Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

СВы телевизор смотрите?

Пытался, но мне это физически неприятно. Зачем тратить на это время? Я лучше посмотрю хороший фильм.

СКакие человеческие проявления необходимо ограничивать, а какие ни в коем случае?

Решать, что запрещать, а что нет, я не могу. Общих правил здесь не существует.

С одной стороны, никакая цензура в искусстве невозможна; а с другой стороны, жизнь в обществе невозможна без цензуры, потому что всегда есть больные люди, находящие удовольствие в том, чтобы вылить на кого-то ушат грязи.
Это естественное противоречие, и логически оно не решается. Поэтому мне кажется, что дело каждого — решать этот вопрос для себя в каждом отдельном случае; да, это хлопотно, зато не скучно.

СШесть лет назад вы организовали встречу Суркова с рок-музыкантами. Вы говорили тогда, что надеетесь благодаря своим связям с Сурковым возродить в России рок-клуб — способ находить молодых талантливых музыкантов. Что-то получилось из этой затеи?

Я ничего не организовывал, но эту идею всячески поддерживал, потому что мне показалось, что этим можно добиться какого-то улучшения средств массовой информации. Там шла речь не только о «Всероссийском рок-клубе» (идея, к которой я отношусь с язвительным сомнением, поскольку не забыл, что происходило в «рок-клубах» 80-х годов). Речь еще шла о возможном продвижении хорошей музыки на радио и телевидение. Но вторым вопросом, к моему изумлению, никто не заинтересовался, а решение первого — как можно было предсказать — оказалось недейственным.

Однако тот факт, что государственный чиновник высшего ранга впервые, на моей памяти, высказал желание как-то посодействовать реальному улучшению положения дел в музыке, очень меня к нему расположил. Не к государству, а к этому человеку.

СКто из современных российских музыкантов вам нравится?

Назвать кого-то одного — значит не упомянуть всех остальных. Мне нравится хорошая интересная музыка, а кто и где ее творит, не так важно.

СКак вы оцениваете состояние российской культуры? Как вы относитесь к назначению нового министра культуры Владимира Мединского?

Когда мое мнение ничего не меняет, я его не высказываю.

СПочему, на ваш взгляд, в последнее время политика стала такой востребованной темой?

Это, видимо, очень здоровая ситуация: люди хотят высказать свое мнение по поводу происходящего в стране; они перестали считать, что от них ничего не зависит. Очень хочется верить, что государственные чиновники обратят внимание, что народ, который их содержит, может не соглашаться с их решениями.

ССпособны ли вы к борьбе?

Я отвечу вам тремя цитатами из мудрецов древности.

1. «Насилие — это последнее прибежище некомпетентности». Насколько я понимаю, борьба — это именно насилие. Если нет других методов, умело поставленная борьба может привести к цели. Но будет ли это именно та цель, к которой все изначально стремились?

2. «Победу следует встречать похоронной процессией». Неплохо помнить, что любая война — это потери обеих сторон.

3. «Умеющий драться не прибегает к борьбе».

СВ конце декабря у вас отменили концерт в СПбГУ. Вы тогда связали это с митингами. В чем связь?

Связывал одно с другим совсем не я; я лишь повторил то, что мне говорили люди, напрямую связанные с организацией и отменой концерта. И выглядело все это довольно смешно.

Важно, что концерт все-таки состоялся, он просто прошел в другом месте, и те, кто хотел нас послушать, смогли это сделать, а заодно прийти к своим выводам по поводу происходящего. Разве это не прекрасно, когда человек приходит к собственным выводам?

СВо многих интервью вы говорили, что для России самое главное, чтобы как можно дольше сохранялась стабильность. Вы по-прежнему придерживаетесь этого мнения?

Я не придерживаюсь мнений: у меня есть глаза и уши, и я вижу и слышу, что происходит вокруг. И мне, как человеку, любящему свою страну, хочется, чтобы люди, живущие в этой стране, были довольны своей жизнью, чтобы они могли гордиться своей родиной; а вот как к этому прийти — вопрос технический; вопрос управления.

У  меня могут быть свои мнения по поводу того, что так, а что не так, но я не располагаю всей информацией, я не профессионал и могу ошибаться. Скажу только одно: власть в России за последнюю сотню лет часто относилась к своему народу с поразительным пренебрежением; мне представляется, что правитель, который искренне захочет улучшить жизнь в стране, для начала должен был бы принять на себя ответственность за все происходившее, покаяться в предыдущих поступках власти и перевернуть страницу. Пока этого не произойдет, мы продолжаем оставаться частью все того же уравнения.

СВы называете Шевчука человеком, на которого можно ориентироваться. Но, кажется, у вас совершенно разные позиции. Вы с ним разговариваете? Спорите?

Мы с Юрой раз в несколько лет встречаемся на каком-нибудь концерте и здороваемся; вот и все общение. И спорить нам не о чем; у него один подход, у меня другой. Как говорил апостол: «Люди всякие нужны, люди всякие важны».

СЕльцина вы открыто критиковали. А Путин как президент вам нравится?

У меня нет никакого мнения по поводу политических лидеров. А в древности говорилось: «Лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится. Хуже всех те, которых народ презирает».

СКак вы переживаете старение?

Пока жизнь как хорошее вино: чем оно старше, тем лучше. Все больше и больше замечаю вокруг удивительного и прекрасного — и стараюсь этим поделиться.

СУ вас довольно сложные взаимоотношения с Русской православной церковью. То, что сейчас происходит с РПЦ, вас трогает? Что вы обо всем этом думаете?

В наших взаимоотношениях нет ничего сложного: я отношусь к Церкви с любовью и почтением; а Церкви, я думаю, не до меня; у Нее, я надеюсь, есть дела и поважнее.

СВ прошлом году некоторые представители православной церкви обвинили вас в оккультизме. Вам было неприятно? Сегодня с Pussy Riot происходит примерно то же самое. Как вы смотрите на этот процесс? Что вы думаете об этом деле?

Как говорится в Евангелии: «Не суди и не судим будешь». Можно каждого человека обвинять в чем угодно; любые обвинения говорят только о том, что у обвиняющего в голове, чем он живет и дышит. Поэтому мне очень жалко этих бедных «обвинителей»: судя по всему, они не очень хорошо осведомлены о реальном положении дел и в голове у них чудовищная каша. За них стоит молиться.

Что же по поводу девушек из Pussy Riot, то я им не судья, однако они вели себя по-хамски: нельзя не уважать чувства других людей; церковь не место для таких выходок. Правда, сажать за это в тюрьму — абсурд. Сказано было: «Богу Богово, а кесарю кесарево», а тут вдруг люди кесаря начинают разбираться с делами, происходящими в вотчине Бога — Церкви. Мне кажется, или здесь что-то не на месте?

СНедавно у нас на сайте возникла дискуссия по поводу методов борьбы с наркоманией, которые использует Евгений Ройзман. Что вы об этом думаете? Считаете ли вы методы Ройзмана допустимыми?

Это как раз тот вопрос, на который я не могу ответить, потому что совсем не знаю действительного положения дел в этой области. А я отказываюсь трепаться о том, в чем не разбираюсь.

СНа что вам жалко денег? Какие у вас вообще отношения с деньгами?

Отношения к ним у меня никакого нет: если они есть — значит, слава Богу, есть; если отсутствуют — значит так сейчас надо. А что до «жалко» — в том, что мне интересно, я всегда готов использовать свою энергию (а значит, и деньги); если же мне что-то не интересно, то и говорить не о чем.

СЧто вам так же интересно, как 20 лет назад, а к чему из того, что вас вдохновляло и интересовало, вы совершенно потеряли интерес?

То, что вдохновляло и интересовало меня 20-30-40 лет тому назад, продолжает так действовать и сейчас: просто спектр интереса все шире. Единственное, к чему я, слава Богу, теряю интерес, — это к собственному «я».

СКакой самый сложный выбор стоял перед вами в жизни?

Я не уверен, что у человека в жизни действительно бывает выбор. Каждый поступок человека естественно вытекает из его душевного устройства. Просто иногда мы ленимся проявлять себя; но это не выбор, а именно лень.

СЗа что вам стыдно?

Стыдно упустить возможность сделать что-то достойное делания.С