Конкурс игрового кино назывался «Осенние премьеры». «Золотую ладью» — главный приз фестиваля — получил фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — очень сложная конструкция из игровых эпизодов, анимационных и документальных кадров, основанная на биографии и творчестве (в том числе рисунках) Иосифа Бродского. Исполнительница главной женской роли в этой картине Алиса Фрейндлих удостоилась специального приза жюри. Целых три награды собрала «психоделическая комедия» Григория Константинопольского «Кошечка». Приз за лучшую мужскую роль получил Михаил Ефремов, сыгравший в «Кошечке» роль женскую — стареющую балерину.

В самый разгар фестиваля в популярном кафе «Сова» в Старом городе впечатлениями от фестиваля поделился с проектом «Сноб» главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Конкурсную программу он назвал «неровной», а ее картины «плохо совместимыми»:

Дондурей ужинал с Андреем Хржановским, который ранее был замечен выходящим с просмотра фильма «Россия 88» в глубокой задумчивости.

Продюсер Елена Яцура, в отличие от Дондурея, осталась довольна программой, нашла, что «у фестиваля появилось новое дыхание», и назвала жюри «молодым и забавным».

Член «молодого и забавного» жюри, главная героиня фильма Николая Хомерики «Сказка про темноту» Алиса Хазанова рассказала нам, что почувствовала, впервые выступая в роли арбитра.

Художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов фигурировали на фестивале в качестве персонажей фильма Евгения Митты и Александра Шейна «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ». «Это документальное кино, но все равно там приходилось быть немного актером, — рассказал Дубосарский. — Перед тобой сидит оператор, человек держит палку с микрофоном. Должно пройти минимум полчаса, чтобы раскрепоститься, почувствовать себя свободным и наконец-то заговорить!»

Молодой режиссер Александр Шейн привез на фестиваль сразу три фильма. Кроме картины о Дубосарском и Виноградове (он был ее сорежиссером), он участвовал в продюсировании «России 88», а также монтировал «Беспорно» Александра Шапиро. Шейн надеется, что после фестиваля его немного «отпустит»: «Это три года моей жизни и три фильма. Наконец-то я их показал и надеюсь получить какую-то энергетическую компенсацию. Фильмы эти разные, объединяет их только то, что они все социальные и про сегодняшний день». Он объяснил, почему привез свои картины именно в Выборг.

Когда все призы были розданы и награды вручены, председатель жюри «Окна в Европу» Алексей Герман-младший объяснил проекту «Сноб», чем Выборг отличается от других фестивалей российского кино, и назвал картину «Полторы комнаты» «шедевром без каких-нибудь "но"».  

 

Павел Гриншпун