Однажды первого сентября я подвозил в школу свою пятнадцатилетнюю падчерицу. Бедный ребенок за лето стосковался по общению; еще за полчаса до выезда в квартиру набилось около центнера разнообразных подруг. Это все, знаете ли, очень бодрит: молодость, чистая радость жизни, все впереди. И вот вся эта молодость набивается на заднее сидение машины, и мы едем в школу. Минут десять езды, от силы пятнадцать. Но прибыл я туда новым человеком. ОНИ РАЗГОВАРИВАЛИ. Все десять минут. Они говорили о том, что для них важно, и смеялись тому, что для них смешно. Десяти минут невразумительного чирикающего бульканья во второй октаве оказалось достаточным, чтобы убедить меня: никогда, никогда не смогу я стать педофилом. Как бы ни волновали мое порочное сердце ортопедические брекеты на зубах. Я лучше схожу к стоматологу и полюбуюсь ими прямо там, на месте. Я не могу разговаривать с ЭТИМ. Я не могу настолько умалиться, чтобы чирикать так быстро и таким пронзительным голосом, и моя душа не сможет соприкоснуться с их душами никогда.

Общение с Иным — это не просто тяжкое испытание; это иногда и попросту невозможно. Нельзя поговорить с муравьем: вы гораздо больше муравья и он вас боится. Нельзя поговорить со слоном: у него другие интересы. Нельзя поговорить с прокурором: у него другие интересы и он боится вас, а вы его. Да и с незнакомым человеком познакомиться и подружиться тоже не так уж просто: он живет в другом мире, который никогда не станет вашим. Как во френдленте: вы видите аватары друг друга, читаете реплики, но у каждого собственный дизайн страницы, вы для него «этот мужик», а он для вас «какой-то чувак».

И вот в недавней статье мы читаем о поистине эпохальном изобретении, позволяющем человеку общаться с теми, кто ни в чем на него не похож. Общение, правда, виртуальное (как мы сказали, другого у нас и не бывает). Но, по крайней мере, этот способ позволяет нам попасть во «френдленту» друг друга.

Смотрите, как это работает. Вы, к примеру, сидите у компьютера (на самом деле там был шлем виртуальной реальности, но это не важно). На экране — нечто вроде игры: вы управляете одной из человекообразных фигур в комнате. Вторая фигура вам не подчиняется — это Кто-то Другой. Ваша задача — подружиться. Но этот тип не очень вменяемый. Хорошо бы хотя бы приблизиться к нему. Причем не где попало, а возле картинки с Микки-Маусом, висящей на одной из стен. Каждое такое сближение приносит вам очко. А он, похоже, вас побаивается и ненавидит. Может быть, вы журналист, а он прокурор? Или вы слон, а он муравей?

На самом деле это не прокурор. Второй фигурой на экране управляет бегающая по клетке крыса. А вы, сами того не зная, управляете роботом (размером с крысу), помещенным в ту же клетку. На роботе смонтирована кормушка, то есть он для крысы не только страшен, но и чем-то привлекателен. Робот подманивает крысу к тому месту клетки, где по условиям видеоигры вам надо встретиться с вашим человекообразным партнером в виртуальной реальности.

В конце статьи помещены два видеоролика: один — о том, что происходит в крысиной клетке и виртуальной комнате, второй — со схематическим изображением движений персонажей. Непременно посмотрите, очень поучительно.

На самом деле опытов было два. В первом участникам объяснили, что против них играет крыса, и показали реальный сеттинг клетки. Во втором опыте условия изменились: участникам сказали, что теперь против них играет реальный человек в реальной комнате (его якобы и видно на экране). При этом их собственный аватар на экране был уже не человеческой фигурой, а изображением крысиного робота. Якобы участники должны сблизить свою тележку с реальным человеком. На самом деле человека не было: против них по-прежнему играла крыса. Интересно, что в первом варианте, когда испытуемые знали, что играют с крысой, но управляли человеческой фигурой, их результаты в игре были заметно выше. Во втором варианте, когда они думали, что общаются с человеком, но сами на экране были роботом-тележкой, успех был так себе.

Я не знаю, как интерпретировать этот факт, и авторы статьи ничего тут не подсказывают. Может быть, так: оставайтесь собой, и вы сможете подружиться даже с прокурором? Или так: не надо думать, что они тоже люди, это вам только мешает?

Данный экспериментальный дизайн открывает широкие перспективы для исследования крыс, людей и других малопонятных существ. С его помощью я бы мог, например, пообщаться с подругами падчерицы: мой аватар в их мире был бы существом с брекетами на зубах (это у них считается престижным) и визгливым смехом. А у меня на компьютерном экране эти существа выглядели бы как бородатые дядьки с чуть замедленными (специальной программой) движениями. Может быть, после долгой тренировки мы бы подружились. Я бы мог рассказать им что-нибудь важное — например, что морщины начинают появляться сразу, как только исчезают прыщи. А они мне рассказали бы что-нибудь про чистую радость бытия и каково это, когда все впереди. И, кстати, объяснили бы, что смешного в их тупых шутках.