-то лично помочь? Я считаю, что то, что сейчас происходит в Союзе кинематографистов — это безобразно и отвратительно и очень напоминает совковое советское время.

Варианты съема помещения уже есть. А что касается советских моделей, то Вы ведь знаете, они вползают в нашу жизнь через тысячи щелей: в экономике, в общественных отношениях, в культуре, повсюду. Хотя, и не побеждают пока. Такое впечатление, что кто-то наблюдает: кто кого: рынок и современная жизнь все-таки преодолеет советскую власть с русским феодализмом или наоборот.  Война эта идет пока с непридвиденным результатом.

Почему ситуация с Музеем кино, "Искусством кино" и Хуциевым не существует в мировом медийном пространстве? Если кто-то из членов клуба "Сноб" хочет и может помочь, то это можно сделать деньгами и попыткой донести обо этом в миру. Если об этом напишет New York Times или Guardian - это будет работать. Поверьте мне, публикации в серьезных французских газетах, таких как Фигаро и Либерасьен, учитывая определенный настрой французского общества и Каннский фестиваль 2010 года, немедленно приведут к исправлению ситуации с "Искусством кино".

Почему ситуация с Музеем кино, "Искусством кино" и Хуциевым не существует в мировом медийном пространстве?

Все-таки, уважаемый Алексей мне кажется, романтик. Насколько мне известно, с президентом Путиным о ситуации с Музеем кино говорили и канцлер Шредер и премьер Блэр. Не говоря уже о десятках крупнейших режиссеров мира. Прошли годы, но вещи музея продолжают оставаться складированными на Мосфильме. Стоимость необходимых инвестиций - одна сотая от реконструкции Большого театра или Мариинки, или небольшая часть денег, затраченных на любую тусовку в районе Рублевского шоссе. Так что эти деньги не направляются на Музей кино в первую очередь потому, что в головах тех, кто "принимает решение" просто нет такой ценности. Вот пригласить Элтона Джона на свой день рождения - это значимая культурная акция, а закрыть Музей кино или журнал "Искусство кино" - естественное дело

 Послушайте, ежу понятно, что никакие письма в правительство и все прочее не помогут. Вас, Хуциева и прочих все уже сдали, а кто не сдал, то сделают это в ближайшее время. Почему это произошло? Почему вы прекрасные умные и заслуженные люди проиграли? Отвечу. По причине того, что вы не сформулировали не только задач, но и способа их осуществления.  Нет цели были, но какие-то  слишком достойные, благородные даже. Размытые. А  другая сторона с тактической и стратегической точки зрения сыграла прекрасно. Все четко. Т.к.  через медиа она говорила с властью, пугала, что 7 съезд Союза Кинематографистов это оранжевая революция и т.д. Что нужно повысить управляемость кино, что гос. заказ (большие деньги) должны оградить от черт знает кого с еврейскими фамилиями и т.п.  Вы наивно   ждали. И благородно на эти выпады не отвечали  И дождались, власть поверила этому бреду. И приняла вполне определенную сторону. Я, кстати,  в отличие от многих выступал за Хуциева открыто и говорил, что нельзя переводить конфликт в политическую плоскость. Дании  Борисович! Попытаюсь еще раз втолковать смысл того, что я сказал. Скорее всего,  в Росси поддержки у «искусства кино» не будет. Я знаю, что у кинематографистов пытались и пытаются собирать подписи в вашу защиту, но подписывают мало. И так будет и дальше. Но понятие  репутации существует не только в России, но и в мире. В интеллектуальной среде особенно. Особенно, наприbbмер, во Франции. Как, Вам, наверное, известно каннская публика очень либеральна. Возможно, даже излишне, но, тем не менее, ее мнение, а так же мнение фестивальных функционеров очень много значит. Сами знаете. Так вот, громкий резонанс в серьезной мировой пресс, может затруднить не только получение призов, но и само попадание на фестиваль, что для некоторых режиссеров, важно так же как «искусство кино» для Вас. А может и более. Т.к. является неким фетишем. Кто заканчивает фильм в десятом году? Ответ сами знаете. Победы это не принесет, но уважать будут.  А там уже может и не полезут. Себе дороже. Дальше вопрос желания и мужества. Другое дело, что, наверное, не просто найти ресурсы для такой истории, но как инструмент действенно.  Тем не менее, я всегда за Вас.  Чего скажите все  и подпишу.

Да…а где все кинематографисты члены этого клуба?  Молчат? Думаю скажут, что не знали или нет?  Это  вопрос.

А вас выселили впустую - есть ли какой-то другой кандидат на это помещение или вас выгнали демонстративно, и офис сам по себе никому не нужен?

А вас выселили впустую - есть ли какой-то другой кандидат на это помещение или вас выгнали демонстративно, и офис сам по себе никому не нужен?

Я не слышал, чтобы кому-то немедленно сдавали, хотя, может быть, кандидат уже есть. Понятно же, что дело не в аренде, и не в деньгах, и не в заботе о стариках. Симптоматично, что нашим субарендаторам (а мы уже год все их деньги, плюс мы еще доплачиваем 60 тыс. - всего около 300 тыс. рублей в месяц отправляем в Союз) плату не увеличили, а договор с ними подписали на следующий год. Никто их выгонять не собирается.