Кто реже хмурится, тот веселей смотрит на вещи. Это не житейская мудрость, а экспериментальный вывод психиатров из клиники при университете Базеля. Своим пациентам с диагнозом «клиническая депрессия» они делали укол ботокса, чтобы тем было сложнее состроить страдальческое выражение лица. Результаты обнародовал Journal of Psychiatric Research: больные уверенно пошли на поправку.

Ботулотоксин, ядовитый белковый комплекс, который выделяют из бактерии Clostridium botulinum, — любимый препарат косметологов: он разглаживает морщины за счет того, что блокирует передачу сигналов от нервов к мышцам. Эффект от укола ботокса хорошо описывает заезженная фраза «ни один мускул не дрогнул на его лице» из советских биографий героев: мозг шлет команду сморщить лоб, а мимические мышцы ее попросту игнорируют.

Новый эксперимент швейцарской команды с ботоксом продолжался шесть недель. Перед этим ученые провели настоящий кастинг среди 263 человек — пациентов своей клиники и тех, кого они набрали по объявлению в газете. В опыте приняли участие только 30 женщин и мужчин в возрасте от 25 до 65, каждый из которых при отборе получил достаточно высокий балл (больше 15) в клиническом тесте Гамильтона на депрессию. Их случайным образом разделили на две равные группы. В первой пациенты получали настоящую инъекцию ботокса в зону над переносицей — он блокирует вертикальные складки между бровями. Второй группе впрыскивали плацебо, обычный солевой раствор. Подопытных обязали носить повязки на лбу, чтобы изменения на лице нельзя было увидеть в зеркале.

Спустя шесть недель обе группы прошли тест Гамильтона снова. У тех, кому впрыснули ботокс, уровень депрессии снизился в среднем на 10 баллов. Контрольная группа могла похвастать куда более скромным результатом: всего 1,7 балла.

Базельская команда делает далеко идущий вывод: лицо не просто пассивный экран, на котором отображаются эмоции. Есть и обратная связь: мимика способна диктовать мозгу, какие ему чувства испытывать. Догадываться об этом ученые начали еще в 1980-х. Вот знаменитый опыт, который поставил над своими студентами социопсихолог Фриц Страк: он заставлял их посидеть немного с зажатым между зубов карандашом, чтобы заработали мышцы, ответственные за улыбку. Потом показывал комиксы — и студенты смеялись над ними дольше и заразительней, чем те, кто карандаш в рот не брал. Но у Страка речь шла об эффекте с исчезающе коротким сроком действия. Спустя год после его исследования индустрия красоты открыла для себя ботокс, а теперь этот препарат может обосноваться еще и в индустрии психического здоровья — не заставлять же людей сутками держать канцелярские принадлежности во рту. Кстати, базельское исследование — не только о пользе уколов: в его свете и натянутая улыбка продавца, и совет улыбаться, когда все плохо, приобретают новый смысл.