Кризис-персона ХХ века
Военный статистик
Основам менеджмента Макнамара учился в довольно странном месте — во время Второй мировой войны он был офицером штаба генерала Ле Мэя, командующего стратегической авиацией США на японском театре военных действий, и руководил там статистическим бюро, которое подсчитывало, какой ущерб нанесли Японии американские бомбардировки. Под руководством Ле Мэя бомбардировщики B-29 сбросили на Японию миллионы бомб-«зажигалок», в результате японские города, состоящие из деревянных домишек, горели, как спичечные коробки. Педантичный Макнамара подсчитывал число сожженных домов и убитых людей, и результаты этих подсчетов впечатляют и сегодня. Всего, по данным военных статистиков, летом 1945 года «зажигалки» убили больше 1 миллиона мирных жителей — больше, чем в Хиросиме и Нагасаки. Поскольку в той войне американцы победили, подполковник Макнамара и его коллеги вернулись домой не как преступники, а как герои. Им тут же нашлась работа: одного из начальников Макнамары, полковника Торнтона, пригласили в автомобильную компанию «Форд» на должность вице-президента.
Реформатор «Форд Мотор»
В конце войны «Форд» находился в серьезном кризисе. В управлении огромным корпоративным «динозавром» царил хаос, не было нормальной системы планирования и контроля. Генри Форд Второй, возглавлявший компанию, решил, что команда бывших офицеров, многие из которых учились в бизнес-школах, может отстроить управленческую систему лучше, чем гражданские управленцы. Форд пригласил Торнтона, а Торнтон — несколько своих бывших подчиненных, получивших прозвище whiz kids (что-то вроде «супердетки»), одним из которых был и Макнамара. Он быстро продвинулся по корпоративной лестнице и уже в 60-м году стал первым президентом компании не из семьи Фордов.
Макнамара понял, что одна из причин кризиса компании — это ставка на большие дорогие авто. Из-за сильной инфляции в конце 50-х эти машины, пожиравшие огромное количество бензина, оказались слишком обременительны. Кроме того, в тот момент все больше американских семей задумывались о покупке второй машины, в основном для жены. В результате потребители стали все чаще покупать более скромные европейские авто, например Volkswagen и Volvo. Главным достижением Макнамары в компании стал выпуск Ford Falcon — первой «бюджетной» машины, соответствовавшей высоким по тем временам стандартам безопасности. Для американских домохозяек это было то что надо. Falcon немедленно стал лидером продаж и оставался им на протяжении всех 60-х.