Автор исследования, аспирант-психолог Пол Пифф из университета Беркли, полтора года назад обратил внимание, что богатые жертвуют на благотворительность меньшую часть своего дохода по сравнению с бедными — что бы нам ни говорил пример Билла и Мелинды Гейтс или еще нескольких эксцентричных миллиардеров. Теперь он решил узнать, как «классовая этика» богатых проявляется в мелочах, и поставил серию из семи экспериментов: два на оживленном перекрестке в окрестностях Сан-Франциско и еще пять в университетской лаборатории.

Строго говоря, «бедных» и «богатых» следовало бы сразу взять в кавычки. По сути, Пифф сравнивал средний класс с верхним средним классом; в эту выборку заведомо не попали нищие и миллиардеры. Объектом двух экспериментов из семи были люди за рулем (достаточно обеспеченные, чтобы иметь автомобиль), еще двух — студенты престижного университета Беркли.

Пифф выпустил на перекресток четырех ассистентов, которые играли роль нерешительных пешеходов и при этом тщательно оценивали проезжающие машины. Правила дорожного движения в Калифорнии, как и в России, прямо обязывают пропускать человека у «зебры». Именно так поступили все пятеро водителей самых дешевых автомобилей (100 процентов). Зато шестеро из 13 человек за рулем самых дорогих машин (46 процентов) пешехода не заметили.

Во втором эксперименте ассистенты Пиффа следили за тем, как часто водители подрезают перед перекрестком соседние машины. Так поступал в среднем каждый восьмой (12,4 процента), но доля нарушителей за рулем самых дорогих машин доходила до 30 процентов, а водители самых дешевых подрезали всего в 8 процентах случаев.

Если о водителях приходилось судить по цене автомобиля, то есть по косвенному признаку, то каждого участника следующих двух экспериментов Пифф просил заполнить подробную анкету. 105 студентам Беркли Пифф предложил представить себе восемь ситуаций из жизни и описать, как бы поступили они лично. На этот раз речь шла о незначительных проступках на работе или в университете («Вы остались одни в офисе, и тут вспоминаете, что дома закончилась бумага для принтера. Возьмете ли вы несколько листков с работы домой?» или «Станете ли вы интересоваться у друзей, которые раньше вас сдали экзамен, какие темы не включили в билеты?»). «Богатые» чаще прочих признавались, что готовы слегка схитрить.

Но самое главное испытание ждало студентов у дверей лаборатории. Пока они ждали своей очереди помочь науке, один из экспериментаторов невзначай упомянул, что при входе в лабораторию стоит ваза с леденцами. Они предназначаются детям, которые будут участвовать в других экспериментах, но те, кому очень хочется, могут взять одну-две конфеты. Всего в вазе было сорок леденцов: воспользуйся предложением хотя бы треть из 105 участников эксперимента, дети остались бы ни с чем. Однако, как и ожидалось, более обеспеченные студенты не стали отказываться.

Наконец, 195 взрослым американцам, которые откликнулись на его объявление на сайте Craigslist, Пифф предложил сыграть в простую онлайн-лотерею, по результатам которой был обещан приз — подарочный сертификат на 50 долларов. Компьютер пять раз подбрасывал на экране виртуальные кости, и от участников требовалось сообщить сумму баллов: чем она больше, гласили условия, тем выше шансы на победу. На самом деле итог был запрограммирован заранее — ровно 12 очков. Однако 31 участник эксперимента завысил свой результат. Статистический анализ показал, что их классовая принадлежность явно коррелирует с числом приписанных себе очков.

Статья предлагает два объяснения, что заставляет богатых вести себя менее порядочно. Первое выглядит банально, в духе марксистско-ленинских учебников: жадность, которая способствует обогащению, — устойчивое свойство личности. Поэтому человек действует в своих интересах в ущерб другим, даже когда это сулит ничтожную выгоду вроде подарочного сертификата на 50 долларов или сэкономленной минуты времени в пути. Во-вторых, по природе своих занятий большинство тех, кто зарабатывает много, — отъявленные индивидуалисты. Они реже трудятся в команде равных по статусу, которые могли бы их осудить за неэтичный поступок.

Совсем недавно в десятку бестселлеров Amazon.com вошла книга социолога Чарльза Мюррея «Пути расходятся», которая провозглашала, что «белая» Америка, еще в 1960-х бесклассовая, сейчас окончательно расслоилась. Самые обеспеченные пять процентов — опора общества, носители традиционных ценностей, а на другом конце шкалы — «белый мусор», аморальный и опасный в силу своей бедности класс. Похоже, эксперимент Пиффа ставит крест на этой безоблачной картине: если богатые склонны обманывать по своей природе, то именно они — источник социального напряжения, и опору общества стоит поискать где-нибудь еще.