Один и тот же вирус может по-разному «раскупоривать» разные популяции, пользуясь особенностями поведения людей. Из сравнения трех городов выясняется, какие особенности россиян свиной грипп использует во время осенне-зимней эпидемии

Нью-Йорк

Весной, когда появились сообщения из Мексики, а потом и первые смерти в США, ситуация в городе резко изменилась. Все школьники получили в рюкзачки памятки: что делать и чего не делать. В спортзалах люди стали активно протирать ручки тренажеров. В аптеках исчезли маски и санитайзеры. В метро все с большим подозрением смотрели на чихающих и двигались подальше.

Летом свиной грипп ушел из фокуса внимания. Такое ощущение, что люди, увидев опасность, подошли, внимательно обнюхали ее, подключили мозг, поняли, как с этим жить, — и временно задвинули на второй план; на первом — кризис. Но это, очевидно, до осени — в основную эпидемию свиной грипп, конечно, снова окажется в центре внимания. Уже сейчас обсуждают, как делить вакцину, если ее будет мало.

Лилия Любарская

Лондон

Летом разыгралась первая мини-эпидемия, и британцы немедленно задумались о том, как жить. Есть две идеи: «как не заразиться» и «как заразиться, чтобы переболеть легкой формой — получить иммунитет». Первое актуально для ослабленных людей, второе — для подростков.

Газеты активно и с иронией обсуждают новый этикет, диктуемый эпидемией свиного гриппа. Например: как убедить ленивого товарища сходить за терафлю, если сам на карантине; целоваться ли, прощаясь со знакомыми, как одеваться на вечеринки (перчатки, маски и пр.); как быстро, но вежливо расшаркаться, если собеседник чихнул во время беседы; как через щель для писем кормить больного товарища супом и др.

Для подростков же в моду вошли swine-flu parties, где все пытаются заразиться (теми способами, которые подсказывает фантазия): школьникам все равно не избежать вируса, поэтому есть смысл переболеть летом и в более легкой форме.

Тимон Афинский

Москва

Люди, похоже, считают, что власти выставили надежный кордон: поведение не изменилось ни на грамм — как не мыли руки, так и не моют. Как и все подобные обстоятельства Большого мира, грипп будто не имеет к москвичам отношения.

А власти сделали так: сначала запретили ввоз свинины из Нового Света. Потом стали всем приезжим мерить температуру — что наивно, потому что, если человек болен, он уже заразил полсамолета (система циклической вентиляции в закрытом помещении). Детей власти решили не пускать в летние поездки за границу (привет всем от swine-flu parties). Решили отсрочить начало учебного года. Инициатив по части просвещения населения — ноль, если не считать рекомендаций есть чеснок. Про вакцину, мытье рук, важность не заражать больных, малышей и беременных не говорится ни слова.

Илья Колмановский