Об уроках плавания для младенцев, о бэби-йоге, вегетарианстве и закаливании — разговор с Екатериной Шляховой, инструктором и основателем российского отделения британской школы йоги и раннего плавания Birthlight

 

Что дает ребенку раннее плавание? Можно ли сказать, что плавать надо всем, с самого рождения?

Раннее плавание — это радость, общение, здоровье. Все очень просто и глубоко одновременно. Каждый ребенок получит от этого несомненную всестороннюю пользу, если использовать правильный — продуманный, сбалансированный, ненасильственный — подход. А надо или не надо — пусть решают родители.

А как проходит занятие? Вот родители с детьми на руках пришли в бассейн, спустились все вместе в воду...

Спустились в воду, поздоровались, спели песенку в кругу при отработке определенных элементов — адаптационных в основном, где родители и дети привыкают к окружению, преподаватель адаптируется к группе и изучает, что у кого получается и как, кто в каком настроении. В игровой манере создаются определенные ситуации, в которых родителям нужно тренировать непринужденность, а детям естественные навыки — координацию, например.

 

На занятиях младенцы учатся задерживать дыхание, нырять, плыть над водой и под водой?То есть делать все то, чему обычно учат лет в пять-шесть?

Дети приходят в этот мир из водной среды полностью экипированными. Вода — их вторая мать. Об этом говорят рефлексы земноводного, которым экипирован новорожденный: рефлекс ныряльщика, рефлекс задержки дыхания, амфибийный (лягушачий) рефлекс, ларингоспазм — сжатие голосовой щели при попадании в глотку воды, например. Заметьте, никаких страхов по отношению к воде после рождения нет. Мы в Birthlight лишь поддерживаем и развиваем то, что дает ребенку природа. В результате такого развития ребенок безболезненно переходит в стадию, когда на смену рефлексам приходят осознанные механизмы — гребки руками, контроль дыхания. Младенцев ничему не «обучают», по крайней мере у нас в Birthlight. Мы обучаем родителей тому, как понимать своего ребенка, как создавать ему условия для нормального, естественного развития в условиях не совсем естественной жизни в мегаполисе. Если же мы не поддерживаем эти врожденные дары и природную тягу человека к воде, то приходится обучать ребенка — гораздо позднее, дольше и болезненнее для него и родителей. Под «дольше» я понимаю не срок обучения плавательным навыкам (в младенчестве в гуманных условиях детки учатся плаванию гораздо дольше, чем пятилетки), а именно то, в какой момент ребенок начинает получать позитив от занятий. В нашей идеологии это происходит с самых первых дней и становится платформой для всестороннего развития малыша. Поэтому чем раньше, тем лучше. К слову сказать, тяга к воде быстро нейтрализуется в результате варварских методов обучения плаванию в раннем возрасте. Отсюда и тревожность в отношении воды, возникающая у многих взрослых.

Что это за варварские методы? Когда детей в воду бросают?

Да, когда бросают в воду, но это обычно делают с детьми постарше. С младенцами поступают еще более варварски — например, заставляют нырять до того момента, когда ребенок сдается и покоряется судьбе, или до появления галлюцинаций. Более обыденные и распространенные методы: «плавание» руками специалиста, а не матери, хватание за подбородок или за голову и тренировка «проводок» (полоскание малыша в ванне), манипуляции с ребенком, когда он в воде, а взрослые не рядом с ним, а на суше. Это совершенно неэффективно и малоприятно для ребенка, а иногда и довольно травматично.

Если я не начала плавать со своим ребенком в первые месяцы — время упущено? Или можно начать в любом возрасте, скажем, года в три?

Начать заниматься не поздно никогда! Таких сроков просто нет. В старшем возрасте появляется необходимость адаптировать ребенка к нахождению в воде, в чем естественно развивающийся младенец не нуждается. И опять же, смотря какие цели ставят родители и инструкторы. В нашей школе мы идем к плаванию по радостному пути, без стрессов, обучая косвенно, через опыт малыша и через собственный пример. Отсюда, кстати, и пристальное внимание к родителю — именно от его настроя, целей и взглядов будет определяться успех ребенка.

Зачем детям йога?

Йогу люди понимают по-разному. Часто к нам приходят и говорят: «А вы на гвозди нас класть не будете?» Шутят, но, бывает, ждут чего-то эдакого, чтоб дух захватило, ведь про йогу ходит несчетное количество мифов. В своей практике мы берем философию, принципы, анатомию и физиологию йоги, изучаем все это и... откладываем в сторону. Затем изучаем потребности того, кого мы хотим обучить практике йоги. Возвращаемся к древнему знанию, анализируем его и... обращаемся ко всему тому, что дает нам наука сегодня. Сопоставляем. Снова возвращаемся к потребностям и, задаваясь вопросом, что дает йога этому конкретному человеку, используем принципы построения практики йоги — именно принципы, а не раз и навсегда сформированные готовые практики. Йога создавалась для мужчин, точнее, для особой касты подготовленных мужчин. Естественно, мы не можем эти практики транслировать женщинам и детям в готовом или же просто смягченном виде. Более того, разным людям требуется разная практика — как по возрасту, так и по состоянию здоровья.

Дети, если мы говорим о новорожденных и чуть старше, — прирожденные йоги. Они, как правило, более гармоничны, безмятежны, счастливы, чем мы. Бэби-йога в нашей традиции — это партнерская, парная йога для ребенка и родителя. Это урок взаимодействия, это счастье прикосновения, это ритм, которого так часто не хватает малышу после появления на свет, это движение. Наших деток, как хрустальное сокровище, помещают в кроватки, коляски, автокресла, переноски. Их оберегают от посторонних звуков. Берегут, ограничивают взаимодействие. Другими словами, погружают в довольно неестественную, ограниченную среду. Йога помогает родителю научиться телесно и эмоционально взаимодействовать с малышом, а ему — узнать маму и папу, получить необходимое всестороннее движение.

А если говорить о физиологии, то здесь ответ будет проще: тактильная стимуляция, способствование развитию нервной системы, адекватный обмен веществ, поддержание и развитие гармонии всех систем жизнеобеспечения организма. В отличие от многих других практик большое внимание уделяется контрасту между активностью и расслаблением, который чрезвычайно важен для правильного развития.

Надо ли закаливать ребенка?

Мы не сторонники закаливания как мучительной процедуры. На занятиях мы не обливаем детей, не плаваем с ними в холодной воде, не сушим на сквозняке. Мы не делаем ничего такого, что доставит ребенку дискомфорт, даже если это, как могут предположить мои оппоненты, будет ему полезно. Мы не считаем, что путь к счастью, здоровью и красоте должен идти через боль и страдание. Конечно, я не стану кутать ребенка в огромное количество одежды, если вижу, что он не мерзнет. И плаваем мы все-таки не в сорокаградусной воде, так что закаливающий эффект, безусловно, есть. Но на этом, пожалуй, закаливание заканчивается.

 

Что вы думаете о вегетарианстве для детей?

Лично я  веганка, мой сын — лактовегетарианец. Среди моих знакомых в Европе очень много семей, предпочитающих вегетарианство, которое там, к слову сказать, относится к разряду здорового образа жизни. У нас в стране ситуация другая — только потому, что доступ к такой информации ограничен и многие факты только начинают всплывать. Я — за осознанный выбор каждого человека. В вопросе питания у большинства россиян выбор совершенно неосознанный, а качество продуктов питания оставляет желать лучшего. Это по-настоящему грустно.

Что нужно ребенку, чтобы вырасти здоровым?

Во-первых, любовь, взаимодействие с родителями, ранняя привязанность. С ребенком надо много общаться, физически контактировать: массаж, купание, йога или что-то другое. Его надо уважать, развивать у него чувство доверия к родителю — в противовес варварским методам, о которых мы говорили, где доверие к миру утрачивается порой навсегда. Ребенка обмануть невозможно, и если мы сдерживаем что-то негативное внутри и даже улыбаемся, он это поймет. Надо быть позитивными и излучать искренний свет. Отсюда и наша любовь к йоге. Ведь именно этому она учит прежде всего!

Во-вторых, важно чуткое и осознанное движение (йога не единственный вариант, конечно) и отдых. В-третьих — хорошее питание. Натуральные продукты, здоровое отношение к еде. В-четвертых — экология.

Что думаете о прививках, нужны ли они?

Последнее время вижу много информации о том, что от них больше вреда, чем пользы. Есть и обратное мнение. Сочувствую родителям (включая себя): мы, возможно, живем на рубеже революции в области прививок, и на плечах родителей лежит огромная ответственность за решение. Любой выбор, «за» или «против», требует смелости. Надо самостоятельно изучать вопрос всесторонне и принимать решение осознанно.