Борислав Козловский /

Названия цветов и оттенков — памятник умению договариваться

Название красного цвета появилось раньше зеленого. «Зеленый» старше «синего»: еще у Гомера листья и небо были одного цвета — древние греки называли его одним словом. Некоторые из современных первобытных племен и вовсе считают мир черно-белым — у них все делится на «темное» и «светлое». Разные культуры осваивали радугу постепенно, но в одном и том же порядке: не бывает так, чтобы слово «красный» уже обосновалось в языке, а слова «белый» и «черный» еще нет. Антропологи заметили это еще в 1960-х. Так почему одни цвета главней других, а какие-то оттенки — например, цвет морской волны — до сих пор не заслужили собственного короткого имени?

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Оказывается, цветовая модель мира — памятник человеческой способности договариваться. Физик из Рима и математик из Турина вместе с коллегой из Индии вдохновились идеей лингвистов и антропологов о единой иерархии цветов для всех культур. Эту идею они строго обосновали в статье, вышедшей в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Их математическая модель описывает, как люди, поколение за поколением, выбирают из всего многообразия красок условные цвета, чтобы принять их за понятные окружающим точки отсчета.

Человеческий глаз обладает способностью заметить «еле различимую разницу» (это термин из статьи) между соседними полосами радуги. На краях — в красной и фиолетовой зонах — это дается сетчатке с большим трудом, зато на границе зеленой полосы с желтой и синей ее чувствительность на пределе. Казалось бы, те цвета, которые ни с чем не спутаешь, должны получить свое название первыми. Но в действительности все наоборот.

Как у цвета появляется имя? Из тысяч и тысяч диалогов, которые проходят по одинаковому сценарию. Представим себе отца, который рассказывает сыну, как выследить какого-нибудь зеленого попугая. Отец говорит про «птицу цвета лимона». Почти наверняка при встрече с попугаем сын не заметит в нем ничего лимонного: в желто-зеленой зоне глаз слишком хорошо различает оттенки. А вот если отец сравнит цвет граната с цветом крови, сын не придет домой с пустыми руками: сетчатке ничего не стоит перепутать один оттенок красного с другим. Если смотреть на такой диалог как на игру, у нее возможны три исхода. Ноль очков, если сын ничего не понял. Одно очко, если сын просто опознал попугая по цвету. Два очка, если он разобрался, какие другие предметы можно назвать «лимонными», а какие нельзя. То есть начал пользоваться абстрактной категорией цвета. Прокрутив такую игру миллиарды раз, исследователи сделали парадоксальный вывод: быстрее всего люди договариваются о тех цветах, которые восприятие не в состоянии точно ухватить.

Это кое-что проясняет в работе сознания в целом. Точнее, в умении мозга делить реальность на категории. Возьмем, например, эмоции. Одно дело — понимать, что чувствует другой человек: это как способность сетчатки распознать конкретный оттенок. И другое дело — найти для этих эмоций правильные слова, понятные другим. Психологические романы, появившись в XIX веке, радикально поменяли отношение самых просвещенных людей друг к другу. Осталось дождаться, чтобы нейрофизиологи придумали схему эмоциональных состояний, которая представляет все их многообразие так же наглядно, как радуга — цвета. Тогда мы, может быть, поймем, где у нас в этой схеме «белые пятна» и каким из переживаний нужно срочно дать имя.

Комментировать Всего 21 комментарий
И другое дело - найти для этих эмоций правильные слова, понятные другим.

Исключительно, чтобы завязать дискуссию: ПРАКТИЧЕСКИ НЕРЕАЛЬНО И НЕ НУЖНО, ИМХО.

Хорошо известно (изучено и доказано) : от 6 до 8 процентов информации мы передаем вербально. Остальное НЕВЕРБАЛЬНЫМИ  средствами.

А уж то, что несет на себе большую нагрузку коннотаций, эмоциональных и иных ... ))

ЦВЕТА: 1. как быть с разным цветовым восприятием даже людей с нормальным цветовым зрением? 2 .А что делать с дальтониками? Даже эта категория людей  не однородна - здесь тоже имеются свои под-категории. 3.  А как с живописцами, которые привыкли к иному - к дополнитльному очень существенному компоненту света (к любому цвету)? ))

Ну насчет 6-8%, это загнули. Ученые на этот счет не могут договориться. Правильнее сказать 6-20%. Очень зависит от качества речи и типа восприятия собеседника. В разговоре между двумя аудиалами может быть до 50% инфо словами и остальное вокально.

Алена, цифры которые привела - то, как меня учили и те исследования, которые для меня авторитетны. Согласна в одном: по этому поводу существует МАССА информации. Кто и как, а также на основании каких исследований с каким дизайном и с каким охватом - мне не ведомо. Поэтому придерживаюсь чего-то одного, для меня оправданного.

Вокально - что имеете в виду? Я сказала "не вербально". Разные вещи. Не только интонация, не тембральный оттенок, не различия у разных языков в структуре звукоизвлечения, не мимика, не жесты, не только паузы, не только письменные вариации и системы ...не только знаковые системы ...  далее масса всего "не только"..  за горизонт ).

НЕ ВЕРБАЛЬНО = НЕ словами. А дальше множество ..... тех самые 80%. И это ТОЛЬКО информация. А она не всегда приоритетна.

Про вокально это я написала так, для уточнения характера невербалики, просто, чтобы показать характер аудиалов, для которых кроме слов и звука все побоку.

А так, да согласна, исследований масса. Здесь вывод о том, что не только слова первичен с практической точки зрения, но вот проценты - это от выборки зависит.

Я просто по работе занималась в том числе регулярным обучением коммуникации и искусству публичных выступлений и разобрав все исследования не нашла ни одного достаточно авторитетного, да и смысла практического в этих процентах нет никакого. Оратор в любом случае должен максимально охватывать все каналы восприятия и его невербалика должна очень точно совпадать с вербаликой, потому что проблемы все в основном возникают у оратора тогда, когда слова расходятся с невербальной историей.

Алена, у меня в дипломе значится в том числе и риторика. ))) И теория и практика. А уж практика у меня 30-летняя.

Так что )))

Простите за менторство. Нет сейчас сил вообще ни на какие дискуссии. Простите.

Так это прекрасно! Давайте тем более тогда исходить из личной практики, а не исследований. По Вашим личным наблюдениям какое соотношение правильное?

Давно хотела с кем-нибудь поделиться наблюдением. Вы не замечали, что с укоренением интернет-дискуссий роль вербалики возрастает?

В интернете ведь нет невербалики, поэтому все цепляются к словам. И люди, живущие сетевой жизнью (:)), начинают и в реале больше прислушиваться к смыслу слов?

Это у меня идея такая.

Буду рада это обсудить, если у Вас появится желание и будут силы!

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Алена, простите меня, пожалуйста. Правда, нет сейчас ни сил ни желаний (каких бы то ни было). Извините. Совсем нет. ))

Прочитала Ваш комментарий. Не совсем с Вами согласна. Но сил нет. )))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Lucy Williams Комментарий удален автором

Давно хотела с кем-нибудь поделиться наблюдением. Вы не замечали, что с укоренением интернет-дискуссий роль вербалики возрастает?

Очень интересное соображение, Алена!

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

ПАСИБ! Это на прошлой неделе. Че добру пропадать? Вот и пихнула )))

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Зеленый цвет природы. Он символизирует рост, гармонию, свежесть и плодородие. Зеленый имеет сильное эмоциональное соответствие с безопасностью. Зеленый имеет большую целебную силу. Это самый спокойный цвет для человеческого глаза, она может улучшить зрение. Зеленый предлагает стабильность и выносливость. Зеленый напрямую связан с природой. Зеленый цвет Анахата чакра (Сердечная чакра). Анахата (санскр. अनाहत, анахата) является четвертой основной чакры в соответствии с индуистской йогических и тантрических (Шахта) традициями . На санскрите слово анахаты - значит, целый и невредимый, и непобедимый. Над Анахата относится к ведической концепции звука незатронутый, звуки небесной сфере. Чакра Анахата физически расположен в центре региона. Анахата связана с возможностью принимать решения за пределами области кармы. В Анахата, один принимает решения ", после вашего сердца, основанный на свое высшее Я, а не от невыполненных эмоции и желаний низшей природы.

СТРАНИЦА " Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНЫЙ "

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Правда СНОБ стал это игнорировать на 100% зачем общаться и договариваться о том что есть общее и где можно попытаться урвать что то пользуясь своим личным положением... именно потому в России нет нормального понимания у людей почему зеленые технологии ХО РО ШО и что в этом все должны быть едины ! 

То есть, если я правильно понял, общеупотребительные термины возникают для обозначения слабораспознаваемых ощущений. Может быть.

Если проводить аналогию со звками и слухом, то для обозначения звуков выше 10-12 кГц у нас есть один лишь термин - "свист", хотя, формально, мы слышим звуки до 20кГц.

Жля низких звуков - "рокот, гул".

В "музыкальной зоне", зоне максимальной чувствительности к отренкам звука,, у нас масса терминов: бархатистый голос, придушенный, звонкий и тд Похоже намвосприятие цветов.

Только еще можно добавить, что, например, у эскимосов (кажетс) нет слова "белый". Так как вокругмвсе и так белое. Ииесть целаямкуча слов, обозначающая отренки и вариации белого цвета. То есть - функциональность тоже важна. Или просто важна.

Вы очень кстати вспомнили про эскимосов и "двести оттенков снега". Хотя эта история и миф, она дала начало знаменитой гипотезе Сепира-Уорфа, что язык определяет сознание. Эскимосы, якобы, так хорошо разбираются в снеге, потому что научились его называть.

Что это значит для нас? Язык - данность, мы его получаем от родителей в готовом виде. Все сведения о функциональности слов закладывались в язык многими поколениями. И если мир вокруг быстро меняется, мы становимся заложниками устаревшей картины реальности.

Мы фокусируем внимание только на том, о чем можем рассказать другим, а остальное отфильтровываем. Может быть, глаз и фиксирует двести разных узоров изморози на стекле - но мы их не отличаем друг от друга, потому для них нет простых названий. Поэтому греки, скорее всего, не только называли, но и воспринимали зеленый и синий примерно одинаково.

Собственно, первая работа про иерархию цветов (книга 1969 года  лингвистов Берлина и Кэя) появилась в порядке спора с Сепиром и Уорфом. Мол, цвета жестко зашиты в мозг, раз у индейцев и англичан появляются в языке в одинаковом порядке. А отсюда якобы следует, что язык играет подчиненную роль.

Спасибо Вам за упоминание о том, что басня про снежную терминологию эскимосов - всего лишь басня. Эта информация всегда кстати:)

Позволю себе добавить пару слов по поводу Berlin & Kay 1969.

К Берлину и Кэю за сорок лет было много претензий (прежде всего, методолгических: дескать, тесты были основаны на евроцентричном наборе цветов, не учитывалась роль названий цветов в культурном контексте и т. д.). Берлин и Кей защищались - в целом, по-моему, убедительно.

Вот здесь (в совсем открытом доступе) неплохая недавняя статья на эту тему, со сдержанно универсалистскими выводами. Мол, нейрофизиологически обусловленная иерархия таки есть, но с изрядным люфтом.

Ой. Набрёл я по инерции на сайт The World Color Survey и совсем увлёкся.

Так это же языковедение 101 (или лингвистика, как вам больше нравится)! Как сейчас помню - план выражения, план содержания, Фердинанд да Сосюр, упомянутый Вами Сепир. Так и до Чомского дойдем.

Любой русскоязычный человек, начинающий изучать английский, с этим феноменом сталкивается практически сразу: то, что для нас синий и голубой, в аглийском просто blue, или в лучшем случае light blue/dark blue. А у японцев нет разницы между "р" и "л".  Язык всегда связан с культурой и обусловненным ею восприятием мира. Вот нет в русском точного перевода слова privacy или fun, или например любимого нашими политиками message, или вот integrity. Можно, с натяжкой передать несколькими словосочетаниями или словами, близкими по смыслу. По-моему, это очевидная очевидность, однако.

Так ведь разные палитры у разных народов - не новость и не парадокс. Парадокс в другом. Вот есть два племени аборигенов. Между ними - десять часов полета на "Боинге", и, разумеется, они друг друга в глаза не видели. А имена для цветов почему-то появляются в одном и том же порядке. Как если бы аборигенам из Мирового Правительства Лингвистов рассылали тайные инструкции. Сначала красный, потом зеленый, потом синий - и не наоборот. Откуда такое сходство? И вот тут ответ совершенно не очевиден.

Да - это другое дело. Сейчас набегут нейролинглвисты, быстро отсканнируют мозг, скажут где что зажигается и в каком порядке.