Дело было в Ницце пару недель назад. Журналистов съехалось видимо-невидимо: смотреть на новый «кваттропорте».
А пока машину не выкатили, журналисты накачивались алкоголем в баре и, чтобы ненароком не подраться, говорили на нейтральную тему. У журналистов, которые пишут про крутые тачки, нейтральная тема обычно такая: что заставляет человека покупать автомобиль ценой в полтораста тысяч евро?
В случае нового Quattroporte у темы был интересный аспект: накануне презентации по кулуарам пронеслась злая сплетня, что якобы этот самый Quattroporte под капотом и днищем совершенно не отличим от Chrysler 300. Ну, выразимся корректнее: сделан на той же платформе.
«Кому нужен один “крайслер” по цене четырех?» — вопрошали самые злые журналисты, у которых во время перелета Москва — Ницца затекли ноги и шея. Те же, кому в самолете достались удобные места, вроде меня, были настроены добрее. Почему бы и нет? Если отделать салон дорогущей кожей, прошить ее вручную и прилепить знаменитый трезубец, лично я готов смириться с некоторой инженерной вторичностью. Я даже буду ей рад.
В конце концов, про «крайслеры» автомеханики мира знают все, «крайслеры» не таят сюрпризов. Я не привык ценить в автомобилях сюрпризы, даже если вы назовете их красивым словом «эксклюзив». Я лишь обрадуюсь, обнаружив внутри «ягуара» Ford Mondeo, а в сердцевине Bentley — добрую душу «фольксвагена». Надежность серийной машины плюс престижный шильдик на капоте, плюс дизайн и комфорт, конечно. А то, что распредвал «ягуара» не выточен зазубренным напильником умельца-одиночки из Касл-Бромвича, а приехал с фордовского завода в Южном Уэльсе, внушает мне дополнительную уверенность.
Но мы знаем и другой подход к крутым тачкам. Мы видели, как гордятся их владельцы такими экзотическими поломками, о которых унылые драйверы «мондео» и «камри» забыли еще в прошлом столетии. Им нравится, когда под эксклюзивным логотипом скрывается эксклюзивное содержание, пусть и спорное с инженерной точки зрения. Я и сам знаком с человеком, с гордостью рассказывавшим всем, что продал один из своих «рейндж-роверов», чтобы на вырученные деньги починить другой. Интересно, как он выбрал, какой продать, если из обоих выпадали на ходу топливные насосы?
...Не-не-не, сказали журналистам итальянские ребята из Maserati. Вы говорите дело, но повод выбрали плохой. Потому что внутри Quattroporte никакого «крайслера» нет (ну, если не считать чепухи вроде электропривода оконных стекол). В ней все новое. Новые битурбированные моторы. Новая восьмискоростная коробка. Новая подвеска. Новый полный привод. Эксклюзив.
Эксклюзив стоял за окном отеля и, как подобает, приковывал взгляд совершенством форм. Затем эксклюзив рванул с места, чутко реагируя на микронные движения педали газа, и в течение трех часов на удивление ловко вправлял свою шестиметровую тушу в серпантины Южного берега Франции. Салон заполняли сладостные обертоны, источаемые динамиками стереосистемы Bowers & Wilkins.
А потом наш эксклюзив представил окончательное доказательство того, что он нисколечко не «крайслер». Это случилось на поливаемой осенним дождем набережной, где у нашей бронзовой, отделанной изнутри светлой кожей Maserati на ходу заклинил ручной тормоз. К счастью, на небольшой скорости, а то быть бы нам героями вечерних выпусков новостей («Авария года на французской автостраде! Кровавое месиво из 50 машин!»). Протащившись юзом несколько метров по влажному асфальту, машина встала и больше уже никуда не поехала. С «крайслерами» такого все-таки не случается.
Разумеется, именно эксклюзив подвел наших итальянских друзей, поспешивших выкатить на тест недоделанную машину. Конечно, к весне, когда начнется прием заказов на новый Quattroporte, проблемы с ручным тормозом устранят (отчасти благодаря нам, самоотверженным испытателям).
Упромыслят, будем надеяться, и другие странности, вроде неплотно прилегающих пластиковых крышек электроприводов боковых зеркал или очень странной ручки багажника, прикрученной к дорогой обивке двумя обескураживающе трогательными крестовыми саморезами. Сделают что-то с лязганьем дверей. Приделают к машине, надо полагать, и полный привод, заявленный в пресс-релизе, но до Ниццы отчего-то не доехавший. Эксклюзив останется, но лишь в хорошем смысле.
В хорошем смысле к весне потребители получат суперавтомобиль. Самый быстрый в мире седан (максимальная скорость 307 км/ч). Самый большой автомобиль в своем классе, и при этом на 100 кг легче предыдущей модели (60% алюминия). Новые V-образные двигатели (восьмерка и шестерка) с двойным турбонаддувом. Полный привод (тот самый, легендарный) с распределением момента от 50/50 до 100/0. Это для тех, кому интересны инженерные подробности. А те, кому они неинтересны, могут просто посмотреть на фотографии. Это очень красивая машина.
У Quattroporte история долгая, но небогатая событиями. С 1963 года сменилось всего-навсего пять поколений. Первая модель была выпущена в количестве 700 штук. Вторая (1974 года) — всего несколько дюжин. Модель 2013 года будет выпускаться в количестве 135 машин — в день. И это потому, что автомобилестроение сегмента luxury перестало быть игрушкой и стало бизнесом. А в бизнесе надо завоевывать свое место, и чем агрессивнее, тем лучше. Потому и спешат фиатовцы выкатить на тест не совсем готовую модель: в этом деле потерять темп — значит потерять рыночную нишу и, в конечном итоге, деньги.
Для завоевания места под солнцем на рынке крутых тачек марка Maserati для группы Fiat — настоящее сокровище. Благо кроме своих фирменных спортивных купе отметилась она в истории и люксовым седаном Quattroporte — Porsche-то пришлось изобретать свою «панамеру» с нуля.
Но «самым быстрым в мире седаном» планы марки не ограничиваются. В планах — снять свои сливки со всех сегментов. Включая рынок люксовых кроссоверов. Если Porsche можно, почему нам нельзя?
Любознательному потребителю остается решить задачу наподобие тех, что обычно предлагаются в тестах на IQ. Дано: модели Porsche Carrera, Panamera, Cayenne. А в следующем ряду — модели Maserati: GranTurismo, Quattroporte... продолжите ряд. Можно даже нарисовать, как эта штука будет выглядеть спереди. Это несложно: видимо, акулью пасть с трезубцем непросто было нарисовать в первый раз, но уж присобачить ее к SUV сможет даже первокурсник дизайнерского факультета.
К нам, мокнущим под зимним средиземноморским дождем возле намертво вставшей машины в ожидании аварийной бригады, подкатил французский полицейский. Объяснили ему, в чем дело. Парень обошел обморочный Quattroporte по кругу на один раз больше, чем требовалось по полицейской инструкции. «И как?» — в его вопросе не слышно желания поддеть, ему правда интересно. «Великолепно!» Понимающе, без иронии кивнул. Эту машину вполне можно назвать великолепной. Даже если она сломается и вы будете, как идиот, полчаса ждать аварийку на пустой и мокрой набережной. Зато в этом случае у вас будет интересная тема для разговора за вечерним стаканом коньяка. А если машина окажется безотказной, вы найдете другие темы, не мне вас учить искусству светской беседы, если уж у вас нашлось полтораста тысяч евро на Maserati Quattroporte. Явно ведь восхищенный взгляд французского мента — не единственная ваша радость в этой жизни.
Вот такими соображениями о рынке элитных автомобилей мы с коллегами обменялись на мокрой набережной Ниццы. Теперь читателю остается рассматривать фотографии и цокать языком. Ребятам из Fiat Group будет приятно, а я бы хотел хоть чем-то их отблагодарить, намекнуть, что не таю обиды. Они старались. Они сделали нам очень красивую штуку, которая украсит наш скучный мир «камри», «крайслеров» и «мондео». А иногда, возможно, даст повод для застольной байки.