«Механический лес», «Гиперболоидная градирня» и другие объекты на фестивале «Архстояние»
24 и 25 июля в калужской деревне Никола-Ленивец прошел очередной архитектурный фестиваль «Архстояние». На подъезде к деревне высятся столбы организатора праздника, художника Николая Полисского, из цикла «Границы империи», а в самом Ленивце работает журавль-насос Василия Щетинина и стоит «Павильон шишек», созданный Адрианом Гейзе из голландского бюро West 8, — всего три десятка объектов на территории в 50 гектаров. Крестьян в этой деревне нет: красивые бревенчатые домики занимают архитекторы и люди искусства, для которых три часа езды от Москвы не крюк
Фестиваль, придуманный Николаем Полисским, проходит в Никола-Ленивце с 2006-го два раза в год, летом и зимой. Окрестные поля и леса постепенно превращаются в музей под открытым небом: многие объекты, выполненные для «Архстояния» художниками из разных стран, так и остаются на своих местах, становясь частью ландшафта.
На проведение нынешнего праздника Евросоюз выделил грант — на него под Калугу были привезены 15 сотрудников французского бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710. Гости, профессора и выпускники Версальской высшей национальной школы ландшафтного искусства поделили на квадраты березовые рощи, засеяли поля цветами, установили скамейки из бруса — в общем, перепланировали более 40 га и приступили к созданию так называемого музейного парка, где объекты «Архстояния» можно было показать самым выигрышным образом.
Вырубленные при этом деревья и кустарники используются для благоустройства территории — например, они идут на строительство туалетов. Французам помогают местные жители. Так, лесники Сергей и Виктор из соседней деревни Звизжи помогли соорудить мост и террасу.
Фото: Мария Федоренко
Фото: Мария Федоренко
Фото: Мария Федоренко
Французы будут курировать феставаль три года. Правда, архитектор Иван Занчевский из бюро Atelier 710 не уверен, что его коллеги смогут приезжать сюда регулярно, — все-таки проект некоммерческий. Занчевский провел для гостей праздника экскурсию по вверенной ему территории.
Матье Гонтьер из того же бюро поведал мне, что видел в лесу змею и искупался в Угре. По его словам, заведующий кафедрой Версальской школы ландшафтного искусства Жан-Люк Бриссон в свободное от работы на калужских полях время даже снял фильм о том, как выглядит деревня Никола-Ленивец в отражениях бокалов. Его показали вечером.
В этом году на фестивале было представлено четыре новых объекта. «Ротонда» Александра Бродского была выстроена посреди чистого поля. Вечером первого дня «Архстояния» на ней все еще велись работы.
Фото: Мария Федоренко
Фото: Мария Федоренко
«Механический лес» Оскара Мадеры тоже монтировался весь день: по задумке автора, кроны деревьев должен был сгибать и разгибать при помощи системы тросов механический двигатель.
«Воздушный порт» трио Electroboutique работал в полную мощность.
Прямого отношения к архитектуре электронное табло не имело, что один из авторов «Порта» Алексей Шульгин прокомментировал так: «Организаторы хотели расширить диапазон привлекаемых творческих личностей, и в этом году появились медийно-кинетические проекты. Мы попытались интегрировать органичным образом технологию в природу. Светодиодное табло взято в аренду, а читает расписание авиарейсов третий участник проекта — Инна Астафьева, она и программу для табло написала». Подошедший охранник попросил выключить записанный голос Астафьевой или заменить его на что-то другое, а то ему уже надоело. Художники пожали плечами.
15-метровая башня из лозы, построенная командой Николая Полисского, названа «Гиперболоидной градирней».
Художник захотел превратить промобъект в теплый и живой объект, разрушив его обычное восприятия: ну какая еще градирня может быть на селе? Ее возведение заняло несколько лет.
Ночью помощники Полисского жгли внутри башни сено, и дым с огнем вырывался наружу — это напоминало вулкан.
Полисский организует фестиваль вместе с его директором Василием Щетининым. По его словам, будущее «Архстояния» стало вызывать у него опасения после того, как минувшей зимой Щетинин устроил в Ленивце «бред», как он назывет февральский фестиваль «Масленица». Художник опасается, что в придуманный им праздник искусства «заползет дизайн»:
Полисский считает, что ситуацию могло бы исправить создание попечительского совета фестиваля, куда он пригласил бы, например, архитектора Евгения Асса.
Гости продолжали приезжать: кое-кто слушал доклады и лекции, другие купались, дегустировали плов, шашлыки и голубцы. Организаторы обещали прокатить нас на вертолете — вертолет и вправду прилетел часов в девять вечера, но кататься на нем можно было только на следующий день.
Наконец заклубился вулкан Полисского, а вокруг башни стали водить хороводы артисты театра Liquid — в полной тишине они несли на коромыслах банки с горящими свечами.
Фото: Мария Федоренко
Фото: Мария Федоренко
Уже в полной темноте на огромном поле я встретила девушек из калужского женского автомобильного клуба — они напоили меня водкой на полыни и зверобое. А местный байкер, работающий спасателем МЧС, угостил коньяком и поделился впечатлениями от фестиваля.
Перед сном я решила заглянуть на сцену, где днем читали лекции. Там играл французский диджей. В какой-то момент на сцену вышли и узбекские строители, и русские участники фестиваля, и его организаторы, и гости. Утро наступило незаметно, и в девять часов кто-то еще танцевал, кто-то занимался йогой, а меня впервые в жизни на завтрак накормили борщом — по настоянию предусмотрительной буфетчицы.