Во вторник в парижском отеле Plaza Athéné собрался Club des Chefs des Chefs, клуб шефов шефов, куда входят повара, которые кормят королей, премьер-министров и президентов. То есть тех особенных человеческих особей, которые стоят у власти и потому нуждаются в усиленном питании.

Этот клуб основал Жиль Брагар, шивший когда-то для поваров лучшие на свете форменные сюртуки и колпаки. И он решил однажды переколпаковать свой колпак и объединить в одной, говоря модными сейчас словами, НКО тех хозяев мира, от которых ежедневно зависят прикормленные ими короли и президенты. То есть самую настоящую, а не придуманную мировую закулису.

Все собравшиеся повара — восемнадцать мужчин и две женщины — были одеты строго по форме, я бы даже сказал, по-военному: в белых кителях. С гербом государства, у кормила которого они трудятся, в области сердца. С надписью Bragard на рукаве. И с маленькими национальными флажками в петлицах, на месте комиссарских «ромбов».

Там были и Бернар Воссьон, шеф Франсуа Олланда, который видел на своей кухне пять президентов Пятой республики, Кристета Комерфор, шефиня Барака Обамы, кормившая Клинтона и Буша-младшего, и наш Вахтанг Абушиди, который, несмотря на свои 26 лет, готовит уже для второго президента РФ.

А еще президент клуба Кристиан Гарсия, знающий кухню Монакского дворца со времен принца Ренье, Хилтон Литтл, который кормит Нельсона Манделу, Магнус Аке Рехбак, шеф короля Швеции, и Еспер Воллмер, который управляет едой датской королевы.

Я смотрел на них во все глаза, потому что они были единственными людьми, кроме разве что президентских и королевских домашних, для кого даже их тираны и сумасброды всегда и в любой момент остаются людьми. Политиков мало кто любит, мало что они сами любят в ответ, но ест-то каждый из них.

Журналисты живо интересовались разными аппетитными деталями. В частности, осталось ли еще на государственных кухнях старинное племя gouteurs. Когда-то работа эта была очень почетной, но небезопасной. Они первыми пробовали блюда перед подачей на королевский стол. Есть ли такие, например, в Датском королевстве? Конечно, во времена полония, не шекспировского, а радиоактивного, пробуй не пробуй, конец известен. Тем не менее отвечавший на этот вопрос Жиль Брагар сказал, что такая должность сохранилась лишь в Кремле. И то в виде врача-диетолога, который, исключительно в штатском платье, следит за приготовлением обеда. Вахтанг Абушиди эту тему категорически не поддержал. Зато возвысил голос седоусый королевский повар, британец Антон Мозиманн, единственный, кто украсил поварской китель бабочкой в цветах «Юнион Джек». Он живо припомнил, как готовил на Даунинг-стрит обед для президента Буша и как за его плечами неотлучно находились два агента американской секретной службы, совавшие оба носа в каждую кастрюлю.

Спрашивали также, как повара приспосабливаются к перемене власти. Короли, понятное дело, меняются реже, но вот президенты в этом смысле люди ненадежные. Только прикормишь, а смотришь — уже переизбрали. На этот вопрос отвечали президентский повар Франции и президентская повариха США.

Бернар Воссьон признался, что Франсуа Олланд пришел к нему на кухню в первый же день своего президентства. Ну это понятно: Олланд — известный лакомка.

Правда, по Франции разнеслась тревожная весть, что он не любит артишоков. Французская пресса была прямо-таки фраппирована таким волюнтаризмом. Но шеф Воссьон успокоил общественное мнение: вход в Елисейский дворец артишокам не заказан. Олланд хоть сам их и не ест, но другим не запрещает.

Кормилица американской демократии Кристета Комерфор рассказала, что они с первой леди Мишель Обамой борются рука об руку за то, чтобы нация не толстела и не обжиралась фастфудом. Борются личным примером. Ради этого при Белом доме разбили биоогород и стараются кормиться от трудов рук своих и от плодов земли американской. Гамбургеров и фритов в доме отныне не водится. Так что, если Бараку Обаме вдруг захочется роял чизбургер, ему придется украдкой идти ближайший «Макдоналдс».

Не спросили только у Вахтанга Абушиди, но, надеюсь, не потому, что не видят разницы во вкусах Дмитрия Медведева и Владимира Путина. К тому же кремлевский шеф обслуживает только официальные приемы, в быту наши президенты обходятся без него. Видимо, их кормят жены, ну и, в конце концов, поставить чайник и разбить яйца на сковородку умеет каждый русский мужчина.

Кстати, я не удивился тому, что, несмотря на все кровавые ссоры с Грузией, кремлевской кухней заправляет грузин. Это совершенно правильно. В советские времена грузинская кухня была нашей haute cuisine, и этого не забыть.

Я поговорил с Вахтангом Абушиди. Он рассказал, что работает в Кремле уже шесть лет. Сначала рядовым поваром, потом су-шефом у бывшего кремлевского француза Жерома Риго и стал шефом, после того как тот вернулся домой. Работа нервная, но интересная, в подчинении 35 человек, которые могут накормить 1000 человек за 40 минут. «Стараемся адаптировать русскую кухню под европейскую подачу, смешиваем ингредиенты, например фуа-гра со свеклой, приходится фантазировать». Но вот что он сказал напоследок: «Я же не буду всю жизнь работать в Кремле, это же не вершина моей карьеры». Достойная позиция, скажу я вам.

Мне очень понравились шефы шефов. Это какая-то совершенно другая сторона власти, самая симпатичная часть государственной машины. Я бы с радостью поменял их местами с опекаемыми ими президентами, но боюсь, что те не справятся.

Автор — парижский корреспондент ИД «Коммерсант»