Все вздрагивают, увидев злого негра
Почти наверняка вы, читатель этих строк, расист. Даже не пытайтесь возразить, никто больше не поверит вам на слово. Доктор Лиз Фелпс из Нью-Йоркского университета посадит вас в кресло и поставит простой опыт. Вам будут показывать портреты людей черной и белой расы. При этом иногда будет внезапно раздаваться резкий хлопок. От неожиданности вы будете вздрагивать и моргать. Вот по этому морганию она и установит, что вы на самом деле расист.
Смотрите: при неожиданном раздражителе (например при громком звуке) людям вообще свойственно моргать. Это подергивание век можно измерить. Известно, что рефлекс проявляется сильнее при наличии негативного раздражителя и слабее в присутствии позитивного. Например, в объятиях любимого человека рефлекс будет слабее, а в кресле стоматолога — сильнее. Ну так вот, если вам покажут лицо негра, вы будете моргать сильнее, если лицо белого — слабее.
Доктор Фелпс проделывает такие фокусы с 2000 года — можно сказать, посвятила себя разоблачению вашего глубоко скрываемого расизма. А в нынешнем выпуске Nature Neuroscience опубликовала вместе с соавторами статью, в которой определила, какие именно области мозга активируются при распознавании рас. Разумеется, среди них та часть мозга, которая вообще распознает лица людей. Кроме того, амигдала — гнездилище примитивных эмоций. А еще передняя опоясывающая кора — и вот там как раз нет ничего примитивного, это вообще такое важное место мозга, где происходит упорядочение информационных потоков, различение главного и второстепенного, разрешение внутренних конфликтов. В конфликтах-то как раз все дело: испытуемые демонстрировали подсознательные расовые предрассудки, даже когда их специально стимулировали быть непредвзятыми. То есть, если не будешь морщиться при виде негра*, получишь приз. Вот и старается человек изо всех сил относиться к черным как к обычным людям, скрипит передняя опоясывающая извилина, а получается все равно так себе. И еще активируется дорзолатеральная префронтальная кора: там вроде бы происходит принятие решений. То есть вы видите негра, но волевым усилием принимаете решение вести себя так, как будто это вам даже приятно.
«А откровенных, матерых расистов вы изучали?» — спрашивает у Лиз интервьюер. «Разумеется, — говорит она, — нет ничего удивительного, что разные люди реагируют по-разному. Но боюсь, что главное отличие откровенных расистов от “обычных” людей — преувеличенная эмоциональная реакция. Они просто не пытаются контролировать свои чувства. Нам гораздо интереснее обычные люди. Те, кто заинтересован в том, чтобы не выглядеть предвзятыми, демонстрируют более высокую активность передней опоясывающей коры».
В общем, как бы вы ни были заинтересованы, чтобы вас, расюг, не разоблачили, доктор Фелпс легко выведет всех на чистую воду.
Один из соавторов статьи, доктор Дженнифер Кьюбота, еще раньше проводила исследования на подобную тему. Она изучала одновременное распознавание расы и эмоционального выражения предъявленных испытуемому лиц. Статья длинная, но ужасно интересная, очень советую прочитать целиком. Я же скажу лишь, что расизм опять налицо. Так, белые испытуемые очень быстро распознают злое и печальное выражение на лицах черной расы, а на лицах своей расы гораздо быстрее улавливают выражения покоя и блаженства. Более того, когда этим расистам показывали лицо непонятной расы — то ли белой, то ли черной, — они почти всегда определяли его как «черное», если на лице было выражение озлобленности и угрозы, а если лицо было благостным, то, соответственно, это, скорее, все-таки наш, истинный ариец.
Вот чем занимаются сейчас заокеанские нейрофизиологи. И как им только не стыдно. Я вот даже слово «негр» в заголовке употребил, скрепя сердце, чтобы никого не дай Бог не обидеть, а они изучают такие вещи, которые не то что изучать, даже задумываться о них, мне кажется, неполиткорректно.
Возможно, кому-то кажется, что в нашем расово однородном российском обществе эта проблема не такая уж и первостепенная, но это не так. Наверняка ведь можно поставить такие же опыты, предъявляя мне или вам для опознания не злых и добрых негров, а, к примеру, таджиков, или хипстеров, или евреев, или, не приведи Господи, гомосексуалистов. Тут-то и выяснится, каковы мы на самом деле. Сам я, прочитав эти статьи, всерьез задумался и даже сделал запись в блоге — касательно проблемы распознавания разных странных групп людей в моей собственной жизни.
* Я пишу про «негра», но на самом деле доктор Фелпс ставила и реципрокные опыты, то есть в креслах испытуемых были и белые, и черные, и почти все они реагировали на представителя своей расы позитивнее, чем на другую расу.