Британская марка классической обуви John Lobb пригласила Пола Смита поучаствовать в создании новой коллекции
В модном мире не все подчинено рыночным законам. Пока отделы продаж и маркетинга все рассчитывают и рассчитывают, креативные директора то и дело пытаются привнести в свою работу нечто напрочь лишенное коммерческой составляющей.
Фасад лондонского бутика John Lobb украшают три королевские эмблемы, обозначающие, что королева, ее супруг и принц Уэльский – клиенты этого магазина
Так, Раф Симонс постоянно привлекает своего друга, художника Стерлинга Руби то для оформления магазина в Токио, то для создания небольшого набора одежды из денима или принтов для коллекции Dior, за кутюрную и женскую линии которой дизайнер отвечает с прошлой весны. Марк Джейкобс, креативный директор Louis Vuitton, вместе с другом-художником и дизайнером Стивеном Спраузом в 2001 году придумал по-хулигански разрисовать классические ткани Louis Vuitton размашистым граффити. Тогда коллекция дорожных сумок и аксессуаров разлетелась вмиг и была повторена в 2006 и 2008 годах – уже после смерти Спрауза. Пьер-Алексис Дюма, креативный директор Дома Hermes, который с 1976 года владеет маркой английской обуви John Lobb, давно дружит с одним из главных британских дизайнеров – Полом Смитом. Их закадычная дружба и любовь сэра Пола к обуви, сшитой на заказ, вылились в один небольшой, но яркий проект. С сентября этого года в магазинах марки John Lobb появились три модели ботинок (оксфорды, дерби и мягкие лоферы из замши) в цветах, характерных для коллекций Смита (бирюзовый, фиолетовый, зеленый, серый и другие). Получив возможность выпустить свою коллекцию вручную сшитой обуви, Пол Смит не стал менять в ней ничего, кроме цветового решения, – все-таки в John Lobb ботинками занимаются с 1866 года.
Более ста лет марка John Lobb делала обувь исключительно на заказ, и только в 1981 году появилась первая коллекция ready-to-wear
Новое здание мануфактуры John Lobb с 1994-го находится в английском Нортгемптоне, в сорока минутах езды на поезде от Лондона. Мастеров тут совсем немного – мануфактура производит всего 110–150 пар в день. На этаже раскройщиков стоят огромные короба с обрезками – в отходы уходит до половины шкуры, поскольку на производство ботинок идут только лучшие ее части. Вокруг этих коробов, столов и ухающих машин то и дело пробегает низенький усатый мужчина в твидовом костюме и замшевых монках цвета хаки. Это Андрес Эрнандес, креативный директор и директор по производству John Lobb. Он родился в Венесуэле шестьдесят лет назад, учился в католической школе на Карибах, а потом уехал в Великобританию, планируя стать учителем английского. Еще в университете, чтобы заработать на жизнь, он устроился подмастерьем к обувщику. В результате преподавателем он так и не стал, а вот обувь делает уже больше сорока лет. Когда Андрес начинает говорить о ней, в его глазах вспыхивает огонь, он тут же начинает бегать между станками, рассказывая, как простой кусок кожи получает выверенную форму, которую он чаще всего сравнивает с дизайном олдтаймеров. Объясняя, как родилась та или иная модель, он становится похож на ребенка с игрушкой в руке: ботинок, пересекающий гладь стола, и действительно напоминает какой-то игрушечный автомобиль. Он рассказывает, что был рад познакомиться с Полом Смитом, что за разговорами о том, что такое хорошая обувь, они провели целый день и что цвета Пола очень подходят марке John Lobb, чей логотип тоже жизнерадостного канареечно-желтого цвета. Пока Эрнандес рассказывает о британском дизайнере, в комнату-приемную, уставленную от пола до потолка образцами обуви, входит помощница Эрнандеса. Ему нужно ответить на пару писем.
Андрес не пользуется электронной почтой, вообще компьютером, мобильным телефоном и отрицает излишнюю быстроту жизни. Его компьютер – его верная помощница, а почтовое отделение – три стопки бумаги на столе: «срочно», «важно» и «неважно». Последняя – самая большая стопка, из которой бумаги уходят в корзину еженедельно. Для маленького человечка из Венесуэлы это лучшее доказательство того, что все технические новинки ему совсем ни к чему. Для создания эскизов ботинок на мануфактуре не пользуются никакими компьютерными системами моделирования, это фактически штучное производство, и без электроники можно легко обойтись. Покончив с письмами, креативный директор John Lobb мечтательно поднимает глаза, смотрит на потолок и говорит, что через пару недель он поедет в отпуск. Недавно он купил себе дом на одном из пустынных островков Карибского бассейна. Растягивая слова и не сводя взгляда с потолка, Андрес рассказывает, что там ничего не нужно, кроме плавок. Просто ложишься ночью на песок у кромки воды, слушаешь шум океана и рассматриваешь небо – именно там самые красивые звезды… Опуская голову, он тут же всматривается в бесконечные ряды ботинок у стены, с той же мечтательностью, что еще пару секунд назад представлял себе родные карибские звезды. Они, кажется, теперь уже совсем рядом, напротив.
Где-то внизу монотонно ухает пресс, за окном шумят грузчики, втаскивающие мебель в здание по соседству. Время застыло – и тут приходит четкое понимание того, что ботинки John Lobb созданы Андресом Эрнандесом для размеренной ходьбы. Для беготни уже давно изобретены кроссовки.С