Центральное разведывательное управление в течение восьми лет скрывало от конгресса важную информацию. При этом ЦРУ действовало по прямому указанию вице-президента Дика Чейни. Об этом новый директор агентства Леон Панетта сообщил комитетам по разведке cената и палаты представителей. О существовании тайной программы ЦРУ и о том, что с ней связан Дик Чейни, сообщила The New York Times. Буквально накануне этого сообщения были обнародованы результаты специального расследования, которое установило ключевую роль Чейни в авторизации прослушивания телефонов и перлюстрации переписки американских граждан без санкции суда.

Директор ЦРУ Панетта узнал о программе от своих подчиненных 23 июня, немедленно остановил ее действие и проинформировал конгресс. Ни ЦРУ, ни представители старой и новой администрации не сообщают никаких деталей относительно проекта. Журналистам не удалось получить никаких комментариев и от Дика Чейни, и близких к нему людей. Согласно неофициальным источникам, речь идет о программе по поиску и уничтожению руководителей террористической сети «Аль-Каида», которая был запущена вскоре после терактов 11 сентября 2001 года. В администрации Буша полагали, что атаки могут повториться в любой момент, и срочно придумывали ответные меры. Относительно секретного проекта ЦРУ известно лишь, что были потрачены средства на его разработку и, возможно, на подготовку исполнителей. Точные цифры не называются. Конгрессмен-республиканец Пит Хокстра, который заседает в профильном комитете палаты представителей, утверждает, что проект почти не сдвинулся с места, а потраченные средства «ближе к миллиону долларов, чем к пятидесяти».

Вопрос о том, насколько полно американские спецслужбы информируют законодателей о своей деятельности, в последние месяцы много раз становился предметом ожесточенных дискуссий и между представителями законодательной и исполнительной власти, и между демократами и республиканцами. В мае спикер палаты представителей Нэнси Пелоси заявила, что руководство ЦРУ дезинформировало конгресс и ее лично относительно методов ведения допросов и скрыло факт применения пыток. В процессе разбирательства стало известно, что Пелоси все-таки владела некоторой информацией относительно пыток, и представители республиканского меньшинства, в свою очередь, обвинили ее в лицемерии и лжи.

Законодательство обязывает президента США заботиться о том, чтобы профильные комитеты конгресса были полностью и своевременно информированы о текущей и планируемой разведывательной деятельности. Одновременно закон о национальной безопасности в редакции 1947 года дает спецслужбам большую свободу маневра: он предписывает предоставлять информацию конгрессу в той мере, в которой это необходимо для сохранения секретности. Кроме того, сведения о тайных операциях, участие в которых США должно быть скрыто, предоставляются только восьми руководителям обеих палат конгресса и их профильных комитетов.

Представители демократического большинства в конгрессе хотят увеличить число депутатов, имеющих доступ к секретной информации, и готовят соответствующий законопроект. Против таких изменений выступают и спецслужбы, и администрация Обамы. Если закон будет ставить под угрозу секретные операции, президент обещает наложить на него вето. Сейчас законодатели проводят консультации со спецслужбами и Белым домом.

Непрекращающаяся серия скандалов и растущее давление общественности вынуждают генерального прокурора США Эрика Холдера назначить специального следователя по делам о пытках во время правления администрации Буша. Против такого расследования неоднократно выступал президент Обама, который не хочет сводить счеты с предыдущей администрацией и призывает смотреть в будущее. При этом Обама постоянно подвергается критике за неспособность и нежелание решительно порвать с наследием Буша. Советники Обамы Рам Эмануэль и Дэвид Аксельрод также возражают против расследования — они считают вопрос о пытках не уголовным, а политическим. Решение Холдера начать расследование считается неожиданным: для генерального прокурора важно соблюдать баланс между буквой закона и интересами администрации, между независимостью и лояльностью. Близкие к Холдеру источники говорят, что генеральный прокурор внимательно изучил документы о пытках и пришел к выводу, что чиновники администрации Буша использовали его ведомство (иногда втемную) для юридического оправдания пыток. Непопулярное в администрации Обамы решение может быть продиктовано необходимостью сохранить дееспособность и престиж офиса генерального прокурора. При этом речь идет всего лишь о намерениях. Никаких официальных заявлений по этому поводу Холдер пока не делал. Они ожидаются в течение ближайших недель. Расследование должно ограничиться только практикой применения пыток. Другие сомнительные аспекты деятельности спецслужб — например, прослушка без санкции суда — расследоваться не будут. Во всяком случае пока.