Ксения Чудинова: Так закалялась сталь
Стиль – Александр Щуренков, ассистент фотографа – Денис Авраменко, ассистент стилиста – Иван Симонов, груминг, прическа – Елена Зубарева @TheAgent.ru, прическа для TIGI
•••
Не быть художником
Если раньше бойсовское «Каждый человек – художник» звучало как освободительный призыв, то сегодня это обязанность. CV и перформативную презентацию требуют даже от инженеров. В условиях позднего капитализма каждый обязан создавать из своей жизни произведение искусства, идеальный образ, готовый к потреблению работодателем. Глянцевые журналы выступают здесь в авангарде, формируя образ успешного труженика, сродни соцреалистическим картинам середины XX века. Но, как и соцреалистические образы, глянцевые журналы врут. Сегодня наступает время творчески не быть художником, творчески говорить о лжи, которая заставляет нас принимать миловидные образы героев креативного производства.
•••
Двадцативосьмилетний художник и куратор современного искусства Арсений Жиляев родился в Воронеже. Там же с отличием оканчивает факультет философии и психологии. Однако уже на следующий год Арсений переезжает в Москву и поступает в Московский институт проблем современного искусства, основанный и поныне возглавляемый Иосифом Бакштейном. Во время учебы художник живет в арт-сквоте «Типография Оригинал» в Хохловском переулке; там же проходят его первые выставки. В 2010 году Жиляев уезжает в Швецию, где оканчивает Школу изящных искусств «Валанд» и, видимо, там же окончательно заряжается социалистическими убеждениями. В 2011 году, когда несколько леворадикальных организаций объединяются в «Российское социалистическое движение», Жиляев становится активным его участником.
Арсений Жиляев – лауреат премий «Инновация» и «Соратник» (обе награды он получил в 2010 году).
Политический постмодернизм
Мне хочется верить, что будут новые романтики от буржуазии. Прозревшие революционеры, апостолы Павлы от социализма, отказывающиеся от своих состояний и заводов в пользу простых рабочих. Но я не верю, что ими станет кто-нибудь из наших крупных олигархов, типа Прохорова. Потому что сегодня они воспевают шоковые реформы Гайдара, выступают за увеличение рабочей недели и платное образование, а завтра – в угоду молодым культурным производителям – говорят, что всегда были социалистами, и готовы устроить социал-демократическую партию по примеру Швеции. Это постмодернизм от политики. Творить историю можно, только веря в будущее общество равенства.
Демократия
Политическая система окончательно потеряла доверие людей. Однако некоторые по-прежнему судорожно ищут лидеров, не понимая, что это самое реакционное, что может быть сегодня. Мы находимся в начале долгого пути борьбы за новые формы неавторитарной политической организации. «Оккупай Абай» – часть мировой борьбы. Я смеюсь над теми, кто считает, что в России нет настоящего капитализма и поэтому нет демократии. Путин – капиталист номер один. И США вновь нас обошли на круг – ведь именно из репортажей с Уолл-стрит пришло известие, что возвращается классовая война и социализм победит. И совсем смешно, если окажется, что в мире началась борьба за новые социалистические ценности, а Россия будет по-прежнему пытаться наверстать упущенное в строительстве «нормального» капитализма.
•••
Капитализация имени
В современном мире последовательно осуществляется политика коммерциализации культурного производства. Художник или куратор, делая выставку, как правило, не получает за нее денег: институция якобы делает ему одолжение, пиаря имя. Рост символической капитализации имени – вот та единственная плата, которую получает творческий работник. Та же схема работает в случае с журналами. Фотографируясь в одежде конкретных брендов, модель фактически бесплатно участвует в их рекламной кампании. Предполагается, что счастливый обладатель капитализируемого имени после съемки пойдет и продаст его или грамотно вложит в бизнес. Схема работает почти безотказно. В моем случае участие в съемках – один из способов легитимизации моей странной профессии в глазах родителей.
•••
Битва за туалеты
Самое лучшее, что есть в «Оккупай Абай», – ассамблея. Глупо поступают либеральные випы политики, игнорируя ее. Тем самым они демонстрируют свою неготовность к реальной демократии. Пока «провокаторы и радикалы» учатся совместному принятию решений, учатся ответственности за будущее своей страны, Яшин, Собчак и прочие товарищи раздают указания, делают вид, что ведут бой насмерть за туалеты, принимают за всех решения по поводу будущего лагеря. Это дискредитирует либералов. Единственное оправдание – они, как и все мы, продукты системы, которой не выгодно думающее население, готовое брать политическую ответственность. Наша политическая культура постоянно ищет себе пастуха. Уверен, что лагерь «Оккупай Абай» станет поворотным в судьбах людей, находившихся там, и нашей страны в целом.
•••
Капитализм после смерти человека
Если мы сейчас не начнем переизобретать социализм, то человечество не переживет XXI век. Планета не выдержит еще один век гонки за прибылью любой ценой. Нам надо научиться разумному потреблению, потому что если миллиард китайцев сможет запросто купить себе автомобиль, то нам придется подыскивать новую планету для жизни. Перекладывать решение проблем, связанных с загрязнением природы, на плечи будущих поколений в надежде на новые технологии и большие капиталы – фатальная ошибка. И это системный вопрос, требующий глобального планирования и переориентации экономики и политики на человека. По сути, именно всестороннее развитие творческой личности является нашей целью. Иначе философская рефлексия о капитализме после смерти человека станет нашей реальностью.С