Заголовок этой статьи вызревал в редакции с мая этого года, когда поступили первые официальные сообщения о том, что расшифрован геном еще одного культурного растения — томата. С тех пор как в 1990-м началась расшифровка генома человека, эта область науки достигла немыслимых высот. Так, геном томата был закончен в рекордные сроки, данные обладают какой-то нечеловеческой полнотой и достоверностью, и кроме того, впервые одновременно прочитали геном культурного растения с геномом его вероятного дикого предка.

Нам очень хотелось сразу же ошарашить читателя этой «зловещей тайной помидора», но вот беда: ни о каких сенсационных находках (в практическом плане) публикации не сообщали, хотя и сулили в ближайшем будущем найти ответы на все вопросы.

Между тем помидорная тема изобилует нераскрытыми тайнами. Например: откуда взялась нелепая фетишизация помидоров подмосковными дачниками? Почему они все, как на подбор, по весне везут из московских лоджий на подмосковные сотки помидорную рассаду? Все ведь понимают, что помидоры под Москвой не вызревают в открытом грунте, их надо по осени срывать и класть в валенок, чтобы дозревали, и все равно они невкусные. Почему именно помидоры стали сакральным символом укорененной на земле семьи, у которой «всё свое»? Такую же штуку можно заметить и в Греции: хоть там помидоры и вызревают, но плодородной земли мало; греки отрывают место от приусадебного участка, засаживают его хилыми кустиками, которые в лучшем случае дадут им центнер плодов. Сто евро в супермаркете. Столько денег они могли бы взять за двое суток с туристов, если бы на этой земле построили студию под сдачу, и не надо было бы заливать все кругом бордосской жидкостью и корячиться в земле.

Впрочем, разгадку этой тайны, скорее, надо искать в геноме человека, чем в помидорном. А в геноме томата все надеялись найти ответ вот на какой вопрос: почему помидоры стали такими невкусными?! Почему даже в разгар сезона в супермаркете всегда можно найти томаты, являющиеся таковыми лишь по названию? Откуда берется эта водянистая дрянь?

И вот первые проблески истины. Энн Пауэлл из университета Калифорнии сообщает (и ее сообщение цитирует портал Science, что при сравнении генов культурного сорта и диких предков помидора обнаружен ген SIGLK2 — транскрипционный фактор, регулирующий работу всяких других генов. Есть в этом гене одно место, где у дикаря подряд идут 6 аденинов (АААААА), а у культурного сорта там оказалось 7 аденинов (ААААААА). В результате ген испорчен. Исследователи сразу же проверили этот ген у самых разных сортов, продающихся в магазинах, и оказалось, что неактивная форма с семью «А» встречается на полках супермаркета куда чаще.

Этот ген участвует в синтезе хлоропластов, в особенности в плодах. Растения с активной формой гена имеют на «щечках» плодов темно-зеленые участки. Те же, где ген поломан, окрашены равномерно. Ничего удивительного, что селекционеры предпочитали равномерно окрашенные плоды, ведь у них гораздо лучше «товарный вид», их проще впарить покупателю.

Но поломанная форма гена SIGLK2 имеет и другие проявления: в таких плодах накапливается гораздо меньше сахаров. Исследователи перепроверили: взяли невкусный помидор и с нерабочим геном и вставили в него нормальную форму гена, с шестью А. Это, кстати, называется генно-модифицированный организм, этого у нас принято бояться. Хотя единственный результат такой «модификации» — исправление ошибки селекционеров и возврат назад к природе. Впрочем, вернуть активный ген можно было и традиционными методами селекции, хоть это и гораздо более трудоемкий процесс.

И что же? Как только ген засунули назад в помидор, помидор стал накапливать на 40% больше фруктозы, глюкозы и полезнейшего помидорного ликопина. То есть он стал вкуснее!!! Впрочем, тут самое смешное место во всей этой истории: попробовать генно-модифицированный плод ученые не могли, потому что это запрещено правилами. Они только проанализировали химический состав и понадеялись, что это должно быть вкусно.

Некоторые их коллеги, впрочем, отнеслись к результатам скептически. То есть они признают, что селекционеры, гонясь за приятным красным цветом, напортачили с геном SIGLK2. Но, говорят они, главное все же не в генах, а в технологии. Не надо снимать помидоры с куста недозрелыми! (По современной промышленной технологии, их хоть и не кладут после этого в валенок, но близко к тому). То есть не надо гнаться за низкой себестоимостью, и все будет прекрасно. Но какая генная модификация человека разумного побудит его не гнаться за низкой себестоимостью?

Так что тайна пока еще не совсем раскрыта, надо признать. Но не пропадать же хорошему заголовку.