Я переехал.

Как и многие глупые смертные, меняю место жительства в поисках лучшей доли. Хотя вроде как был не раз предупрежден, что лучшее враг хорошего.

И вот, кое-как наладив кочевой свой быт, с красными от чужой пыли глазами, но с розовыми надеждами от хмеля собственных иллюзий, я отправился на разведку осматривать окрестности.

Место, куда я попал, выглядело провинциально. Тут не цокали по собянинской плитке офисные лани. Вместо бизнес-центров высились еще советские недострои. Деревьев здесь было, кажется, больше, чем людей. Машины не лезли на тротуары, а скромно жались к бордюру. Функцию модной ресторации исполняли ларек живого пива и подвал «У Семеныча». Главной архитектурной достопримечательностью оказались заборы.

Благодать! Вот она окраинная жизнь, вот оно, толстовское опрощение, которое должно было принести мне искомое счастье.

После нескольких лет жизни в центре я уже предвкушал скромные домашние обеды, чинную парковку в любое время суток и семейные променады в ближайшем парке. Приятно было в то же время поправить в этих благословенных краях семейный бюджет, весьма потрепанный в прежние годы ночными набегами в модные супермаркеты за гастрономическими сардельками и дизайнерскими батонами.

Однако меня ждали неприятные открытия.

Главный в округе продуктовый не мог похвастаться раскрученной вывеской. Он оказался большим, но неуютным. С ассортиментом разнообразным, но без излишеств. Его сотрудники носили униформу, но большую часть времени болтали друг с другом, не обращая внимания на грязный пол под ногами. В общем-то, это было ровно то, на что я и рассчитывал. А именно — магазин для бедных, который может не приносит удовольствие, но выполняет главную функцию — снабжает тебя необходимыми продуктами по разумным ценам.

Только вот когда я стал приглядываться к каше, кефиру и тривиальному сыру с дырками в этом магазине для бедных, выяснилось, что цены тут примерно такие же, как в пафосных гастрономах, рассчитанных на бизнесменов, коррумпированных чиновников и простых бандитов (в России, впрочем, обычно эти роли совмещаются). В такие гастрономы я и раньше не ходил, считая их бизнес-грабежом среди бела дня. И теперь я смотрел на ценники в некоторой растерянности.

Боже, как же дорого быть бедным, промелькнуло у меня в голове.

Дальнейшее обследование окрестностей показало, что это — отнюдь не завихрение пространства, не магнитная аномалия, не собянинский аппендикс. Это так тут жизнь устроена.

В ресторане «У Семеныча» цены, как у итальянского шеф-повара. В советском бассейне, где правила посещения состоят из одних запретов, цены как в моем либеральном фитнес-клубе, ориентированном на крепкий средний класс. Узбекские лаваши в палатке на углу у метро и те продают по цене французской пекарни.

Говорят, Ньютону оказалось достаточно упавшего яблока, чтобы понять нечто важное об устройстве мира. Мы не Ньютоны, поэтому мне потребовался мешок яблок, чтобы задуматься о главном парадоксе окружающей меня действительности. А парадокс этот заключался в том, что весь этот бесстыжий беспредел пользовался спросом.Жители бедного района, заселенного простодушными заводчанами и их потомками, и не думали бойкотировать грабительские и наглые эти магазины, лавки и сервисы. Они исправно переплачивали за товары и услуги, будто были не работягами, а теми самыми бизнесменами, коррумпированными чиновниками и простыми бандитами.

В России, наверное, самые богатые бедные на планете, подумал я, глядя на старушку, лихо набивающую корзину в супермаркете с грязными полами и заоблачными ценами, в котором у меня рука не поднялась бы даже ребенку купить чупа-чупс.

Мне открывалось какое-то новое, страшное, знание. Начав приглядываться после этого к жизни своих знакомых, я постепенно приходил к выводу, что вообще образ жизни, которые ведут в России бедные люди, потрясающе расточителен.

Один мой знакомый, человек определенно небогатый, лишился прав за вождение в нетрезвом виде, но продолжал лихо разъезжать на своих «Жигулях», выкладывая по тысяче долларов за встречу с полицейским. Типичный богатый бедный. Я вот такой роскоши позволить себе не мог бы даже при большом желании.

Вообще, если присмотреться, то станет ясно, что хозяйство бедного человека в России поразительно неэффективно, существует по инерции, ведется эмоционально. В этом смысле бедные люди напоминают предприятие, которое вкладывает деньги в имиджевую рекламу, в то время как не хватает средств на закупку комплектующих.

Мои родственники установили себе счетчики на воду и вскоре стали жаловаться, что стали платить больше. Когда я предложил экономить воду, как делают европейцы, мне было сказано, что «нет, мы так не привыкли». И правда, всю жизнь лили сколько хотели, чего это теперь переучиваться?

А что, богатые люди, могут себе позволить, хоть они и бедные. Но не нищие же, чтобы экономить.

Такие же богатые бедные могут себе позволить покупать втридорога больших синтетических мишек сестрам на Новый год, столовые сервизы друзьям детства в подарок к юбилею и роскошные буфеты под красное дерево для хранения этих сервизов, а также норковые шубы, суперсовременные смартфоны, золотые украшения, коньяк в стеклянных саблях и прочую белиберду, которая и делает на самом деле людей бедными.  

Почему мало кому приходит в голову, что все это на самом деле не нужно, глупо, стыдно, пошло, и на эти деньги, которые тратятся на ерунду, можно было бы жить если не богато, то уж точно достойно, интересно и, что называется, качественно? И не жаловаться потом на каждом углу на жизнь? А вместо этого брать от жизни все истинные радости, которые она может предложить уже здесь и сейчас?

Мне кажется, ответ может быть только один.

Быть бедным удобно. Люди привыкли. Им нравится быть бедными.

Поэтому они готовы за это платить.