СВопреки расхожему представлению о нашей внутренней «коллективизации», на самом деле, российское общество глубоко индивидуалистично: об этом свидетельствуют и заборы, которыми мы так любим отгораживаться, и отсутствие связей с соседями, и страсть к автомобилям как части личного пространства. Как вы думаете, если мы говорим о преобразовании территории через арт-кластеры, нужно ли учитывать эту особенность менталитета? И если да, то как?

Этот вопрос очень сложный — насколько сейчас это нужно людям, насколько они готовы к изменениям, к появлению новых общественных пространств? Безусловно, это надо учитывать. Когда мы идем к ArtPlay мимо заброшенных пустырей, помоек, мусора, сгоревших торговых палаток, мы должны понимать: это суровые реалии Москвы. Было бы неправильно жить в заблуждении и изолировать себя, мол, мы такие модные, успешные, прогрессивные, но все это в рамках нашего кластера, и абсолютно все равно, что происходит вне ArtPlay. Мы могли бы еще смотреть на власть осуждающе и думать как же так, город выглядит не так, как нам бы хотелось. Но правильнее было бы понять, что именно тогда, когда люди осознают необходимость совместной работы над преобразованием городской среды, когда две линии — креативная и общественная — сойдутся воедино, что-то сдвинется с мертвой точки. В этом смысле пример парка Горького вселяет оптимизм: место очень изменилось за короткое время, и горожане легко и быстро приняли эти перемены.

При этом я считаю, что противопоставлять креативный класс и обычных людей бессмысленно, потому что наш народ, в большей массе воспитанный на идеях социализма и патриотизма, готов к восприятию и изменениям общественного пространства. И я уверена, что скоро ожидания одних и других сомкнутся в единой, дружественной позитивной точке.

СКакая у вас стратегия по формированию нового пространства?

Если пройти по ArtPlay, можно увидеть многое из того, что осталось от завода. Мы это сохранили. Где-то остатки лестницы, старые балки, заводские рельсы от вагонеток, куски старой мозаики. Эти элементы важно чувствовать. Переосмысленный фабричный стиль выглядит очень изящно и заряжает энергией. Нам определенно повезло с местом. Оно дало нам возможность найти новые ходы и методы.

Наш генеральный директор Сергей Десятов — гениальный архитектор. Он обладает уникальным, точным чувством пространства и очень бережно реконструирует, реставрирует все то, что заложено в постпромышленной архитектуре. Когда мы имеем дело с огромными цехами, где по-прежнему чувствуется нескончаемая энергия, важно сохранить все детали, которые заложены изначально.

СУчтено ли в стратегии включение простых жителей в преобразования? Ведь главная проблема в России не в том, что нет креативных людей, а в том, что простые люди не уверены, что им это надо.

Нам небезразлично, что происходит вокруг. Мы общаемся с москвичами, которые живут рядом. Нам важно знать их мнение. Потому что о тебе могут никогда не узнать, даже если ты находишься в пяти шагах. Сейчас мы выходим за рамки нашего района, нашего второго по счету кластера(первый был на территории фабрики «Касная роза»). Наши соседи, «Винзавод», тоже этим занимаются. Художник Кирилл Кто расписал железнодорожный тоннель яркими, позитивными цветами и тем самым преобразовал ощущение места и само пространство.

СЕсть ли понятные быстрые схемы, как улучшить жизнь людей в городе? Вот говорят, что если покрасить дома разной краской, всем станет жить лучше, преступность уменьшится и так далее.

Согласна: если покрасить пять домов в разные цвета, это создаст ощущение глобальных изменений. В городе есть много хлама, повсюду ограждения, заборы, все друг от друга отгораживаются. Это выглядит чудовищно. Необходимо снести уродливые, заброшенные объекты, избавиться от брошенных машин, торговых палаток, гаражей-ракушек, жэковских будок — станет легче дышать. В центре надо меньше строить. Я против точечной застройки. Нужно сберегать архитектурное наследие. То, что произошло в лужковскую эпоху, мы до сих пор не можем исправить. Такого нет ни в одной культурной столице Европы. Нужен общий проект возрождения города при участии власти.

Мой рецепт такой: поменьше новостроя в центре, очистить город от всего ужаса и сохранить всю интересную старую архитектуру, там где она еще осталась, а также создать мини-парки Горького в каждом дворе. Чтобы качели не были опасны для жизни. Каждый должен начать с себя. Нужны инициативы снизу, от городских жителей.

СКогда мы говорим об изменении пространства, мы говорим именно об изменении самоощущения горожан. Что именно в голове у нас сидит такое, что надо исправить?

Я не художник и не врач, я арт-менеджер. Мы имеем дело с нашими горожанами, они наши посетители. Я бы не стала их «лечить». Мы имеем возможность предложить им какие-то дополнительные возможности: рассказывать и показывать то, что не укладывается в привычные рамки восприятия, заниматься образованием широких масс. Мы должны показать людям что-то новое, чтобы у них появилось представление о том, что такое современное искусство. Я чувствую, что люди готовы это принять, просто они не в курсе, что такое есть. Когда горожане сталкиваются с чем-то новым, они довольно позитивно это принимают. Так что нужна популяризация и пропаганда современного искусства во всех общественных слоях. У меня есть подозрение, что наши соотечественники этого очень хотят. Согласно опросам, 70% москвичей считают, что ведут культурный образ жизни. Это крутой показатель, они готовы к этой теме.С