Егор Альтман: Советский Пикассо Александр Дейнека
Со второго класса меня пичкали лучшими образцами современного искусства. Уже в отрочестве я знал, что есть Малевич, Кандинский, Гончарова и многие другие полузапрещенные в СССР художники. И хотя я предпочитаю русский авангард и нонконформистов, к которому искусствоведы относят творчество моего отчима (по сути — второго папы) Игоря Вулоха, на этот раз я посетил выставку Александра Дейнеки.
Дейнека — замечательный художник, и, несмотря на то что он не эмигрировал, как основная масса его коллег по цеху, а остался в советской России, это не помешало ему создать невероятное количество шедевров и сохранить абсолютно индивидуальный стиль, который ни с чем не спутать. Масса его работ висит в постоянной экспозиции Третьяковки. И в зале уже издалека видны характерные образы спортивно-советских Венер Дейнеки.
На выставке главной изюминкой были не роскошные живописные работы Дейнеки, а его графика. В Третьяковке выставлена коллекция из Курской картинной галереи им. Дейнеки (было приятно, что информационным спонсором выставки выступила созданная в том числе мной радиостанция «Бизнес FM»). Очень часто живописец оказывается плохим графиком и наоборот, но это не про классика сталинского периода, возвышавшего «счастливого советского человека». Да, настоящий художник талантлив во всем. Конечно, Дейнека — дитя своей эпохи и художник тоталитарного строя, и его графическая работа «Постановили единогласно», которая является лицом выставки, характеризует эту эпоху, напомнившую мне, как это ни грустно, нашу.
Тут же можно увидеть пародию на белоказаков, изображенных художником в карикатурном виде. Что, конечно же, укладывалось в общую стратегию партии и правительства относительно имиджа белых. Мы ведь не забываем, что Дейнека был конформистом...
Но самое бесподобное — это женщины Дейнеки. Сразу понятно, что художник был совсем не равнодушен к женскому полу и прекрасно его чувствовал. Я с наслаждением посмотрел серию работ, называвшихся одинаково — «Натурщица».
Ну и в конце просмотра я обнаружил в витрине маленькие графические работы, которые перекликаются с рисунками его современника Пабло Пикассо. Вот уж действительно, похожие решения у гениальных людей рождаются одновременно.