Недавно прошел по РТР фильм Олега Дормана «Подстрочник». Он действительно прошел по федеральному каналу и вообще по нашему безнадежному телевидению, подобно маленькому ледоколу, раздвинув привычно тошнотворный контекст. Фильм о судьбе женщины, на заре советской власти уехавшей с мамой в Париж, ставшей парижанкой, но по воле рока вернувшейся в СССР и прожившей там всю оставшуюся жизнь. Красивая, умная, чувствительная женщина, мать известного режиссера неспешно пересказала свою жизнь. При всех перипетиях советского бытия, потерях друзей и родных в войне и сталинской мясорубке вполне благополучная судьба: счастливая семья, элитные профессии (муж — сценарист, она — переводчица на русский западных романов), советский достаток, дети, дом с прислугой. В общем, как бы все обошлось, все сложилось, есть что вспомнить и рассказать. И совсем не так уж плохо, а даже наоборот: не произошло растворения личной биографии в коллективном советском вареве, удалось отстоять себя, остаться личностью, сохранить способность свободно мыслить. И тем не менее фильм страшный: это история человека в потоке мутного времени, несущего героиню, как мыслящую щепочку. Точная формулировка Бродского о произошедшей в СССР антропологической катастрофе всплывает в памяти, когда смотришь эту 12-серийную повесть мутных лет о веке экзистенциальных эпидемий. И век ХХ лишний раз потрясает.

Черчилль вполне уместно сравнил Ленина, завезенного в Россию в пломбированном вагоне, с чумной бациллой. Фильм Дормана заставляет почувствовать и понять формулу той самой бациллы большевизма, которой заразили страну: «Бог'ба, товарищи, непгегывная бог'ба!». Борьба разделенного и натравленного друг на друга народа. Борьба против внутренних и внешних врагов. Борьба с кулаками и подкулачниками. Борьба с вредителями. Борьба за чистоту партийных рядов. Борьба с ревизионизмом и оппортунизмом. Борьба с левым уклонизмом. Борьба с мировым империализмом. Борьба с религиозным мракобесием. Борьба за качество продукции. Борьба за урожай. Борьба с тунеядцами, лодырями и прогульщиками. Борьба с пьянством. Борьба за поголовную грамотность. Борьба за чистоту тарелок в пионерском лагере, за чистоту рук и ногтей. Борьба за место в трамвае, за место в очереди за колбасой. Борьба с кайлом в забое за лагерную пайку. Наконец, борьба с самим собой. Ну и, конечно, борьба за наше светлое будущее, за коммунизм.

Как спел БГ во времена перестройки, «это земля была наша, пока мы не погрязли в борьбе...»

Паранойя борьбы всех против всех — вот главная формула большевизма.

Жизнь — это борьба! Эту, по сути, волчью максиму пихали нам в уши с детства наши советские родители, воспитательницы, пионервожатые, учителя, один из которых, помню, любил повторять: «Учитесь борьбе за жизнь и работоспособности у пчел».

Если жизнь — это борьба, то население земного шара автоматически делится на друзей и врагов. Простая арифметика научного коммунизма. Впервые в истории человечества большевизм разделил планету на два лагеря. А опыт реальной партийной работы наглядно доказал, «как лэгко бившый друг становится злэйшым врагом...»

Борьба всех против всех в стране развитого социализма подразумевала поиск виноватых. Виноваты, естественно, были все. В фильме есть достойный эпизод обязательного студенческого покаяния во времена сталинского Большого Террора, когда каждый студент должен был взойти на кафедру и покаяться, что «вовремя не разоблачил». Ведь враги повсюду, товарищи!

Вот и теперь они опять нас окружают, унижают, вредят, как могут, шакалят и выковыривают из разных мест, суются с сопливыми носами... Пора, пора покаяться, господа!

В общем: СТАРАЯ БАЦИЛЛА БОРОЗДЫ НЕ ПОРТИТ! ЭПИДЕМИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ТОВАРИЩИ!