Лабораторные мыши не успели спасти экс-менеджера Beatles
Четвертого июля в Нью-Йорке на 78-м году окончилась жизнь человека, которого многие считают злым гением шоу-бизнеса. По общему мнению, именно Ален Клейн повинен в развале группы Beatles. Три года назад по состоянию здоровья Клейн отошел от дел и передал руководство фирмой сыну Джоди.
Теперь известно, что в могилу его свело заболевание головного мозга, которое было впервые описано в 1906 году франкфуртским психиатром Алоисом Альцгеймером. Четыре года спустя классик немецкой психиатрии Эмиль Крепелин доказал, что его коллега выявил ранее неизвестную форму психической дегенерации, приводящую к прогрессирующей потере памяти, слабоумию и, в конечном счете, летальному исходу. В настоящее время болезнь Альцгеймера держит в когтях около 27 миллионов человек. Она убила немало знаменитостей, включая бывшего британского премьера Гарольда Вильсона и экс-президента США Рональда Рейгана.
Болезнь начинается с забывчивости, которую легко спутать с обыкновенной рассеянностью. В течение нескольких лет память значительно ухудшается, больные теряют речь и перестают узнавать окружающих, их поведение становится хаотическим и даже агрессивным. На поздних стадиях болезни человек абсолютно беспомощен. Он теряет способность двигаться и полностью отключается от мира. Такие больные чаще всего гибнут от последствий неподвижности, чаще всего от пневмонии и гангренозных пролежней.
От болезни Альцгеймера пока нет ни лекарств, ни средств профилактики. К началу этого года в сумме было проведено свыше полутысячи клинических испытаний, но ни одно не увенчалось успехом. Эпидемиологи опасаются, что к 2050 году число жертв болезни Альцгеймера достигнет 100 миллионов.
Однако наука не стоит на месте. Существуют лабораторные мыши, обреченные на синдром Альцгеймера: их специально вывели для таких исследований методами генной инженерии. На днях сотрудники Южно-Флоридского университета (город Тампа) сообщили об очень интересном эксперименте. Хвостатых страдальцев лечили человеческим гормоном, который стимулирует активность мозга, но не головного, а костного.
Этим гормоном (он называется фактором стимулирования роста колоний гранулоцитов, сокращенно GSCF) давно пользуют раковых больных, у которых из-за химиотерапии или облучения возник дефицит белых кровяных клеток. Ранее было случайно обнаружено, что GSCF загадочным образом действует не только на костный мозг, но и на нервную систему, почему-то помогая восстановиться пациентам после инсульта.
Это натолкнуло исследователей из Тампы на мысль: опробовать GSCF против болезни Альцгеймера. Мышам вкалывали под кожу филграстим — одну из лекарственных форм этого гормона. В итоге в тканях мозга подопытных животных концентрация амилоидных отложений сократилась на 30-40%, и к тому же было отмечено появление новых молодых нейронов. У хвостатых жертв науки значительно улучшились память и способность к обучению. В общем, прогресс налицо — и немалый.
Конечно, между мышкой и человеком гигантская дистанция. Однако экспериментаторы настолько удовлетворены результатами, что уже готовятся испытывать филграстим на дюжине пациентов с болезнью Альцгеймера. Пожелаем им удачи.