Риталин или любовь?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности распространяется в развитых странах со скоростью эпидемии. А психологи до сих пор не могут договориться, что им с этим делать

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Когда моему сыну было три года, мы каждый день гуляли вокруг городского пруда в компании других детей и их мам. Дети тут же принимались знакомиться между собой, мамы — между собой. Однажды к моему сыну подбежала девочка-ровесница, которая сразу же заполнила собой все пространство: «Побежали туда! А теперь — сюда! Прыгни, ну давай же! Давай!» Я до сих пор помню, что девочку звали Света и что ей невозможно было ничего запретить, но не потому, что она была дурно воспитана — она просто не слышала того, что ей говорят. Казалось, что мысли в ее голове толкаются и отпихивают друг друга, пытаясь выяснить, какая из них самая главная. Ее мама сидела совершенно безучастно, уставшая, наверное, уже с раннего утра. Трудно быть мамой такого существа. Но самому существу еще труднее.

Позже я встречала Светиных «близнецов», когда работала учителем в школе, потом — в среде своих знакомых. Несмотря на разный возраст и даже различие языка и культур поражала их схожесть: неусидчивые, гиперактивные, говорливые, на вопросы отвечают еще до того, как вопрос зададут и, конечно, часто неправильно и невпопад... Кажется, что думать им больно. И в каком-то смысле это действительно так и есть, так как они, по-видимому, страдали синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Таким детям очень трудно концентрироваться, и школьные занятия могут стать для них сущей пыткой.

Эта дисфункция психики оформляется к семи годам, но часто становится заметной намного раньше. Согласно официальной статистике, СДВГ зарегистрирован у 3-5% населения. Но официальная статистика не учитывает тех людей, которые предпочитают страдать молча, не обращаясь к врачам и принимая заболевание за свойство собственного характера. Мальчики страдают от СДВГ значительно чаще, чем девочки. Очень часто СДВГ остается с человеком на всю жизнь, принося много проблем. Болезнь считается врожденной, вызванной определенными генетическими нарушениями в системе поощрения мозга, а именно в системе распределения дофамина. Дофамин — вещество, которое отвечает за чувство удовольствия и, соответственно, подкрепляет мотивацию при обучении. Дофамин вырабатывается в больших количествах при позитивных ощущениях, именно он заставляет нас и выживать, и размножаться, выводя сексуальные и пищевые удовольствия на первое место. СДВГ часто сопровождается депрессивными состояниями и тревожными расстройствами, которые гоняют человека по кругам ада, не позволяя ему радоваться жизни и строить полноценные отношения с окружающими. Эффективного медикаментозного лечения от СДВГ до сих пор не найдено. Но во многих странах используется психостимулятор метилфенидат (торговое название медикамента — риталин). Вылечить человека от СДВГ это средство не может, но до недавнего времени было принято считать, что если принимать его постоянно, то оно будет компенсировать биохимические процессы в организме больного, приводя их в норму, как, например, инсулин при диабете.

Однако исследования последних лет заставили специалистов сомневаться в целесообразности применения этого препарата. Дело в том, что он вызывает привыкание, и впоследствии у детей, принимавших риталин, возрастает опасность пристраститься к более серьезным наркотикам, в то время как польза от препарата не очевидна. В январе этого года в «Нью-Йорк Таймс» была опубликована статья Алана Сроуфа, известного специалиста в области детской психиатрии, где он высказал и свою точку зрения на возникновение СДВГ и на его лечение риталином. Он задался вопросом, почему, собственно говоря, риталин, который является психостимулятором, помогает людям с перевозбужденной психикой. Стандартный ответ на этот вопрос следующий: у детей с СДВГ мозг обладает особыми свойствами. Однако вещество, похожее на риталин, выдавали еще во времена Второй мировой войны американским солдатам в составе ежедневного пайка как средство для борьбы с усталостью. То есть действует риталин на всех, а не только на людей с СДВГ. Далее анализ большого числа исследований показал, что риталин улучшает концентрацию только на короткое время. Например, если вы студент и вам надо сдать сложный экзамен, риталин поможет вам сконцентрироваться и выучить материал. Но на протяжении долгого времени риталин, по-видимому, теряет свое волшебное свойство, зато порождает проблемы. В России риталин запрещен к применению, но его могут легко выписать во многих других странах, включая, к примеру, США, Канаду, Германию, Францию, Великобританию, Швецию, Норвегию, Италию.

Алан Сроуф высказывает серьезные сомнения в том, что СДВГ является врожденной болезнью. Опираясь на свои исследования, он предполагает, что СДВГ может развиваться вследствие неблагополучных внешних обстоятельств, когда психика ребенка травмируется в раннем детстве, например, жестким отношением со стороны окружающих, частой сменой обстановки, стрессовыми ситуациями, переездами или же родительской назойливостью, когда младенца постоянно будоражат, а его организм к этому совершенно не готов. Возможно, косвенным доказательством этого мнения может служить тот факт, что СДВГ становится эпидемией, распространяющейся устрашающими темпами.

Последнее — не общепризнанный факт, а скорее точка зрения специалиста с сорокалетним стажем в области детского развития. Но эта точка зрения дает надежду на то, что родители в состоянии предотвратить развития СДВГ у ребенка. Можно с ней поспорить. А можно обратить на нее внимание и сознательно изменить акценты в  семейных отношениях. Ведь любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, а любовь и забота помогают даже тогда, когда все остальные средства оказываются бессильными.

Комментировать Всего 34 комментария

Спасибо, интересно про СДВГ. Мне, как полному профану в этом вопросе, кажется, что синдром дефицита внимания - это то свойство характера, которое конечно имеет как и любые качества человека генетическую подоснову, но все же может корректироваться воспитанием и психотренингами. И полагаю, что дефицит внимания практически всегда связан с дефицитом мотивации. И со слишком большим объемом разнообразной информации, поступающей в мозг ребенка. Если есть возможность переключать каналы телевизора, шариться по разным сайтам сети, при этом болтать по телефону и по скайпу, да и любящая мамаша тоже постоянно перескакивает с мысли на мысль, не завершив ни одной фразы до конца - тут и вполне здоровый ребенок может или начать страдать дефицитом внимания, или наоборот закрыться от безумного информационного мусора.

Сергей, рада Вас видеть! 

Да, конечно, вы правы - есть немедикаментозные способы работы с СДВГ. По меньшей мере можно, наверное, научить человека, как с этим жить. Хотя у СДВГ бывают различные градации. Даже статистика заболевания может очень сильно различаться, в зависимости от того, как определяются критерии (3-5 % - это самые скромные цифры). Если градация заболевания высокая, то человеку объективно очень сложно с этим справляться. Кроме того, психические расстройства часто идут целым букетом, что усугубляет ситуацию.

Хотя с другой стороны, есть много одаренных людей с СДВГ и они могут быть очень успешными.

А обстановка дома, конечно, важна. Об этом и речь :) 

Процент вероятно значительно выше, в каждом классе есть несколько человек, как правило, мальчики - иногда человек 5-6 (по некоторым данным на 9 мальчиков с сдвг приходится 1 девочка). Если учитель мудрый и находит подход к детям, то скорее всего он скажет , что у него таких детей в класссе нет (клинические случаи не рассматриваются).У мальчиков  со взрослением проблема часто уходит или сглаживается ("перерастет"- в терминологии врачей),  чего не скажешь о девочках. 

Обстановка дома и в школе, разумеется, очень важна, а бурные эмоции и большой информационный поток противопоказаны.

Но как этого избежать в современном мире?

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Ольга, спасибо.

Ну да зависит от того, как определить критерии, Вы правы. Некоторые исследования насчитывают и 16 %!

У женщин психические нарушения сопровождаются СДВГ значительно чаще чем у мужчин. Это я про взрослых людей.

А на счет "найти подход" - это сильно зависит от степени СДВГ. В моей школьной практике был один мальчик, к которому я подхода так и не нашла. Тогда я не знала о СДВГ ничего, но то, что проблема медицинская было ясно. Мне было с этим мальчиком довольно сложно. Но представьте, каково самому мальчику...

Ну видимо, в данном случае проблема действительно медицинская, а не психологическая. Мальчика конечно жаль, но родителям зачастую еще сложнее это принимать, чем ребенку, для которого его собственное поведение - на самом деле норма. Во всяком случае узнает он, что что-то не так в его поведении именно через оценочные реплики взрослых. Но родители хотя бы изо всех сил пытаются помочь своему ребенку, какие бы трудности это не представляло, а вот для современной школы - главная задача  по возможности избавится от неудобных детей, которых становится все больше, причем желательно на стадии подготовительного класса. 

А куда же направляют детей из подготовительного класса?

Я работала в частной школе для "трудных" детей. В основном больших проблем не было. Но вот этот мальчик... И да, все правильно, маме его я очень сочувствовала.

Эту реплику поддерживают: Ольга Сушкова

А именно в частные и предлагают . А еще могут условия создать, чтобы сами ушли..

Евгения, а Вы сами что думаете по поводу СДВГ? В России мнения психологов и неврологов разнятся -кто транквилизаторы детям прописывает, а кто считает это проблемой педагогической.

И потом, вот меня всегда интересовало, дети с СДВГ, также как все остальные способны долго сидеть перед экраном телевизора и смотреть мультик. Чем телевизор такой особенный?

Хороший мультик мотивирует интересным сюжетом, и плотность информационного потока достаточно высока - гораздо выше чем у книги, без необходимости включать собственный мозг для анализа. Т.е. плотно забиваются все информационные каналы, и случайному раздражителю труднее отвлечь.

:) Алена, я не психолог, я только популяризатор. 

Но если Вам интересно мое мнение, то я думаю, что лечение сильно зависит от степени заболевания.

Я пару раз за свою жизнь встречала детей, на которых никакие мои приемы не действовали: ни игра, ни поощрение, ни строгий подход. И я в тех случаях ... сдалась... Но специалисты, наверняка, обладают большим арсеналом методик, чем я.

Вы правы, что мультфильмы и фильмы держат внимание сильнее, чем книга. И тут я согласна с Сергеем - плотность информационного потока велика, а воспринимается он совершенно пассивно.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Я думаю СДВГ никогда не признаю педадгогической ошибкой, потому что тогда миллионам родителей придется признать, что они испортили жизнь своим детям.

Алан Сроуф пишет, что  они не нашли корреляции между развитием СДВГ и, скажем, родовыми травмами, зато нашли ее между развитием СДВГ и условиями жизни.

А в остальном - если бы знать, где соломки подстелить... Не только невнимательные родители делают ошибки...

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Да, я прочитала и поняла. Но, как я понимаю, его должно поддержать все научное сообщество, чтобы это исследование сделали базовым в определении приин СДВГ. А если это произойдет, то масса нынешних родителей окажутся причиной СДВГ у собственных детей.

Здравствуй, ювенальная юстиция.

А мне кажется, никакого СДВГ не бывает, а бывает просто ребенок (человек) с очень маленьким мозгом, как у птицы. И надо, конечно, оставить его в покое, не мучить, не требовать, чтобы учил французский - ведь должен же кто-то работать и контролером в электричке.

Да нет, я знаю людей, которым очень трудно сконцетрироваться и которые при этом очень талантливы и очень многого достигли. Но проблема у них есть и жить она действительно мешает. Кроме того там целый комплекс признаков, помимо концетрации... Есть, к сожалению, СДВГ.

Размер мозга ни при чем. Как известно, гениальность - отклонение, а среди детей, о которых идет речь, процент талантливых детей выше. Тем, что им нравится, они могут заниматься с диким усердием ( и даже усидчивостью), просто более короткие отрезки времени. Им просто на то, что им неинтересно, может быть совершенно наплевать.

Риталин у нас не прописывают, потому что он тормозит не только реакции, но и  развитие способностей у ребенка, а уже вопрос педагогики в том, чтобы найти для каждого ребенка то, что его действительно заинтересует. 

Кроме этого есть начные исследования, которые не нашли связи между рамером мозга и IQ ;-)

Да и наш, человеческий мозг эволюционирует в обратную сторону судя по всему, а у неандертальцев он и вовсе был больше чем у Homo Sapiens Sapiens. Но это уже другая тема...

Мне кажтся, что теперь все необычное принято классифицировать и называть болезнью, как-то стало игнорироваться, что все разные, но если 2-3 из ста ВДРУГ схоже себя ведут-на педагогическом языке советской школы-то им сразу западные продвинутые коллеги болезнь "шьют". Мне последнее время представляется, что теперь людей хотят выращивать как овощи, одинаковыми и чтоб удобно чистить, или даже хранить-транспортировать, как квадратные помидоры в Японии-холодильники-то у нас квадратные.. А почему бы не выписывать лекарства, рожденным во вторник? А ведь есть еще астрология? у нее таааааааааааааакие заслуги..... Тыщи лет!  То есть если трудно поднять бюджет на свино-собаче-кошачий грипп-то есть детишки, для них ниччо не пожалеем! и риталин тоже-)))))))) а взросмлому человеку-ни-ни! это ж наркотик! тюрьма-взрослым, лекарства-детям! 

вмешался сын, говорит : наркотики для бедных, аптека-для богатых.

Ирина, вот посмотрите, пожалуйста, эту ссылку http://adhd-kids.narod.ru/

А риталин было принято прописывать всем: и взрослым, и детям. Но только не в России.

Женя, спасибо за тему. Я уже пол года как собираюсь написать пост о СДВГ по следам личного опыта, но все никак не знаю с какой стороны к этому личному опыту подойти. Возможно в будущем...

Пока могу сказать одно - статистика этого заболевания раздута необыкновенно. В принципе достаточно прийти к врачу и сказать, что мол сын не особенно охотно за домашнее задание садится, а учителю в телефонном разговоре обмолвится, что ребенок иногда ворон считает - и диагноз в кармане!

Старшеклассники и студенты этим пользуются во всю. Злоупотребления адеролом и риталином в школах и университетах носят повсеместный характер.  

Плюс наслаивается то, что система тестирования и требований в Американских школах очень жесткая с очень ранних лет. Детей тестируют в государственных школах с 3-го класса. Если ребенок не успевает на экзамене - родителям часто советуют получить диагноз, чтобы можно было получить секцию 504 (то есть получить дополнительное время, либо отдельное место для сдачи экзаменов). В частных школах нагрузки настолько велики, что неуспевающих студентов подталкивают к психологам. Я лично знаю семью где двое детей в одной их лучших школ Нью-Йорка сидят на риталине. А потом начинается давления поступления - для хороших вузов нужны идеальные результаты. Адерол и риталин помогает сдать экзамены и подтянуть оценки.

А тут еще и фамацевтическая кампания всячески подогревает рынок - продавать ведь надо эти таблетки. Мне недавно бывший коллега из Гон-Конга присылал "объяснение" про СДВГ, которое висит в школах там. Это значит началась рекламная компания...

Вот этим и объясняется 3-5%...

Эту реплику поддерживают: Евгения Кандиано, Алена Рева

Маша, меня эта тема очень сильно затронула, потому что я видела несколько случаев СДВГ высокой степени. Я точно знаю, что этим людям тяжело и я точно знаю, что им необходимо какое-то облегчение. А риталин по-видимому вместо того, чтобы приносить облегчение вызывает у них новые проблемы. Поэтому мне захотелось затеять обсуждение этой темы на сайте и узнать мнения других людей и, возможно, их личный опыт. 3-5 % - это самая низкая цифра в исследованиях, я привела ее сознательно, чтобы не впадать в экстремизм. Самая высокая цифра - более 16 %... Тут уже, возможно, как раз играет роль то, о чем Вы пишите: желание как-нибудь выкрутиться с экзаменами.

Но я уверена, что чем больше на человека давить и подвергать его стрессам, тем больше шансов спровоцировать у него какие-то психические отклонения (не обязательно СДВГ). Статистика психических нарушений сейчас устрашающая. Скажем, у меня на столе сейчас журнал "Apotheken Umschau" 15.04.2012. В нем приводятся такие цифры: за последние 12 лет количество больничных по причине психических нарушений УДВОИЛОСЬ... Мне это кажется ужасным.

Кроме того сейчас детям часто навязываются ненормальные акценты в системе ценностей.

Нормальная система ценностей: у меня есть какой-то интерес - я его развиваю  - в результате этого я достигаю успеха - я делаю карьеру и я удовлетворен своей жизнью.

То что мы часто имеем: я хочу быть лучше других / не хуже других - мне все равно чем заниматься, но я при этом хочу достичь успеха - я боюсь, что у меня не получится - я себя постоянно подгоняю, потому что хочу соответствовать определенным стандартам - в результате я не удовлетворен своей жизнью.

Что касается риталина - в Америке его по-видимому не хватает на всех нуждающихся

http://www.nytimes.com/2012/01/01/health/policy/fda-is-finding-attention-drugs-in-short-supply.html?pagewanted=all

У меня недавно был такой взрыв словоблудия на подобную тему.

Тема не заинтересовала основную массу беседующих на этом сайте, но для меня это весьма злободневная тема. Не знаю почему, сам я никогда ничем не злоупотреблял, один раз мне прописали что то подобное и оно реально помогло, второй раз, я попробовал, результат был нулевой, вполне справился сам со своим настроением в конечном итоге. Но тема гораздо серьезней, чем это может показаться с первого взгляда.

Владимир, прочитала и про оружие, и про фильмы, и про риталин. 

Мое мнение о фильмах полностью совпадает с Вашим. Мне не нравится, когда романтизируется насилие (да и другие пороки тоже). По поводу оружия - я категорически против того, чтобы его можно было так вот запросто купить.

А про таблетки - правильно подобранные медикаменты должны ПОМОГАТЬ. Жизнь сейчас нервозная, полная стресса, чреватая нервными срывами. Поэтому я всегда и всем рекомендую в тяжелых ситуациях идти к психиатору и выписывать таблетки. Тяжелые обстоятельства закончатся и человек забудет про эти средства. Но когда ему плохо, таблетки - это костыль. Внутрь они Вам ничего не загонят, они помогут пережить тяжелое время. С психическими расстройствами (различного характера) человек сам может и не справится. Многие из них меняют личность, отнимают силу воли. И перетерпев разок, другой третий, человек может получить хроническое заболевание.

Ну и есть еще такое уж совсем волшебное средство, как любовь. :) Когда человек чувствует, что он любим, у него вырастают крылышки и крепкая броня, которую не пробивают жизненные невзгоды.Единственная трудность с этим средством это, что его в аптеке не получишь... :(

Я работаю с семьями с такими детьми больше 15 лет. Многие из этих детей уже выросли и мне известна их судьба. Мнение, которое у меня сложилось, приблизительно такое: есть разные степени выраженности явления. Может быть очень круто, тогда ребенок без какого-то медикаментозного вмешательства действительно часто катастрофичен для себя, семьи и окружающих. Как правило, там всегда есть родовая травма и еще всякие сочетанные вещи. Но это бывает крайне редко, ни о каких 3-5 процентах (не говоря уж о 16) не может быть и речи. Есть средняя выраженность - тут УЖАСНО важно, какой "идеологии" придерживается семья - "больной ребенок" "невоспитанный ребенок" "ребенок-индиго" "обычный подвижный ребенок" и т.д. - и очень многое зависит от школы, психологов, попадающихся на пути этой семьи, и педагогов. Есть слабая степень, которая обычно компенсируется сама, как только ребенок находит себе (ему помогают найти) дело по душе и возможностям.

Эту реплику поддерживают: Евгения Кандиано, Ольга Сушкова

Cпасибо Катерина.

Вот Вы пишите про медикаменты в тяжелых случаях. А какие медикаменты Вы выписываете? 

Есть мнение, что кесарево сечение тоже может причиной СДВГ. Какие у Вас наблюдения?

Евгения, я не могу выписывать медикаменты, ведь я - психолог, их у нас выписывают невропатологи или уж психиатры. Риталин у нас отсутствует, но знаю, что у каждого невролога-практика есть свой набор на этот случай. Конкретные препараты я называть не буду (уж очень у нас люди любят экспериментировать :))

Касательно кесарева сечения. Я думаю, что любое осложнение родового процесса (например, когда ребенка достали неестественным образом) повышает риск развития  постнатальных неврологических проблем. В моей практике почти всегда, если родители (ребенку 5-10 лет) предъявляют определенный, хорошо известный мне (я могу начать говорить за них с любого места) комплекс жалоб (дефицит внимания только часть его), изучив анамнез, я те или иные перинатальные события нахожу. Чтобы там ничего не было, а этот комплекс жалоб был - такого и не припомню, пожалуй.

Евгения, спасибо за интересную статью и важную тему, которую Вы в ней подняли.

Мне кажется, что нужно разделить эту проблему на две части.

Первая - Риталин. Во всем мире существует мощнейшее лобби фармацевтических компаний. Но это лобби в какой-то мере регулируется государственными институтами. В нашей стране влияние фармкомпаний беспрецедентно, говорю как специалист, знающий проблему изнутри. В связи с этим гипердиагностика СДВГ носит массовый характер. В нашей стране риталин запрещен, но есть другое лекарство, которое очень широко назначается в этих случаях. Механизм действия у него иной, и оно не является стимулятором, но при этом смягчает симптомы, но никак не влияет на причины. Называть его не буду.

Второе. Существует ли вообще СДВГ как отдельное заболевание? На мой взгляд, это синдром, который может быть вызван разными причинами - органическими или/и психологическими. Но, к сожалению, мало кто хочет разбираться в этих причинах, если есть препараты. А ведь нередко за СДВГ стоят систематические проблемы воспитания, которые накладываются на генетическую предрасположенность. Я не работаю с детьми, но работа со взрослыми людьми помогает увидеть эту проблему с другой стороны - со стороны родителей.

Конечно, родителей не нужно обвинять в появлении СДВГ, так как ошибки воспитания напрямую связаны с тем, как их самих воспитывали. Но таким семьям можно и нужно помогать психологически, в каких-то случаях в сочетании с лекарственной терапией, в каких-то нет, но не назначая лекарства всем без разбора.

А вообще, как может НЕ возникнуть СДВГ у детей, играющих в стрелялки с 4-5 лет по 5-6 часов в день?

Эту реплику поддерживают: Евгения Кандиано

Какие мудрые, взвешенные, обоснованные слова!!! СПАСИБО!!! Готова подписаться под каждым предложением!

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Яков,  , конечно, СДВГ  это семейно-системный   симптом. Глушить  его  медикаментами  -  вредить  ребенку.  Причины  его  могут  скрываться   как   в  личной  истории ребенка (  например,  сильный   испуг),  так  и  в отношениях  между  родителями,  на  которые  ребенок  реагирует. Но  самое  невероятное -  что  причины  могут  находиться  и  истории  семьи,  поколение   или  2  назад., то  есть  ребенок  манифестирует  то,  что  произошло  задолго  до  его  рождения.

Очень  интересный  метод  лечения  этого  симптома  предложили  в Израиле.  Такого  ребенка  взрослый прижимает  к  полу  ,  жестко  обездвиживая,  но  при  этом  гладит  по  голове  и  ласково  разговаривает. Смысл  в том,  что  , когда  ребенок  понимает,  что  рядом  есть  кто-то   сильнее  его,  то  этот  кто-то  может  и  защитить. Ребенок   успокаивается. Хорошие  результаты. Сами  мы  ,  правда ,  это  пока  не  практикуем.

Мы  работаем  с этим  через  арт  терпию, трансовую  сказко-терапию  и расстановки.

Спасибо, Елена! Это очень интересно.

Мне кажется, что беда не приходит одна и  СДВГ часто явлется только одним цветочком в букете других отклонений или, что еще хуже, началом более серьезных заболеваний. И что СДВГ требует очень внимательного отношения. Поправьте меня, если я неправа.

Евгения,  все  зависит  от  философии  метода.  В  рамках  системной   семейной   терапии  и  расстановок,  мы   считаем  СДВГ   функциональным  симптомом. То  есть, если  удается   справиться  с  причинами  его  породившими,  он  уходит  бесследно. С   маленькими  детьми   мы  работаем   через  родителей  или   через  одного  из родителей(  через  маму).

    Но в   каждом  конкретном  случае  надо  разбираться  отдельно,  и  конечно,  прежде  всего  надо  быть   уверенным   ,  что  отсутствуют  органические  поражения.

Эту реплику поддерживают: Евгения Кандиано