Уорхол в таком масштабе был представлен впервые: 45 его собственных картин, скульптур и фильмов и 100 работ других авторов разбиты на пять тематических секций. По словам организаторов, если один из главных показателей величия художника — количество его последователей, то Уорхол — одна из наиболее значимых фигур в искусстве за последние 50 лет. Тем не менее, его место среди великих деятелей искусства до сих пор подвергается сомнению. Цель выставки, по словам куратора Марлы Пратель, сравнить творчество Энди Уорхола и его преемников и дать возможность каждому посетителю составить собственное мнение на этот счет. Описать все, что было на выставке, вряд ли получится, поэтому остановлюсь на том, что запомнилось больше всего.

Осмотр начинается с секции «Новости дня: от банальностей до катастроф». В этой части выставки — перенесенные на холст вырезки из газет с новостями и фото с мест происшествий (Уорхол был помешан на несчастных случаях) и полотна с легендарной банкой супа Campbell. Культуру обыденности и консьюмеризма в Америке вслед за Уорхолом запечатлели Джефф Кунс, Роберт Гобер, Дамьен Херст и многие другие, чьи работы представлены здесь же. Удивительно выглядел арт-объект из разноцветных конфет, сложенных горой на полу в углу комнаты — сладости можно было брать и есть, что и делали посетители выставки. Автор этой композиции американец Феликс Гонсалез-Торрес провел таким образом параллель с человеком, больным СПИДом, жизнь которого тает на глазах.

Во второй секции «Портретирование: звезды и правители» были представлены портреты Мэрилин Монро, Марлона Брандо, Элвиса Пресли, Элизабет Тэйлор и Мао Цзедуна, которого Уорхол нарисовал больше двухсот раз. Тему лидера государства как «лица» своего времени развивали и другие художники: Джефф Кунс (бюст Людовика XIV), Люк Тёйманс (портрет Кондолизы Райс «Госсекретарь») и японский фотограф Хироши Сугимото, поместивший на холст фотографию восковой фигуры Фиделя Кастро.

В третьей части экспозиции были собраны эротические фотографии, картины и фильмы Уорхола и тех, на кого он повлиял: Нэна Голдина, Кэтрин Опи, Дэвида Хокни, Роберта Мэпплторпа, а также британского художника Дугласа Гордона с автопортретом «В образе Курта Кобейна, Энди Уорхола, Миры Хиндли, Мэрилин Монро» (1996 г.). Здесь же выставлялся знаменитый портрет самого Энди 1986 года, где на темном фоне проступает бледное лицо и бесформенный белый парик.

Четвертая часть объединила работы, сделанные на основе художественной обработки фотографий и на тиражировании изображений, от Моны Лизы до электрического стула. В пятой, последней и самой красочной части выставки, можно было посмотреть на ковер из вельветовых цветов Поли Апфельбаум, обои с персонажами известных брендов Такаши Мураками и воздушные шары Уорхола (знаменитая инсталляция «Серебряные облака»). Здесь же проецировались на экран фильмы, например, Райана Трекартана, который снимает короткометражки о себе в стиле домашнего видео для YouTube.

После экскурсии некоторые участники проекта решили обойти залы еще раз, уже самостоятельно. Анжелика Шамерина задержалась у полотен Синди Шерман, за творчеством которой начала следить после крупной экспозиции в MoMa в феврале этого года. «У Уорхола наибольшее впечатление произвели портреты», — сказала Анжелика. А Елена Рябова подытожила увиденное так: «Мне понравилась выставка своей концептуальностью, сведением воедино того, что делал Уорхол и те, на кого он подействовал».

Однажды Уорхол сказал: «Художник — это человек, который создает ненужные вещи, будучи уверен в том, что они необходимы». Выставка «Все об Уорхоле: 60 художников, 50 лет» суммирует то, без чего невозможно представить современное искусство, и помогает лучше понять идеи и работы современных художников.