Завтраки с Ксенией Соколовой

Соколова и Мамут: Что такое русская национальная идея?

Вчера, 12 марта 2014 года, Александр Мамут уволил главного редактора онлайн издания Lenta.ru Галину Тимченко. Комментариев о случившемся владелец объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» не дает, но вот какую позицию он озвучил в интервью Ксении Соколовой два года назад

+T -
Поделиться:
Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов

Однажды утром мне захотелось горячих сырников, и я отправилась в кафе по соседству. Мой сосед, Александр Мамут, этим утром тоже решил завтракать не дома. Что обсуждают русские люди за сырниками и омлетом? Разумеется, судьбы родины. Рассуждения Александра об образе жизни как национальной идее показались мне настолько интересными, что я решила познакомить с ними читателей.

ССаша, это прекрасное утро, это кафе и даже эти сырники наводят меня на печальную мысль…

Чем же сырники-то провинились?..

СА тем, что мы в сегодняшней Москве — заложники обстоятельств. С одной стороны, мы преуспели в наших занятиях и существуем более чем комфортно. С другой — понимаем, что в политике, мягко говоря, происходит что-то не то, при этом мы практически лишены возможности повлиять на ситуацию. Хотя находимся, что называется, в полном расцвете сил и могли бы многое сделать. Можно, конечно, «окучивать делянку», не обращая внимания на окружающий бардак. Но это, по-моему, самообман.  

Я так не считаю. Более того, у меня есть комплексная стратегия на этот счет.

СПоделитесь!

Прежде всего это приоритет созидания над всем остальным. Если мы так формулируем цель, нам необходимо овладеть активными практиками социального поведения, научиться влиять на ситуацию, пусть даже путем  компромиссов. Надо научиться спрашивать с себя. Я — реалист, и считаю, что важно научиться оценивать себя максимально объективно. Я убежден, что являюсь причиной всего того, что со мной происходит — и хорошего, и, прежде всего, плохого. Если считать иначе, это будет какой-то фатализм или пассивная позиция. Дескать, «так вышло, куда тут деться». Людей, стоящих на таких позициях, я не осуждаю. Они имеют право на свою точку зрения. Но если мы говорим про людей позитивных, они должны понимать, что причины их жизненных успехов и неудач — в них самих.

СНо существует объективная реальность, которая от нас, увы, не зависит.

Разумеется, важно объективно оценить обстоятельства. Но не надо приходить в уныние под их грузом! Надо делать. Я не призываю всех вставить себе шило в одно место. Но в мире всегда существует некоторое количество людей, я бы сказал, с повышенным уровнем энергоотдачи. Эти люди всегда хотят большего, работают больше, берут на себя большие риски, стараются, думают, жертвуют больше. Их можно сравнить с лягушкой, упавшей в кувшин с молоком, которая взбила масло.

СВы относите себя к таким людям?

Скорее, да.

СВы не задумывались о том, каково процентное соотношение людей-«лягушек» к общей массе?

Нет, никогда об этом не думал.  Их совсем немного. Но и не надо, чтобы их было очень много.

СВаши рецепты предназначены для этих людей?

Да, для этих людей, их единомышленников, их союзников, болельщиков. Вокруг такого человека всегда образуется круг помощников, единомышленников, сочувствующих. Людей, которые говорят: «Мы переживаем за тебя, радуемся». Или: «Тут ты не прав». Неравнодушная аудитория — предмет первейшей необходимости, потому что иначе вообще непонятно, зачем все это нужно.

СЧто «это»?

Попытки как-то менять жизнь к лучшему.

Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов

СИ как же ее менять?

У меня нет единого, универсального рецепта на этот счет. Каждый сам выбирает, что считает более значимым для себя и в конкретном историческом контексте. Лично для меня актуальной является культурно-просветительская повестка. Мне кажется важным участвовать во всем, что касается сохранения и развития наших культурных, цивилизационных достижений. Деятельность в области просветительства и культуры мне представляется более важной, чем какая-либо другая, в частности, политика. Политика — прикладная вещь, вторичная, а не первичная по отношению к культуре.

СВ обществе принять считать иначе — по крайней мере в данной точке пространства и времени.

Я в своей правоте в данном случае убежден и в соответствии с этим действую.

СКаким образом, имея столь отрицательный политический фон, можно осуществлять просветительскую деятельность? Вы действительно верите в ее результаты?

Политический фон — не результат самого фона. Я считаю, что существующий политический фон — это совокупность вкладов каждого из нас. Мы все — пиксели этого фона.

СВы имеете в виду, что каждый несет ответственность?

Можно сказать, что мы несем ответственность. Или полную безответственность. Не надо забывать о том, что настоящее положение вещей — это результат нашего цивилизационного развития. У меня были некоторые взволнованные знакомые, которые после президентских выборов говорили: «Представляешь, какие у нас шесть лет впереди?!» А я их спрашивал: «А какая у вас тысяча лет позади?» Представьте себе человека, который родился в 1916 году и умер в 1983.

СГрустные цифры.

В истории ничто не появляется из ниоткуда. Во всем прослеживается цивилизационная логика. Она рукотворна, в ней нет обреченности и предопределенности. А «рукотворность» предполагает, что руки приложили все.

САнализ вполне разумный, но печальный. Что делать активным, думающим, «пассионарным» людям в сложившейся ситуации?

Мне кажется, сейчас важно прежде всего сохранить культуру и достижения нашей цивилизации. Нужно найти себя в области развития современных актуальных, социальных практик, в области культурных институций. Они могут быть разными. Это могут быть библиотеки, музеи, книги, школы, галереи, это может быть просто просветительская деятельность, журналистика, писательство. То есть явления, которые в будущем создадут культурную среду, из которой появится политика или политики. Это среда, которая сможет вести разумный разговор о политике. Это не обмен экспромтами, а серьезный фундаментальный труд.

СВы хотите сказать, чем более высокоорганизованна эта среда, тем больше вероятность, что в какой-то момент политика станет более высокоорганизованной тоже? То есть культурная среда формирует изменения в политике, а не наоборот?

Безусловно, есть и обратное влияние. Мы знаем множество примеров, когда из политики приходили решения или инициативы, которые культурную матрицу серьезно деформировали, переформатировали. Поскольку это социальная ткань, ее элементы сложно рассматривать отдельно. Просто каждый принимает решение для себя, откуда, с чего начинается родина. Я не настаиваю на том, что тип поведения, который предлагаю я, универсальный или единственно правильный. Это вопрос добровольного выбора. Маршрут, в который я верю, заключается в том, что культурное пространство определяет политический вектор.

СВ каком временном промежутке? Насколько протяженны во времени эти процессы? Ожидаете ли вы при жизни видеть результат?

Мне трудно ставить сроки, потому что я не знаю, сколько я проживу сам. Я не понимаю, застану ли результаты своих трудов. Мне это не важно. Это не вопрос достижения результата, это вопрос качества жизни. Если частью моей жизни является участие в процессе сохранения великой культуры, значит, я живу в соответствии со своими представлениями о достоинстве. Прикладной задачи, чтобы мы все к 2013 году стали культурными, я себе не ставлю.

СУ нас в стране любят всякие юбилеи и соцобязательства.

Это немного искусственная история. Когда трудно, ставишь дату и думаешь: к дате сделаем. На самом деле важнее всего процесс. У меня есть рассуждение, довольно спорное, по поводу национальной идеи. Нам отчего-то кажется, мы даже зациклились на том, что национальная идея — это формулировка, то есть фраза или набор фраз, в которых суть. И вот, когда мы выработаем эту формулировку, найдем точные слова, то поймем, что национальная идея есть.

Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов

СПока слов не нашли.

На мой взгляд, надо абстрагироваться. Допустить что национальная идея — это не формулировка, а образ жизни, тип поведения, то есть набор определенных практик, комплексная последовательность поступков. То есть общество должно определенным образом жить, и этот образ жизни и есть национальная идея, в нем суть. Этот образ жизни должен быть главным образом человекоцентричен, он должен быть посвящен человеку, а не газу или нефти. Абсолютный приоритет современного мира — человекоцентризм, а не газо- или нефтецентризм.

СГазоцентризм тоже не просто упал с неба. Очевидно, что на данный момент он в нашем обществе в приоритете. Наиболее влиятельные в стране люди в силу особенностей личности или недостаточного образования полагают, что лучше дивидендов с нефти и газа человечество ничего не изобрело. Куда мы этих людей денем?

Газоцентризм становится определяющей идеей там, где нет других идей, или они недостаточно популярны, распространены, не всеми разделяются.

СТо есть наша задача — предложить некие сверхидеи, которые будут привлекательнее денег? Но как это делать в обществе, которое не пробовало ничего слаще морковки?

Деньги — важная вещь, но точно не самое главное. Достаточно любого нормального человека спросить: когда ты был счастлив? Образ счастья всегда будет связан с людьми, а не с деньгами. Он скажет, я был счастлив, когда у меня была любовь или друг, или когда были живы мои родители. Человек никогда не скажет: «Я был счастлив, когда у меня появилось 100 тысяч долларов». Ни один нормальный человек этого не скажет! Счастье — это состояние гармонии и, прежде всего, связано с людьми. Помните, мы в начале коснулись «заинтересованной аудитории»?

СКруга близких, признание которых тебе необходимо?

Именно.

СВсе это очень трудно объяснить людям, у которых нет 100 тысяч долларов. Многим кажется, что они будут счастливы, когда получат эту сумму. Или другую.

Честно говоря, я не знаю ни одной страны или среды, где гражданину выделяли бы 100 тысяч долларов, чтобы он осознал, что в природе человек важнее денег.

СВозможно, этот варварский обычай следовало бы ввести. Тогда огромное количество людей попусту не рвали бы одно место, чтобы обнаружить в конце, что их возлюбленные дензнаки — просто труха.  

Должен вам сказать, что рвать одно место — чрезвычайно полезное занятие.

СВот как?

Для того чтобы заработать на жизнь, надо работать, добиваться признания. Не любыми, конечно, способами, но трудолюбие — хорошая вещь. Идея «иметь много денег» легка, и общество ее с легкостью восприняло, не сопротивляясь. Те же самые меркантильные приоритеты существуют в Европе, в Японии и т. д. Они играют колоссальную роль в общественном развитии, но не являются доминирующими. Людям навязали эту модель, что, мол, важны только деньги, золотой телец, больше ничего нет. Они легко сказали: «Мы согласны!» Но мы — вот вы и я — должны говорить: «Мы не очень согласны!» Это должно быть отчетливо слышно.  Я так же, как и все, виноват, что это не было отчетливо слышно.

СА вы всегда знали, что есть вещи поглавнее денег? Или поняли, когда первый миллион заработали?

Честно говоря, всегда. И при советской власти и после нее. А когда копейка завелась, я уже окончательно убедился, что копейка не главное.

СВы сейчас занимаетесь бизнесом?

Да, я по-прежнему предприниматель. Но при этом занимаюсь книгоиздательством, книгопечатанием. Люблю кино, кое-что в этом смысле делаю, участвую в институте архитектуры и дизайна «Стрелка», помогаю театру. У меня есть проекты, связанные с интернетом. Делаю премию «Большая книга», поддерживаю разнообразные творческие инициативы, участвую в общественном совете Министерства культуры. Мне интересно все, что связано с формированием благоприятной культурной среды.

СНе хотите ли вы создать политическую партию, бороться за власть, для того чтобы благоприятной была вся среда, а не только ее сегменты?

Нет. Это совершенно не мое. Если в обществе нет фундаментальной культурной среды, борьба за власть к новой цивилизационной модели не приведет. У нас были свободные выборы в 1991 году, а в 1993-м самым влиятельным человеком оказался Александр Коржаков.

Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов

СТо есть, по-вашему, сосредоточиться следует на улучшении качества человеческого материала?

Мне кажется, если бы такая повестка дня была у какой-то общественной организации, преобразования стали бы очевидными. Сейчас это многих волнует больше, чем что-либо другое.

СВы — человек, имеющий достаточно большие возможности. Что делать людям, не обладающим большими средствами и влиянием, но желающим что-то изменить в этом обществе к лучшему?

Может быть, у них есть что-то другое, чего нет у меня? Силы, молодость, ум, квалификация, бойкое перо, умелые руки… Я понимаю, что путь, который я предлагаю, очень трудный. Результат будет не завтра и, может быть, даже не послезавтра. Но с моей точки зрения этот путь — единственный. Нам надо улучшать университеты, библиотеки, школы, духовные продукты, которые общество производит. Нужно бороться с пошлостью во всех ее формах. А если не бороться, то по крайней мере игнорировать пошлость. Нужно давать детям книжки, издавать их, читать детям вслух, воспитывать их на лучших образцах того, что уже создано, а не пускать по воле волн, которые излучает телевидение или пошлый интернет. Это огромная и трудная работа, которой нужно заниматься каждый день, долго и, может быть, даже с неизвестным исходом. Но такой образ жизни и есть реализация национальной идеи, путь от газоцентризма к человеку.

СВот вы ее и сформулировали.

Идея простая: живи достойно, улучшай себя и пространство вокруг. Обогревай вселенную.

СЕсли тебе Там выдали горелку?…

Если ты ее в себе обнаружил.С

Комментировать Всего 40 комментариев

"Если в обществе нет фундаментальной культурной среды, борьба за власть к новой цивилизационной модели не приведет."

Золотые слова.

Жаль, что наши "борцы за справедливость" в борьбе за власть руководствуются моделями и стереотипами прошлых эпох, исполняя, по сути, социальные роли, именно поэтому их моральный облик, подчас, так сильно расходится с идеями, ими декламируемыми.

Замечательное интервью. Александр говорил о том, чего, как мне кажется, катастрофически не хватает людям во власти - самосознания. Жаль, что такие как он не идут в политику. Хотя, встраиваясь в этот безличный механизм, играя по его правилам, возможно ли сохранить чистоту намерений и прежнее желание менять окружающую реальность к лучшему?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Лариса Гладкова

Большое, человеческое Спасибо за это интервью!

Какое же это удовольствие читать "беседу" с толковым, адекватным и глубоким человеком. Благодарю!

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Татьяна Сергеева

Всё умное не ново... 8-) Мне больше понравились вопросы. 

Валерий Степан, Алиса, спасибо. Это большой – и незаслуженный – комплимент интервьюеру. Разумеется, то, что говорит Александр, не ново. Но мне кажется, в нашей реальности, здесь и сейчас, очень важно эти простые и ясные вещи – про личную порядочность, ответственность, необходимость сохранения культуры и достижений нашей цивилизации, - повторять как можно чаще, буквально с упорством пономаря. Нас затапливает энтропия, и очень многие люди действительно перестают верить во что либо, кроме силы и власти денег. Я это вижу постоянно, каждый день, и это очень грустно. Хорошие, талантливые люди приходят к выводу, что не в состоянии как-то повлиять на окружающую реальность, что-то изменить, и соглашаются с существующим положением вещей. Тем более, что соглашаться с большинством в общем комфортно. Мне кажется, важно, чтобы о человекоцентризме говорил человек, который очень многого достиг в материальном смысле. Из его уст это звучит убедительно.  

Эту реплику поддерживают: Валерий Зеленский, Слава Цукерман

Ксения, в данном интервью, мне показалось что он отвечал то, что Вы хотели услышать. Ну или Вы выбрали того собеседника, который говорил то, что Вам близко.

Эту реплику поддерживают: Ксения Соколова

Он не специально) Просто то, что он говорил, оказалось мне очень близко. Мы действительно просто случайно встретились в кафе и он мне все это изложил в частной беседе. Мне это понравилась и я придумала рубрику "завтраки". Вот как полезно бывает рано вставать и выходить из дому. 

Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин, Алиса Маннанова

не говоря уж про сырники :) 

Дальше в рубрике будут разные мнения или в целом в одной струе? 

Будут самые разные темы и персонажи. Просто поскольку Мамут навел меня на мысль, я и решила, что правильно, если он будет первым героем. Следующим будет грузинский завтрак. Героя буду держать в секрете до следующего понедельника. 

и меню, видимо тоже ))

Заранее приятного аппетита!

Увы, нет. Предпочитаю завтракать с мужчинами. Хотя будут и исключения. 

Эту реплику поддерживают: Диана Климовских

Приятного завтрака Вам! И увлекательного чтения Нам :-)

Ксения, не скромничайте. Интервьюера лучше Вас - еще поискать ... С заранее известным (в том числе Вам) результатом. Понятно, что идея "делай, что должен..." не нова. Но форма ее изложения может выглядеть по-разному. Спасибо Вам и Вашему собеседнику.

И глупое не ново, а гениальное вообще "просто" :-) Но все же умное скорее "редко", от того и ценно...

Валерий, "вот и славно, трам-пам-пам" :-)

"Ксения Соколова: Ваши рецепты предназначены для этих людей? Александр Мамут: Да, для этих людей..."

Интересно, а каким образом "Рецепты Александра Мамута" дойдут до "этих людей"? Ну вот это интервью можно считать попыткой донести рецепты. А есть ли какая-нибудь организованная деятельность по распространению Рецептов, совершенно непонятно. Помощь театру, книгоиздательство или книжная премия ведь таковыми не являются. А если такая организованная деятельность есть, то к чему она тогда относится - к культуре или политике?

Google it, уважаемый Алексей! Например, "мамут проект стрелка".

"Институт «Стрелка» – это некоммерческая организация, которая занимается производством знания, новых идей и оптимальных способов их реализации. В аудиториях и студиях «Стрелки» бесплатно учатся молоды

Погуглил. В заголовке процитирована идея проекта. Вся цитата не влезла в заголовок, вот ее окончание: "...молодые архитекторы, дизайнеры, социологи, экономисты и другие профессионалы". Перечислена целевая аудитория. И перечисленная целевая аудитория - совсем не "эти люди", про обращение к которым я спрашивал". "Эти люди", imho должны открывать новые проекты типа "Стрелка", а не учиться в них. И вопрос был: будет ли поиск и попытка организации "этих людей" относиться к культуре или политике?

Актуальное интервью. Интересные вопросы, интересные ответы.

Культура и политика взаимосвязаны. Но, " что культурное пространство определяет политический вектор", именно сегодня - это важно.

Но, к сожалению, даже люди искусства сомневаются в этом. В недавнем интервью Андрей Кончаловский высказал свою точку зрения по поводу того, что искусство никогда и ни на что не влияет.

Слышал уже давно

от общих знакомых, что Мамут - умный человек. Это интервью - полное подтверждение.

Верно мыслит. И вполне православно - хотя и не в явно православном виде. И тем не менее. 

Молодец!

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Мне кажется, сейчас важно прежде всего сохранить культуру и достижения нашей цивилизации.

Вот это - особенно важно. 

Не разрушить, не разбазарить, не вытеснить или развести до гомеопатической степени утраты чужеродным - но сохранить! А для начала - восстановить, что возможно, из утраченного за последние 95 лет.

Добавляя к сохранённому и восстановленному своё, ему не противоречащее, но его продолжающее и укрепляющее.

Хорошая идея менять культуру. Действительно, только так фундаментально можно изменить все, включая политиков. Есть два но:

- изменения в культуре происходят под влиянием внешних факторов, а это или долго или кроваво.

- простая идея обогревать вселенную некоторым, например, Ходорковскому, не подойдет.

Если таких людей, как Мамут в России немало, то еще не все потеряно. 

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман

Набор фальшивых ценностей

Если таких людей в России немало, то России - полный мамут!

Александр проанализировал общество как систему, максимально убрав эмоции на второй план. Его позиция укладывается в знаменитое: делай то, что должно, а дальше будь что будет. Как говорит наша бабушка: переживем и не такое переживали!

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

(*мечтательно*) а вот раньше, перед тем как брать интервью, у участников проекта собирали вопросы..Например, я уже год как хочу поинтересоваться что Александр собирается делать с Waterstones..

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Ну что ж, видимо, я пока здесь одна позволю себе поразиться тому, что интервью не больше не меньше как о "русской национальной идее" взято у человека, о котором широкой публике в России, а уж в Америке и подавно, известно крайне мало.

Одно время о нем отзывались как об авторе идее сложных систем взаиморасчетов, имеющем непосредственное отношение к "семье" Ельцина. Финансисте, который всегда избегал публичности. Человеке, об истории финансового успеха которого в 90ых годах - феерическом - известно крайне мало.

И вот - ура! Александр Мамут вышел на связь, чтобы подумать о "русской национальной идее"???

Она его разве когда-нибудь интересовала? 

Ксения, я не критикан, но мне бы действительно, очень помогла в начале сноска на то, кто такой Александр Мамут.

Кто же касается этих совершенно расплывчатых общих мест, которые он выдает в ответах, насчет того, что всем нужно делать свое дело - тут и комментировать нечего. 

И судьи, выносящие неправденые приговоры, и коррупционеры на всех уровнях властных структур, и работники телеканалов, выдающие один за другим шедевры об "истории оппозиции" в России - все они и многие другие, видимо, просто забыли о том очевидном, что сообщил им со страниц Сноба г-н Мамут. Они забыли о том, что должны заниматься своим делом.

Сейчас прочтут интервью - и дело пойдет на поправку.

Эту реплику поддерживают: Александр Янов, Lucy Williams, Павел Тихомиров

Ирина, 

у Мамута есть профайл на Снобе. Его проекты в области культурных инициатив - институт "Стрелка" и т.д. - хорошо известны, хотя возможно и не читателям "Комсомольской правды". Последних я никак не хочу обвинить в неинформированности, просто аудитория "Сноба" несколько менее широка. То, о чем Александр говорит в интервью - стратегия влияния на культурную среду, а не на политику - сейчас актуально для многих людей, которые хотят менять ситуацию вокруг, но не видят возможности сделать это. На баррикады готовы идти немногие. Немногие готовы вступать в открытую конфронтацию с агрессиной и иногда почти невменяемой властью. Единицы могут сделать эту конфронтацию эффективной. Стратегия Александра - для тех, кто не готов к радикальным действиям, но готов действовать последовательно и прилагать усилия, чтобы менять мир вокруг себя к лучшему. 

Ксения, ну просто вяну по мере написания этих строк. Не верю в то, что Вы не поняли, о чем я. 

Из профиля г-на Мамута (с совершенно, надо заметить, ахинейной "шапкой") не ясно главного, а  именно,  что он инвестор. Не философ, не писатель, не экономист, не политик, не социолог , не деятель культуры или науки, не публичная фигура, строго говоря, и не бизнесмен даже ("из меня бизнесмен - как из г++а пуля" - его слова). Александр Мамут - инвестор.

Который (вниманию читателей Комсомолки, затесавшихся в ряды снобчан) стал одним из богатейших людей планеты, работая в российской системе политической и экономической власти с самого её начала, с первых дней её пост-советской истории. Вот в этой "агрессивной и невменяемой" системе, связанный с её непоследними игроками на протяжении более 20 лет, г-н Мамут сделал свое имя и состояние совсем не среднего размера. Открывал банки. Уходил.  Рисовал всяческие умные схемы избавления от долгов правительствам. Покупал немаленькие компании.Продавал. И продолжает это делать. 

Ну и еще, конечно, у него есть Стрелка. :). 

Вы намекаете на то, он что вдруг ушел во внутреннюю эмиграцию? Стал латентным диссидентом? Что он хочет эту систему изменить???Что ему не нравится власть?

Так давайте - только ради читателей Комсомолки - вспомним его ответ из интервью Дождю" . Где он говорит всего год назад,  что ему всё равно, кто в России будет президентом.  Это Вы, Ксения, может быть, считаете, что власти в России как-то мешают движению страны вперед. А г-ну Мамуту они вовсе не мешают, о чем он и говорит очень четко, хотя и не глядя в камеру.  Если бы они мешали, как Вы думаете, смог бы ли он стать еще более успешным сегодня, чем был до кризиса  2008 года? 

Я понимаю, Вы хотите найти ответ на вопрос, что делать тем, кто мается в России. Тем, кто хочет чем-то заняться. Деньжата у этих людей есть, но все как-то кисло. В политику соваться страшно. Вон Удальцова скрутили, деньги отнимают и отдают не сразу, законов новых напринимали, мало ли чего. Но хочется  чувствовать себя причастным к какому-нибудь положительному процессу. Деревьев, что ли насажать в округе? 

И за советом Вы пошли к  инвестору А.Мамуту. Не о деньгах конечно, советоваться, деньги для А.Мамута - это не главное, ведь это было бы так пошло, да? О хорошем и возвышенном. Потому что Стрелка - на что? 

Он Вам и советует. Вот что Вам предстоит сделать: 

+ противостоять "пошлости" .  Например, снятием с эфира 3/4 программ центрального ТВ?  вместе с руководством каналов, но совсем при этом не влезая в политику? 

+  "улучшать университеты" и "духовные продукты". Нынешние , читай, плохенькие, стали таковыми совсем не в результате политики последних 20 лет. Это оно само так отвлеченно поплохело.  Соответственно, и улучшать нужно не политику в области образования, искусства и здравоохранения, а "продукт" и всякую "духовность."  Как? смотри дальше:

+ читать детям книжки (я просто прослезилась в этом месте).

В общем, нужно растить нового человека для лучшего мира. Старые люди, что в наличии, не годятся. 

Помнится, одно время очень нужен был новый человек для строительства социализма после 1917 года,  а много позже -  для развитого социализма. Те "новые" тоже должны были стать чудными, моральными, порядочными, не пошлыми, возвышенными. 

"Человекоцентричность" , повторяете Вы за Мамутом. Забота о человеке. 

У меня только один вопрос: человекоцентричность  - чего?

НЕ политики? Впрочем, это вопрос риторический и в ответе, если честно, не нуждается.

Эту реплику поддерживают: Александр Янов, Lucy Williams

Думаю, я понимаю, что Вас задело. Это разница в подходе. Вы отказываете человеку в праве рассуждать о национальной идее на том основании, что он – фигурант списка самых богатых людей мира, инвестор, сделавший деньги, на Ваш взгляд, сомнительным путем. Я – не отказываю. Вы априори полагаете, что он говорит неправду, рисуется. А мне интересно расспросить его и составить собственное мнение. В том, что миллиардер, наживший деньги в России 90-ых, занимается культурными проектами, я не вижу ничего особенно поражающего. Это – способ удовлетворить потребности более высокого уровня, которые возникают после того, как денег становится достаточно. Кто-то коллекционирует живопись, покупает яхты и особняки, а кто-то создает политические партии или инвестирует в культурные институции. Мамут прямо говорит, что делает это из вполне эгоистических соображений,  «улучшая качество своей жизни». Мне такой подход понятен. Хорошо, когда личные амбиции человека сосредоточены на том, чтобы изменить окружающий мир к лучшему. К сожалению, сдать в Гаагский трибунал Эрнста с Кулистиковым мы пока не можем – хотя многим хочется. Зато можем создать свое пространство, где не будет вранья и пошлятины – журнал, телеканал, портал, «Стрелку». И постепенно это «здоровое» пространство расширять, наращивая мощности и влияние, собирая неравнодушных людей вместе. Когда этого влияния будет достаточно, можно будет переходить от изменений в культуре к изменениям в политике. В этом смысле мы с Мамутом, при всей разнице биографий и жизненных воззрений – союзники, исповедующие  принцип «улучшая в мире количество хорошего, я уменьшаю количество плохого». Не верить в наши благие намерения – Ваше право. Время покажет, кто прав. 

"Не верить в наши благие намерения – Ваше право"

Ни на минуту не подвергаю сомнению тот факт, что в Стрелке многим нравится проводить вечера. :)На сём и закруглимся.

национальная идея:

Идея простая: живи достойно, улучшай себя и пространство вокруг. Обогревай вселенную.

Понятно. А в чем и почему она русская? Мамут надел на нее кокошник или подрясник?

Кстати, по-еврейски мамут значит мамонт. Стоит ли в очередной раз искать русскую национальную идею у умного богатого еврея?

Сомневаюсь в возможности существования русской национальной идеи и целесообразности ее поиска. Но если русские пошли ее искать, значит им она нужна. Только искать ее стоит в своей среде, Извне национальные идеи не приходят.

Эту реплику поддерживают: Ирина Ткаченко, Lucy Williams, Алена Рева

А что,  господин Мамут разве не в России живёт?

а что, ищут РОССИЙСКУЮ идею?

Проживание еврея в России не делает его, слава Всевышнему, русским.

О!

Ищем русскоязычную национальную идею?

Велеречивым грекам импонируют богатые евреи.