Мастера граффити в Фонде Картье
Десяти граффитчикам было выделено по персональной стене, остальные покрыли своими работами менее престижные поверхности: потолки, специально построенные заборы, каменные стены снаружи.
Десяти граффитчикам было выделено по персональной стене, остальные покрыли своими работами менее престижные поверхности: потолки, специально построенные заборы, каменные стены снаружи.
Один из «рожденных на улице» Дарко (Darco) объяснил мне, что не все работы, выставленные в Фонде Картье — граффити в строгом смысле слова. Ведь настоящие граффити — это художественное воспроизведение имени (а чаще клички) автора, к тому же граффити должны быть непременно противозаконны. Дарко рассказал мне о трех составляющих успеха граффитчика.
Куратор выставки Леан Сакрамон (Leanne Sacramone) рассказала, что самым сложным для нее было установить критерии отбора работ для выставки — что является произведением искусства, а что нет.
Сакрамон особенно гордится граффитчиком Криптой (Cripta) из Сан-Паулу. Он разрисовал в Фонде Картье целый коридор бразильскими пиксашау (pixaçao). По мнению Сакрамон, пиксашау напоминают руны.
На открытии выставки Крипта только и делал, что раздавал автографы.
Я спросила у граффитчика Джонвана (Jonone, Jon number one), живущего между Парижем и Нью-Йорком, как можно найти в граффити свой стиль. Его ответ был больше похож на рэп.
На вернисаж к Джонвану должны были прийти его русские друзья, но они так и не появились. У Джонвана оказались удивительные представления о русских:
Нью-йоркский классик граффити по кличке Син всегда носит часть собственных произведений с собой — на руках.
И даже на шее, на которой вытатуирована пунктирная линия с предложением отрезать по ней голову (cut here or here).
На открытие выставки в респектабельный Фонд Картье пришла толпа людей, многие посетители были в широких штанах, рубахах и с дредами.
Среди гостей я увидела Соню Рикель — она внимательно осмотрела всю выставку и поздравила Джонвана с успехом. На мой вопрос, может ли граффити быть для нее источником вдохновения, Рикель ответила, что не может.
Другим знатоком граффити оказался Жак Тубон (Jacques Toubon), министр юстиции в правительстве Ширака и министр культуры при Миттеране. Я спросила у него, какое место занимает граффити в современном искусстве. Тубон считает, что говорить об этом еще рано:
Обескураженная столь отдаленной перспективой, я вернулась к экспонатам. Мне показалось, что не надо ждать еще сотни лет, чтобы понять, что некоторые из них — настоящее искусство.