Катерина Мурашова /

17621просмотр

Случай на уроке литературы

В посленовогодние дни мне несколько раз, в разных блогах «Сноба», с разными умными людьми довелось беседовать о том, какое место в реальной жизни занимают наши взаимоотношения с выдуманными, литературными персонажами. Понятно, что в большинстве случаев все это идет из детства и юности, когда чувства бурлят, а реальная жизнь еще бедна «настоящими» (как кажется ребенку, подростку, да и окружающим его взрослым) событиями. В связи с этим мне вспомнился случай из моей собственной юности. Случай давний, но почему-то он все еще тревожит меня, что-то в нем еще остается для меня неясным. И мне важно и интересно, каким увидят его участники проекта

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Школа, в которой я училась, была вызывающе «дворовой», и по уровню образования, как я теперь понимаю, — можно и хуже, да некуда. Но мне в ней было вполне комфортно и все нравилось. К десятому классу я оказалась практически недосягаема для критики учителей, так как очень хорошо училась (в нашей школе это было нетрудно) и активно занималась «общественной работой». Что они могли мне предъявить? Фактически ничего. Однажды классная руководительница сказала мне, что мои длинные и действительно отвратительные ногти, накрашенные бесцветным лаком за 17 копеек, в котором была растворена красная паста из шариковой ручки (другого лака в то время купить было нельзя), не сочетаются с образом комсомолки, чей портрет висел на школьной доске почета под заголовком «На них мы равняемся». Я кротко согласилась, встала на скамейку, вытащила свою фотографию (она мне все равно не нравилась) из специального кармашка и со словами: «Пусть не равняются, не очень-то и хотелось» — порвала ее на мелкие клочки.

Но наша учительница литературы была, можно сказать, передовой по тем, «застойным», временам. Она не любила Маяковского и упоминала в своих рассказах не включенные в программу литературные произведения.

На том памятном уроке мы проходили «Алые паруса» А. Грина. Никаких дискуссий повесть не вызывала. Мои одноклассники и особенно одноклассницы охотно и согласно говорили о романтической Ассоль, душевно и телесно неподвластной окружающей ее скучной и некрасивой атмосфере рыбачьего поселка. А рыбачки, мерзкие и тусклоглазые, еще и смеются над ней… Разумеется, прекрасная девушка заслужила ожидающую ее награду — Алые Паруса приплывут к тем, кто ждет и верит!

Я долго сидела, задумавшись, потом подняла руку.

— Ее отец делает и продает игрушки, — сказала я. — Они живут вдвоем, и ей фактически не нужно вести хозяйство. К ее порогу не привозят дурно пахнущие рыбачьи сети, которые каждый день по несколько часов нужно разбирать руками. Потом рыбу нужно продать, или засолить, или высушить. И все — волосы, дом, руки — пахнет гниющими водорослями и рыбьими внутренностями. А еще нужно носить воду, стирать одежду мужчин-рыбаков, мыть полы, чистить, потрошить и жарить ту же самую рыбу на обед, завтрак и ужин… Ах, Марья Петровна, вы призываете нас презирать гриновских «толстоногих рыбачек» — за их некрасивость и неромантичность? А кто же мы сами? Кто вы? Ребята, да взгляните же получше! Вы просто слепы, вас водят на веревочке, вы повторяете раз за разом то, чего от вас ждут… Но зачем нам презирать самих себя?!

Учительница молчала. Класс тоже сначала замер, не очень-то понимая, с чего я, собственно, завелась. Мне Ассоль не нравится? Нравятся «толстоногие рыбачки»? С чего бы это? Но немногим позже одноклассники, пошевелив как следует носами, почувствовали отчетливый запах «подросткового бунта». Да какая разница, кто там с чем не согласен! Все не так, как нам, молодым павианам, говорят старшие — вот в чем дело!

— Да, Мурашова права! — встал мой одноклассник, чемпион района по самбо. — У них жизнь по-настоящему тяжелая, а ей — вольно же придуриваться…

— Действительно! — выкрикнула с места тщедушная некрасивая троечница. — Почему всегда все только красивым? Это нечестно!

— И Грей эти деньги вообще не заработал!

— А она сама-то хоть раз в жизни кому-нибудь по-настоящему помогла?

Мы жили и росли в пролетарском районе — Конный рынок, коммуналки, проходные дворы-колодцы, путаница Советских (бывших Рождественских) улиц. Классовая солидарность полезла изо всех щелей. Всем было жалко толстоногих рыбачек и тяжело работающих рыбаков. В классе почти витал рыбный запах. Все кричали наперебой.

— Замолчите! — громко сказала учительница и встала из-за стола.

Все замолчали. Не потому, что испугались. Всем было просто интересно, что она теперь скажет. Одна — против стада молодых павианчиков, уверенных в своей правоте.

— Что ж вам сказать, дорогие мои… Вот она, — учительница указала на меня рукой, — очень ловко развела вас всех. Мы говорили о чудесной повести, и вы почти видели Алые Паруса, они почти вошли в вашу жизнь. Но она вернула вас в вонючий поселок, заставила вас жалеть… кого? Выдуманных писателем Грином людей? Да конечно же, нет — себя, таких, какие вы есть и какими, скорее всего, станете. Вот вы тут орете, возмущаетесь, практически сорвали мне урок… а ради чего? Ради ее обмана?

— В чем же обман? — мрачно насупившись, спросил самбист.

— Да в том, дорогие мои, что она как раз и есть та самая Ассоль. Она-то, хитрая лиса, которая сейчас вас на весь этот крик подняла, теперь, заметьте, уже давно молчит… А пройдет еще совсем немного времени, и она уйдет куда-нибудь совсем далеко отсюда, от вас, от этой школы — в свою биологию, литературу, науку, экспедиции, к своим Алым Парусам, а вы… на такие дешевые вещи ведетесь… Эх вы…

Самбист молчал, сжимая огромные кулаки и пытаясь осознать сказанное. Тяжело молчали и все остальные.

Я сверлила глазами учительницу, но не знала, что ответить. В тишине, громко хлопнув крышкой парты, я выбежала из класса. Почти сразу мне вслед прозвенел звонок.

Мои одноклассники почти мгновенно вытряхнули из памяти этот случай, как собаки, вышедшие из реки, стряхивают воду со шкуры. Я же, с ощущением оглушительного поражения, помню его до сих пор, и так и не поняла до конца: были ли там, тогда, правые и виноватые? И что это вообще было?

Теги: дети
Комментировать Всего 116 комментариев

Ну если проводить аналогии с павианами - то и было - взросла умудреная жизнью павианиха выиграла борьбу за территорию на тех булыжниках, которые были предложены юным соперником, желавшим перетянуть лидерство в стае на себя.

Надо отдать должное этой учительнице, она, имхо, поступила грамотно. 

Я так подозреваю большинство учителей в своей дааааалеко недворовой школе, что за это минимум бы выгнали из класса. Не говоря уж про ногти - вызвали родителей, пригрозили исключением из комсомола. А за вынимание фоты из доски, из школы бы выгнали.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Лен, в том и было преимущество дворовой школы - КУДА из нее выгонять?! При этом почти отличницу и председателя школьного учкома? У нас же тогда было обязательное среднее образование...

То, что она  выиграла, это я и тогда поняла. Но - чем? Манипуляцией или правдой?

То, что она выиграла, это я и тогда поняла. Но - чем? Манипуляцией или правдой?

Катерина, кроме манипуляции и правды есть еще вариант - искреннее заблуждение.

Кстати, я не вижу то, что произошло как борьбу учительницы с Вами: ситуация дала ей возможность обратиться к разуму остальных учеников и побудить их к осознанности!

есть еще вариант - искреннее заблуждение.

Люси, простите, я не поняла. Кто заблуждался, по-Вашему, - учительница, я или весь остальной класс? И в чем было заблуждение?

есть еще вариант - искреннее заблуждение. Люси, простите, я не поняла. Кто заблуждался, по-Вашему, - учительница, я или весь остальной класс? И в чем было заблуждение?

Катерина, Вы говорите об учительнице, которая "выиграла" конфликт с Вами, обвинив Вас в хитрости (т.е. манипуляции) :

"Она-то, хитрая лиса, которая сейчас вас на весь этот крик подняла, теперь, заметьте, уже давно молчит…".

Вы размышляете, был ли этот выигрыш за счет обнажения правды (ситуация, когда Вы - манипулятор и она права, "выведя Вас на чистую воду") или манипуляцией ( Вы чисты в своем порыве, а она умышленно обвинила Вас в хитрости, чтобы "выиграть" конфликт).

Я говорю, что есть и третий вариант ( Вы не хитрите, а она уверена, что Вы манипулируете классом и "обличает" Вас).

Выигрыш

Я не рассматриваю это как проигыш Вас в сравнении в выигрышем учительницы.

Вас в тот момент, она имхо "щелкнула по носу". Это допустимо по "правилам игры". Но при этом она воспользовалась ситуацией (осознанно или нет это уже второй вопрос) для проведения "краткого сеанса групповой парадоксальной терапии". То, что Вам это вреда принести не могло, думаю, ей было очевидно. Вы и сами признаете, что были неуязвимы. А вот для окружающих это была - пусть небольшая - встряска. Был шанс, что кто-то услышит не "она одна умная, вы все дураки", а "смотрите, можете тоже подняться на уровень, на который сами захотите - вот она же поднялась".

По крайней мере мне бы хотелось, что из возможных интерпретаций описанной ситуации моя версия оказалась правильной. Что-то я последнее время в кремлевсакие мечтатели заделалась :-)

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова, Лариса Новицкая

Лен, насчет "проигрыша-выигрыша" это, конечно же, субъективно. Мы же не можем у учительницы спросить, может, она потом тоже до вечера валокордин пила, потому что у нее ТОЖЕ было ощущение поражения - ведь в какой-то момент весь класс встал против, да и потом ее-то "правоту" и даже правомерность "краткого сеанса" никто обратной связью не подтвердил...

И у меня было еще ощущение, что, может быть, она вообще все это время сама с собой разговаривала... Что тут вся эта подростково-павианья динамика не только кульминационная сцена "Театра" Моэма, но и сцена для чего-то экзистенциального...

сама с собой говорила

Ну такое ощущение вообще очень часто много от чего и от кого складывается :-)

Почему-то у меня сегодня "поддержалки" вообще не ставятся :(

И отредактированные комменты просто исчезают :((

Да, сайт сегодня глючит. У меня отредактированные комменты показываются как "коментарий удален". Но потом они-таки оказываются, где положено. Но неотредактированными :-)

Ага, ага, я даже перестала редактировать, чтобы не пропадали. Хотя вообще-то очень не люблю орфографические ошибки :))

Ну вот, Катерина, Ваше признание послужило триггером на весь мир - у меня теперь и поддержалки тоже не работают! :-)))

что это вообще было?

я думаю, учительница права: это было желание подрастающей Ассоль, уверенной, что никогда не станет рыбачкой, поиграть в рыбачку )

гораздо интереснее, что бы Вы, Катерина, сегодня сказали этим детям про повесть Грина?

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Я бы не стала разбирать с детьми повесть Грина, именно потому, что я не знаю, что им сказать, а врать не хочется. Я все понимаю про замысел автора, но ведь по-прежнему именно так и думаю про рыбачий поселок и буквально вот намедни (что и послужило поводом для написания этого поста) в дискуссии с Леной де Винне фактически защищала не только "поющий пролетариат" из "Собачьего сердца", но и даже Шарикова со Швондером :))

Я бы не стала разбирать с детьми повесть Грина, именно потому, что я не знаю, что им сказать, а врать не хочется.

Катерина, но ведь не обязательно выдавать старшекласникам истины, в которых уверен - можно просто вместе поразмышлять.

Ведь в жизни  много неоднозначных ситуаций на которые не найти 100% ответы!

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

Согласна. Но вопрос Елены был:

" что бы Вы, Катерина, сегодня сказали этим детям про повесть Грина?"

Если бы я присоединилась к уже идущему обсуждению, я рассказала бы вот эту самую историю (самое яркое переживание, которое было в моей жизни по поводу этой повести). Но если бы мне нужно было вести (модерировать) разговор - я бы отказалась.

ну, не в повести тут дело, а в том, чтобы давать надежду или нет

"врать не хочется" - тогда как в блоге про Деда Мороза кто-то предложил: давайте в 2 года раскажем, откуда берутся дети и раздадим презервативы?

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Не, Елена, я не предлагаю раздать двухлетним детям презервативы, и не стала бы этим заниматься. Но сказать "не знаю" на вопрос о существовании Деда Мороза я имею право?

Но вот интересно, как Вы это увидели. Кто давал и кто отнимал надежду в этой истории? Шестнадцатилетняя девочка? Учительница? Кто? И у кого?

Катерина, то есть вы тогда искренне жалели рыбачек? Только вы сами можете ответить на этот вопрос, а значит, и на вопрос "что это было" вами и учительницей. Если вы фальшивили и манипулировали одноклассниками, а она это почувствовала, то она "выиграла". А если вы были искренни в сочувствии рыбачкам, то учительница зря на вас набросилась. Каждый имеет право интерпретировать литературное произведение как хочет. Кому-то нравится Асоль, кому-то рыбачки.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

В тот момент я несомненно была совершенно искренна в сочувствии к рыбачкам (но с другой стороны, помните ли Вы, как подростки умеют себя "заводить"? :) Впрочем, отчасти мою искренность подтверждает повод, который заставил меня вспомнить эту историю - спустя тридцать с лишним лет в блоге у Лены де Винне я жалела Шарикова и "поющий пролетариат" также абсолютно без "задней мысли" :))

И я совсем не уверена, что это была именно жалость. Что-то другое все же, мне кажется...

Может быть. Но я была тогда не очень эмпатийной вообще-то (как и большинство подростков). Скорее, тревога - что-то здесь еще есть, и оно не такое, как нам говорят, и это важно, обязательно нужно понять, чтобы построить, изменить жизнь к лучшему... 

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Катерина, а откуда ощущение оглушительного поражения? Я насколько помню школу, это было б ощущение триумфа?-) Тем более, что Вы такая победительная были в школе? А вообще, удивительна реакция учительницы, даже не верится, что такое было возможно.. они ж не могли говорить правду, вообще не могли?

Преимущество дворовой школы, Ирина. У нас в общем-то можно было говорить правду, если хотелось (мало кому хотелось и мало кому вообще до этого было дело, это дело другое :)). Это было ОЩУЩЕНИЕ поражения. Я не могу Вам это объяснить, может быть, номер был как раз построен на контрасте с моей обычной школьной неуязвимостью. А здесь было ощущение, что меня просто размазали... И я вот чего до сих пор не поняла-то: за дело размазали или - просто так, от наличия жизненного опыта и скуки?

Ни то, ни другое. Вы видите одноклассников и себя, рыбаки-рыбачки и Ассоль, а кто учительница? Она о своем говорила, рыбачка она, но была ли она Ассолью? Если ощущение поражения есть, то это, я полагаю, случай с Вашей эмпатией, Вы почувствовали горечь учительницы, ее гнев, причем не на Вас и одноклассников, а на жизнь, которая суть путь поражений..

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

Она о своем говорила,

Да, Ирина, скорее всего так и было. Но был еще и класс. Что почувствовали они? Сначала вот этот подростковый протест - все равно против чего, это мне понятно. А потом? Я даже толком не знаю, зачем мне нужно это знать, но зачем-то нужно...

От совестливости Вашей! Вот отчего Вам нужно знать про класс, жалко рыбачек, Б-г не поровну раздал, а человек совестливый мучается, что ему больше и неловко от этого, и других жалко.. По отношению к классу терапия унижением со стороны  учительницы мне кажется нечестной, она ж понимала, что кто-то задумается, а большинство-хоть задумается, хоть нет-ситуация не изменится. И как взрослому человеку ей это было очевидно, но она транслировала свое разочарование жизнью, некорректно! Но Вам она преподнесла подарок-для личностного роста необходимый-) 

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

Странный подарок. Буду думать :))

Тоже было ощущение некорректности. Но откуда? Я высказывала свое мнение о трактовке литературных образов. Все нормально? Класс со мной согласился, по-подростковому увлекся протестом. Тоже все правильно? Учительница довольно ловко предотвратила срыв урока (ни на кого не нажаловалась, не кричала, все сделала на рацио). Опять же все в норме...

Потому что у учительницы несопоставимо больше прав, она сильнее, она не директора школы "отшлифовала", а младших по званию-) А это некорректно, то есть нечестно и недостойно-проявлять жесткость по отношению к тем, кто сдачи не даст, не сумеет. Она не с равными "сразилась".

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

Нет, Ирина, оно точно не здесь. Это, пожалуй, скорее к блогу Алены про старость :))) - в 10м классе я не чувствовала себя слабее учителей, и сдачи могла дать хотя бы потому, что "секла поляну" в чем-то уже лучше чем они, пропитанные старыми страхами, которых я просто по возрасту не застала. Мы - класс юных павианчиков со мной в качестве организатора протеста - были не слабее ее, и она это знала. Все, что смогла сделать школа впоследствии (по поводу моих выкрутасов) - не дать мне золотую медаль. За это я ей жутко признательна - благодаря этому в моей жизни были потрясающе интересные этапы, которых с медалью бы точно не было (я бы сразу поступила в институт).

Так Вы "по морде"  и не получили, получили те, кто сдачи дать не мог?-) Унижению противостоять очень трудно, тут количеством "павианчиков " не возьмешь, каждый переживает "сам на сам" и единым фронтом не ответишь? То есть ответить можно, но "лидера отсекли",и он сбежал, без лидера сопротивление почти невозможно-)

Да, да, то есть 1) возможно все-таки была манипулятором 2) сбежала, то есть предала тех, кто "пошел за мной". Что-то такое смутно вспоминается ленинское про социал-демократию, которая сразу же, если что,  сбежит и всех предаст... :)))

П.С, Но ощущение "по морде" все же было и у меня. Может, я все-таки до сих пор переживаю удивление, что учительница оказалась так "подговлена" и я ее недооценила? Или все же интеллигентское (откуда - тогда?!) ощущение "предала народ"?

Да, да, то есть 1) возможно все-таки сама была манипулятором 2) сбежала, то есть предала тех, кто "пошел за мной". Что-то такое смутно вспоминается ленинское про социал-демократию, которая сразу же, если что,  сбежит и всех предаст... :)))

П.С, Но ощущение "по морде" все же было и у меня. Может, я все-таки до сих пор переживаю удивление, что учительница оказалась так "подготовлена" и я ее недооценила? Или все же интеллигентское (откуда - тогда?!) ощущение "предала народ"?

Катерина versus Ассоль:)

Катерина, а мне не видится удачным сопоставление Вас с Ассолью.

Вам Ваше будущее принадлежало - не знаю, по праву ли социального происхождения, способностей, личной мотивации и упорства, но оно было Вашим собственным (подаренным родителями или врожденным-неважно).

А в Ассоли ИХМО главное - ее ожидание того, что произойдет чудо, и прийдет другой человек - мужчина, и возьмет ее в иной мир, изменит ее жизнь. А ей нужно лишь ждать этого момента и сохранить себя ( тут я нисколько не иронизирую, в некоторых обстоятельствах сохранить себя не легко).

Да я тоже как-то никогда себя Ассолью не чувствовала :)))

Но том был момент: "остаться в поселке" "не остаться в поселке". Где-то тут была черта, мне кажется.

Вам Ваше будущее принадлежало

не больше, чем Ассоль её - ведь рыбачкам в детстве тоже сказки рассказывали. но они выросли и сказали: ну и чушь!

все думают, что основной Грей - от него зависит: приплывёт/не приплывёт

но если бы Ассоль (совершенно справедливо с точки зрения теорвера) вслед за всеми сказала: ну и чушь, то откуда бы Грей узнал про алые паруса? ;)

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Liliana Loss

Нет, нет, я никогда не считала, что основной Грей. Основные - Ассоль и окружающая ее среда (с точки зрения теории Мясищева :)))

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

не больше, чем Ассоль её - ведь рыбачкам в детстве тоже сказки рассказывали. но они выросли и сказали: ну и чушь! но если бы Ассоль (совершенно справедливо с точки зрения теорвера) вслед за всеми сказ

Лен, для меня тут дело не в парусах: если ни эта сказка, ни этот символ - был бы другой. А можно и вообще - без символа: Грей просто... ну, пригласил бы ее поужинать!:)))

Для меня суть в том, что она не приняла той унылой жизни, которая ей предназначалась, а упорно ждала случая ее изменить, и даже имела четкую идею как это произойдет ( придет мужчина и предложит ей жизнь лучшую). И так, конечно, бывает.

А Катерина использовала другой вариант - сама ушла в эту лучшую жизнь.

Вот так как то.

вообще - без символа: Грей просто... ну, пригласил бы ее поужинать!

да ладно!

"без парусов" Грей бы спросил:

- А кто это там спит на полянке?

- А это наша рыбачка Соля - выпила после удачной продажи рыбы...

всё равно пригласил бы? ;)

А это наша рыбачка Соля - выпила после удачной продажи рыбы... всё равно пригласил бы? ;)

Нет, голубчик, Ассолью, ИНОЙ, оставаться необходимо! Не выйти замуж за пьяного рыбака или богатого старика, не быть как все, не пить водку, не сквернословить, не.... много всяких "не". И тогда Грей - тоже ИНОЙ тебя оценит.

А вот паруса и сказки - для меня тут совсем не обязательные атрибуты.

Поддержка не ставится, но поддерживаю

История  потрясающая) По-моему,  её   надо  рассматривать   не  как   чью-то  победу   или   поражение,   а   как  пример   борьбы   за  существование, за   признание   своей  силы      -   у   Вас  молодая,  здоровая,   целенаправленная  энергия,   у  неё   -  опыт  ставить  на   место   умных,  не  признающих  её  авторитета  учениц. 

В  жизни  всегда  будут  и  рыбачки,   и  ассоли.  И  не  факт,   что  рыбачки  всю  жизнь   будут    пахнуть  рыбой,  а   ассоли   дождутся   своих    алых  парусов. 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Лариса Новицкая

Лилиана, но был еще класс - и это меня, наверное, все-таки больше всего тревожит. Если бы мы просто пикировались с учительницей, допустим, я после урока загрузила ее своей трактовкой повести, а она бы меня "срезала" - тогда да, борьба и ладно. Я не поняла тогда и не понимаю теперь их окончательной реакции, а это понимание, как мне кажется, почему-то важно для моего мировоззрения.  

Мне кажется, что учительница решила таким образом повернуть ситуацию в свою сторону, от Вас ведь не убудет, Вы и так успешны,  а класс мог пойти за Вами, а это уже бунт!

Уж слишком ловко, слишком быстро, слишком пронзительно она это сделала, Надежда! Как будто готовилась много заранее, но ведь этого быть не могло (нельзя, никак нельзя заранее предположить, что в дворовой школе какой-то шестнадцатилетний придурок полезет развенчивать гриновскую Ассоль и жалеть толстоногих рыбачек)... Почему же тогда? Действительно говорила о своем? 

Почему же тогда? Действительно говорила о своем?

Катерина, моя версия - переживала за будущую судьбу своих учеников, и "выдала" правду в состоянии эмоционального неравновесия.

Вы были лишь толчком, она не метила в вас, а случайно задела рекошетом.

Вы же, вспоминая, естественно ставите себя в центр ситуации.

Переживала за нас? За всех, кроме меня? Или за меня тоже?

Переживала за нас? За всех, кроме меня? Или за меня тоже?

За тех, чье социальное будущее ей виделось несладким. Насколько я понимаю, Вы были звездой, и за Вас ей волноваться оснований не было.

Думаю в состоянии стресса ( она на класс и Вас лично разозлилась) ее фокус был на других учениках, романтизирующих свое неприглядное будущее, и она просто пренебрегла Вашими интересами, не стремясь, однако, умышленно причинить Вам боль - думаю, это было побочным эффектом ее призыва к "неблагополучным" ученикам.

Погодите, Люси, тут не сходится. Я же открыто сказала: МЫ ВСЕ "поющий пролетариат", "толстоногие рыбачки", а вы призываете нам презирать нас же самих! И со мной согласились! Никто тут никого не романтизировал. Наоборот. А уже потом она противопоставила меня (или себя?) классу. И класс она призывала как раз проникнуться романтикой гриновской повести, хотя бы на минуту насладится "золотым сном"...

Погодите, Люси, тут не сходится. Я же открыто сказала: МЫ ВСЕ "поющий пролетариат", "толстоногие рыбачки", а вы призываете нам презирать нас же самих! И со мной согласились!

Но учительница же знала, что кем бы Вы себя не назвали, "рыбачкой" Вы не являлись!

Вы же были звездой - с хорошим будущим, иным, чем у остальных. Она не могла этого не видеть.

Люси, мы, наверное, расходимся в трактовках. Я чувствовала себя "как все" и, правда, не знаю, что "видела" учительница. И в любом случае будущее расставило все по своим местам - в своих ощущениях права оказалась я, а не она (даже если она там что-то и "видела" на основании моего подросткового выпендрежа) У моих одноклассников (не у всех, конечно, но у большинства) - сложилось вполне благополучная жизнь (мы живем в одном городе и раз в пять лет встречаемся, поэтому я знаю). Я достигла меньшего, чем многие из них в плане карьеры, материальном и т.д. Прочими планами мы меряться не умеем, да и надо ли? :))) 

Люси, мы, наверное, расходимся в трактовках.

Ой, Катерина, я совершенно не поняла вашу историю, я думала, что Вы учились в очень неблагополучной школе и лишь немногие "звезды" включая Вас, могли потом жить благополучной жизнью. Вы так делали упор на эту "дворовость" школы...

"У моих одноклассников (не у всех, конечно, но у большинства) - сложилось вполне благополучная жизнь (мы живем в одном городе и раз в пять лет встречаемся, поэтому я знаю). Я достигла меньшего, чем многие из них в плане карьеры, материальном и т.д."

Тогда совершенно не понимаю, причем здесь гриновская "Ассоль", где описывается жизнь совершенно неблагополучная - с бедными, необразованными, грубыми, вечно пьяными людьми..Что-то я совсем запуталась...:)

Но в одном я уверена: т.к. эта история нанесла вам некую психологическую травму, Вы по-прежнему ставите себя в центр того конфликта, когда я считаю, что фокус внимания учительницы был на классе, а не на Вас.

Люси, я все больше (и это обсуждение тоже подталкивает меня к этому) думаю, что фокус внимания учительницы был не на классе и не на мне, а на себе самой, как, в сущности, и должно было быть...

"не понимаю, причем здесь гриновская "Ассоль", где описывается жизнь совершенно неблагополучная..." - Люси, а Вы помните, что мы вообще-то проходили по литературе? :))) - мы ведь, при всей нашей необразованности, умели-таки ассоциировать себя с самыми неожиданными персонажами и как-то проецировать это на себя. И в шестнадцать лет уже знали: оно ведь все (ощущение бедности и богатства, благополучия и неблагополучия, свершенности и несвершенности) не только снаружи, но и внутри... И вот нам дали из литературы образец этого "внутри", вознаграждаемый внешним  - Ассоль. А мне почему-то не захотелось с ним соглашаться. Почему-то показалось, что жить в поселке рыбаков, НЕ ловить рыбу, НЕ вести хозяйство, романтично спать днем в ожидании Грея, а потом, дождавшись, убраться оттуда к чертовой матери, и никогда этого больше не видеть и не вспоминать об этом  - не совсем то. Наверное, это я все еще спорю о чем-то по этому поводу сама с собой (как и учительница 30 лет тому назад :)))...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

мы ведь, при всей нашей необразованности, умели-таки ассоциировать себя с самыми неожиданными персонажами и как-то проецировать это на себя.

Katerina, c персонажами -  да, с романтической Ассолью наверняка себя ассоциировали многие девицы!

Hо ассоциировать свою среду с неграмотными пьяными рыбаками с постоянными сальными шутками?????

Конечно, я не могу ручаться за всех, но мне кажется такое возможно лишь для детей из очень неблагополучной среды...

Нет, еще для СОВЕТСКИХ детей. Мы же до того "Отверженные" проходили. А я еще и всего Золя и Франса прочла и навязала их тем своим приятелям, кто в принципе был "читающим". Это уж не говоря про всяких "маленьких людей" "На дне" и прочая-прочая... Ну и конечно, нельзя забывать: подростковость, ценность протеста в самом протесте... :))

Нет, еще для СОВЕТСКИХ детей. Мы же до того "Отверженные" проходили. ...Это уж не говоря про всяких "маленьких людей" "На дне" и прочая-прочая.

Катерина, я тоже была советским ребенком, но никогда не ассоциировала свою среду обычной советской интеллигенции с героями "На дне"! Что-то мы сегодня друг друга "не догоняем"!:)

Там, кроме учительницы, выходцев из семей "простой советской интеллигенции" было 3-4 человека. Их (выходцев) родители по преимуществу запихали в две соседние школы - английскую и французскую. У нас собрались те, чьи родители "не озаботились".

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

А школа у нас действительно была самая что ни на есть, пролетариат, жители коммуналок, низкий уровень преподавания. Те, кто уходил после восьмого, почти все садились, спивались и т.д. Но мы (из рассказа) были уже 10й класс - прошедшие некоторый отбор на социальную вменяемость. Почти все благополучно адаптировались.

Очень может быть, что о своём! И потом, может, Вы просто недооцениваете свою учительницу из дворовой школы! Может, она  себя где-нибудь на кафедре литературы в университете видела, а вынуждена была в непрестижной школе работать!

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Да я просто знаю даже по факту, что у нее был какой-то еще этап биографии, кроме школы. То есть, Вы думаете, она все время носила это в себе и выдала просто - когда случай подвернулся?

Им было унижение. Как люди реагируют на унижение-все по-разному, но почувствовали его, по Вашему рассказу, все.

"Господа, если к правде святой, мир дороги найти не сумеет, честь безумцу..."?

Это путь к избежанию унижения? Или есть что-то еще? Надо ведь еще помнить, что это было за время, в чем мы вообще-то жили (другой жизни у нас не было, мы были адаптированы в своем времени, как нынешние западные жители в заполнении всяких бумажек-деклараций)...

Вот  именно  -  был  ещё  класс!   Если  бы  Вы  были  один  на  один,  думаю,  учительница  оказалась  бы более  снисходительной   к  вашей  трактовке  произведения,  хотя   не   сильно  уверена,  потому   что  до  этого  был  ещё  эпизод   с  ногтями...  Но  принятие   классом   вашей   стороны   не  соответствовало  тогдашней   методике   преподавания  литературы)  Не  помню,  чтобы   в  школах  делали   разбор  произведений,  обсуждая  полярные  точки   зрения.  ВИдение   уже  было  задано,  классу   только  оставалось  с  ним  соглашаться   и  подвергать  обсуждению  лишь  своё  согласие.  Но  тут   возникает    юная   бунтарка,   которая   не  олицетворяет  себя  ни  с  рыбачками,  ни   с  ассолями...  Так   как    третьего   не  дано,  бунтарка  встаёт   на  сторону,   как   ей  кажется,  менее   удачливых    девушек   -      революционный   приём)    И   что  прикажете  делать  учительнице?  сдавать  свои  позиции  на     глазах   у  всех?   Класс,  это   всего   лишь  ведомая   толпа   в  данном   случае.  Мне  кажется,   учительница   выполнила    обычный   финт   -   манипуляция   ситуации   в  свою  пользу.   Для  этого   ей  надо  было  всего  лишь  выставить  Вас   в  образе  манипуляторши.   Что  она  действенно  проделала.  Возможно   даже,   класс    до  конца  и  не  осознал   всей  глубины  происходящего.  

Моё  частное   мнение   по  отношению   к   таким  людям,  как   учительница    -  не   слишком  большая    порядочность   в   приёмах   на  соискание   своего   публичного  статуса.    Такое  и  на  Снобе   можно  наблюдать)

Лилиана, признаюсь сразу: я много лет прожила, неся с собой вот именно, почти достовно, эту, озвученную Вами выше, трактовку ситуации. Но что-то все равно царапало. Теперь я думаю: может быть, я все-таки действительно БЫЛА манипуляторшей? Заканчивая дворовую школу в конце 70х и твердо зная, что, соглашайся не соглашайся, никакие паруса (ко мне во всяком случае) ни фига не приплывут, но, кажется, можно сделать что-то еще, я решала какую-то свою задачу и исследовала ее на доступном мне "материале"?

Я  бы  не  назвала  Вас  манипуляторшей  в  том   смысле,   что   ваше   выступление    не  было  продуманным,  а  всё-таки  спонтанным.  Вас  не  устраивал  ни  один  из    двух  вариантов:  один  -  слишком  некрасивый,  другой  -  слишком  нереальный,  поэтому     вижу   ваше  провокативное  поведение   всего  лишь  как  поиск   или  прорыв    к  чему-то   более  для  Вас  значимому  и  осмысленному.   Также  полагаю,   что  учительница   в  том  момент  перестала  быть   учительницей,  а превратилась   просто  в  человека  со  своими  страхами,  комплексами   и   сомнениями...  

Согласна, Лилиана (сегодня поддержки почему-то не ставятся :)

Вот, дочитала дискуссию до этого момента и поняла, что вы задаете себе тот же вопрос, который я вам задала выше - не были ли вы манипуляторшей? Но кто же может на этот вопрос ответить, кроме вас?

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Была, Гелия, была. Но ведь у манипуляции должна быть цель. Вы согласны?

Учительница поступила неуважительно и нарушила правила дискуссии.

В любой англосаксонской стране за переход на личности в дискуссии ей полагалось бы серьёзное взыскание.  В Германии, Австрии и немецкой части Швейцарии - думаю, что по-разному.  С одной стороны, "обер давит унтера", но, с другой стороны, в гимназиях всё-таки ориентируются на внешний (читай англосаксонский) мир. Так же, как даже самые дремучие немецкие компании должны ориентироваться на англосаксонские правила, если хотят привлечь капитальное финансирование значительных размеров.   Но, всё равно, культура давит...  Поэтому, когда руководители компаний-клиентов из развивающихся стран в доверительной беседе спрашивают, куда отдавать детей учиться, я твёрдо отвечаю, что не в швейцарские пансионы, а в британские школы.  Если хотят, чтобы ребёнок развился в отвественную, уважаемую и уважающую других личность.  

PS Школы франкофонного мира - это вообще тупиковая ветвь эволюции.  Кроме Франции, если у родителей есть возможность, они отдают детей в англосаксонские школы.  По крайней мере, вижу по странам Индокитая и бывших французских колоний в Африке.

Может быть, класс тревожит вас потому, что вы пытались им манипулировать?

Скорее всего, так и есть. Ведь я в свои 16 очень неплохо разбиралась в том, как "поднять на протест" одноклассников - не бином Ньютона. Но, черт побери, я до сих пор не поняла: зачем мне это было надо тогда?!

Это как раз просто, мне кажется. Ведь это возраст, когда пробуем свои силы. В том числе свою "власть" над другими. Вообще, все это чистый Ионеско - каждый разговаривает сам с собой. Вы, наверное, пробовали силы. Учительница, наверное, сожалела о несюывшемся. Класс - ну, класс, ведь тоже не один человек, там, судя о вашим словам. были разные люди. Ситуация у каждого участника своя и ни к кому другому не имеющая отношения....

Гелия, поддержалки не работают уже несколько дней. Поддерживаю :))

Мне по диалогу показалось, что учительница обиделась. Не столько даже на бунт, сколько на разрушение сказки. Вот и высказалась настолько ядовито, насколько могла, а уж как это в слова вылилось - не результат глубоких раздумий, а что первое в голову пришло.

А одноклассники Ваши реагировали тоже не столько на высказанные мысли, сколько на тот факт, что они были высказаны. Думаю, если бы у них было время самостоятельно обдумать то, что Вы сказали, они бы не единым фронтом выступили, а разрозненно. Потому что кто-то анализирует детали и выстраивает повествование "от реальности" (как Вы сделали), а кто-то видит историю как метафору, вынужденно вписанную в контекст (и анализ рыбачек тут неуместен, потому что автор хотел читателя привести к определенным выводам, и если даже ему это не вполне удалось из-за того, что контекст мешается, можно ему это простить и закрыть на это глаза - если ты в резонансе с автором, ты так читаешь).

Мне показалось по тому, как Вы эту историю рассказали, что там не было учеников и учителя, там были люди, столкнувшиеся с разрывом шаблона. Только у детей это был один шаблон ("все так, как говорит учитель"), а у учительницы - другой ("сказка о сбывшейся мечте у особенной девушки"). Хочется верить, что если бы у учительницы было время подумать, она бы такой ерунды не выдала. Потому что ее слова были жестоки не только по отношению к Вам, а по отношению ко всем. Это даже как целебную встряску сложно рассматривать, нет там ничего целебного, сплошной яд. Последнее, что нужно детям в дворовой школе, имхо, это чтоб взрослый человек, которому они худо-бедно доверяют, говорил, что у них нет будущего.

она бы такой ерунды не выдала

Виктория, это НЕ БЫЛА ерунда. Вы не учились в мое время и просто не представляете, сколько и какой ерунды нам несли учителя. В том-то и дело - тут было что-то настоящее, изнутри (быть может, спонтанно вылезшее, но все это почувствовали), но что именно это было? Мы все тогда понять не смогли...

Даже здесь в обсуждении, у взрослых людей, видите, какой разброс? "Это был Вам подарок, необходимый для становления личности" "Это был сплошной яд"... 

Ерунда - в том плане, что не обдуманное четко сформулированное мнение, а нечто, высказанное под влиянием момента. Вы же спрашиваете мнения, я высказала свое мнение, без претензий на истину. Вы в свою очередь не учились в мое время и не знаете, сколько и чего несли тогда учителя нам. Разве ценность обсуждения вопроса с людьми разных поколений и социальных контекстов не в том, чтоб услышать разные версии? Раз уж Вы до сих пор не можете понять, в чем было дело, мне кажется, было бы логичным не отметать ни одной версии, не рассмотрев ее ОТДЕЛЬНО от того, кто ее высказал.

Вы всегда так резко реагируете на мои комментарии, что с меня хватит, пожалуй. Более не буду к Вам соваться. Извините, если задела словом "ерунда", такого намерения у меня не было.

 Виктория, ни одного мнения ("ерунда" - это, конечно, не мнение) я не отметаю, наоборот, специально упомянула о широком их "разбросе", равноправно включив в него Вашу трактовку поведения учительницы.

 Но участвовать или не участвовать в дискуссии - это, разумеется, Ваше безусловное право. Мне будет не хватать Ваших оригинальных трактовок.

Виктория, ни одного мнения ("ерунда" - это, конечно, не мнение) я не отметаю, наоборот, специально упомянула о широком их "разбросе", равноправно включив в него Вашу трактовку поведения учительницы.

Я не училась в школе в "Ваше" время, но действие-то моего рассказа происходит во время "мое", и именно тамошние реалии влияют на поведение и ощущения персонажей. 

 Но участвовать или не участвовать в дискуссии - это, разумеется, Ваше безусловное право. Мне будет не хватать Ваших оригинальных трактовок.

"Тамошние реалии" были разными для разных людей в то же самое время, когда учились Вы. Разные школы, разные учителя, разные локальные традиции, разный контингент учеников и родителей. Совпадение по времени не дает преимуществ само по себе. С другой стороны, люди не так уж сильно в своих базовых реакциях разнятся от поколения к поколению. "Ранмочки" разнятся, а картинки - не очень. Мне казалось, речь как раз о картинке. Но нет так нет.

<Мне будет не хватать Ваших оригинальных трактовок.>

Думаю, Вы с этой потерей справитесь. Тем более, не такие уж они оригинальные. Это просто трактовки той (надо признать, не особо многочисленной) социальной группы, которая Вам, видимо, не очень интересна, и потому редко возникает на Вашем горизонте.

Все по-своему правы. Есть гагары, чайки и глупый жирный пингвин, а есть буревестник. И каждому хочется жить, и каждому хочется счастья.

Ага-ага, и на каждую летучую или плавучую животинку мы проецируем свое... :)) 

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Думаю, учительница была той самой Ассолью, которая потеряла "веру" и устала ждать. Потому Ваши слова вызвали такую реакцию. Вы были молоды и шансов мечтать и времени ждать было больше. А она уже смирилась. И это было больно.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Может быть. Я, шестнадцатилетняя, безусловно почувствовала там какую-то отдельную от литературы драму. Ну и разумеется, самоуверенно решила, что это МОЯ драма, МОЯ роль, МОЙ спектакль. Но так ли было на самом деле? Скорее всего, не так...

Поддержалки не работают.

Мне кажется учительница Вами сманипулировала и поставила Вас на место. А класс почувствовал, как работает манипуляция, сначала Вы их вытащили из одной красивой истории в другу, потом учительница махом ткнула всех в грязь.

Откуда ей было знать кто из школьников как устроится в жизни? 

Что у Вас общего с Ассолью?

С Ассолью у меня - ничего общего. Я ничего не ждала, ни во что не верила и уж тем паче ни на что со стороны не рассчитывала. Но мне кажется, действительно что-то свое на меня проецируя, учительница сузила многогранность ассолевой темы  до "останется в этом мире" - "уйдет в другой".

Удивительно, что мы с самого начала говорим, что учительница хотела заставить класс поверить в сон золотой, хотя как раз учительница-то и лишила клас всякого золотого сна, а не вы. Она им объяснила, что все они - вонючие рыбачки и больше им ничего не светит. При ваших объясненияъ у них было классовое сознание и гордость протеста, а после выступления учительницы - сплошное унижение. Да еще ощущение, что их дважды надули.

Да еще ощущение, что их дважды надули.

Да, да, и один из этих разов - уж точно я :))

Гелия, у меня и тогда и всегда были сложные отношения с "золотыми снами". Вы, наверное, будете смеяться, но они (отношения) еще и посегодня не до конца определились... :))

С Ассолью у реальной меня - никогда ничего общего. Я ничего не ждала, ни во что не верила и уж тем паче ни на что со стороны не рассчитывала. Но со мной ли разговаривали? Мне кажется, действительно что-то свое на меня проецируя, учительница сузила многогранность ассолевой темы  до "останется в этом мире" - "уйдет в другой".

У нее, как и у многих школьных учителей, была идея воображаемого "настоящего мира" (черт его знает, откуда она берется), которого могут достичь немногие. И к этим немногим она, возможно, когда-то хотела принадлежать, а потом, по прошествии лет - начала их активно не любить. Одна из гипотез, конечно...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Это был риторический вопрос.

Думаю разговаривали все же с Вами, с зарвавшейся девицей, которая пытается идти против школьной программы.

Эту реплику поддерживают: Ida Jeltova

Это, конечно, было. Но явно было и еще что-то, за рамками школьной программы.

ну это Вам лучше знать. Вы там были

Черт его знает, что с сайтом сегодня творится... Комменты появляются, множатся и исчезают прямо в процессе комментирования. Алена, простите... 

Эту реплику поддерживают: Ida Jeltova

Нашла коса на камень...

Нет виноватых. Звучит так, что Вы и учительница взаимоспроецировали, так сказать отразили друг друга. Обе хотели быть другими - в мечтах или в реальности и по разным причинам, но вместо того, чтобы объединиться - воевали друг с другом.

Прочтите Ваш блог и посмотрите если ли паралель с Аcсоль. Я подумала о белои вороне до того момента, когда дошла до описания ситуации на литературе.

Очень трогательно и человечно. Спасибо, что поделились.

Эту реплику поддерживают: Юлия Немцева

Спасибо, Ида! :)  Самое интересное, что мы с этой учительницей литературы вроде бы понимали друг друга и мои подростковые "выступления" она обычно вполне спокойно переваривала. Тем неожиданней был для меня этот случай, и эта ее проекция...

С Ассолью никогда никаких параллелей в себе не находила, даже в самой ранней юности - я была крупная, резкая, совсем не романтичная :))

Проекции чаще всего взаимны и долговременны. Мы так и живем. Где-то взаимо-проецируем в резонанс (согласие), а где-то в диссонанс конфликт). Если нет осознания о чем проекции - вот такие сюрпризы случаются.

А внешнее сходство имеет небольшое значение. Мы можем с Асолью, как с кем-то кто идет против течения, внyтренне ассоциироваться, а внешне быть рыбачками и наооборот.

Поразительно, как наша школа мало использовала литературные произведения, чтобы помочь нам в себе разобраться. А жаль... Кроме грамматики и орфографии, я в своих сочинениях столько сеичас читаю меж строк и думаю "А жаль, что мне никто не помог со смыслом разобраться."

Да, да, Ида, я вот чаще встречаю - наоборот. Внешне - чистые Ассоли, благо сейчас достичь этого много проще, чем в рыбачьем поселке, и даже в 70е советские годы ... И ведут себя также: изображают из себя "другую", делают нечто околотворческое, красиво спят днем в красивом месте... :)) Почему я им по-прежнему не верю? Потому что их много?Еще почему-то? Откуда во мне-то эта проекция? :))

Почему я им по-прежнему не верю? Потому что их много?Еще почему-то? Откуда во мне-то эта проекция? :))

Катерина, Вы бы хотели, чтобы я попробовала ответить на Ваши вопросы или они риторические? Звучат лично и трогательно.

Конечно, риторические, Ида :)) И означают: увы, я до сих пор не все здесь понимаю - но кто ж может понять за меня? :)) Но на самом деле этот разговор о давнем случае был для меня интересен и важен, я кое-что для себя все-таки уяснила...

А мне, Катерина, кажется, что всё по-честному, что все персонажи, как в греческой трагедии, честно играют свои роли - Герой, Хор, Рок... И диалог Ваша училка вела с Вами... Такой интересный диалог, в никуда и поверх голов, в духе "я знаю, что ты знаешь, что я знаю"... По-моему, она своим трагическим монологом только уважительно подчеркнула, что неизменны людские законы, и только те, кто способен восстать против них, вправе рассчитывать на небанальнуб судьбу. Скорее, это уважительная отсылка к Вашей неординарности и подначка ваших одноклассников "выйти за флажки" и вместе с тем сожаления, что сама не вышла за эти флажки, а продолжает чинить вонючие сети... Очень явно слышимы в её монологе эти личные самоедские моменты...

Разве не так?

Катарсиса не было, Лиза. Ни у класса (зрителей? Хора?) - он быстро все стер, забыл, вычеркнул. Ни у меня (тридцать лет спустя спрашиваю в электронные сумерки - что за фигня?). Может быть, у училки? Тоже почему-то сомневаюсь.

Главное, что бы это ни было, оно ведь так и осталось без изменения, без развития, нерешенным :))) Не знаю, читали ли Вы, но я тут намедни в Ленином блоге так яростно (ну для эмоционально сниженной меня, конечно :)) и видимо заразительно нападала на Преображенского и при этом жалела не только Шарикова, но и Швондера (!!! :)), что здесь (на либеральнейшем снобе, а не на каком-нибудь прокоммунистическом прортале) мне поставили поддержки (тогда они еще работали :)), придумали Швондеру судьбу (он погибнет при первой же "чистке рядов") и т.д. и т.п. Я ведь потому всю эту историю и вспомнила...

Ну, не было, так не было... Хотя посыл к тому, по-моему, ясно выражен. И ещё: Катерина, а вдруг это была как раз не Ваша история, а кто-то другой должен был услышать и ужаснуться? Монолог-то живой и не плоский Вы приводите. Училкин, да и свой тоже..

А как называлась Ленина тема про Преображенского? Я была в отъезде и пропустила, хочу взглянуть и не вижу..

Может быть, кто-то и услышал, а я не узнала. Так бывает :))

Ленина тема совсем и не про Преображенского была :), я не помню, про что там изначально, но сейчас попробую глянуть, может, увижу, вспомню...

http://www.snob.ru/profile/5646/blog/56282

Вот нашла, извините, Лиза, по-другому ссылки давать так и не научилась :(

Очень интересных вещей вы там коснулись. И сказать хотелось бы что-то, но по верхам не стоит, а на "по серьёзному" не получается, много работы, не могу позволить себе роскоши погрузиться..Может, в ночи...

Ассоль - это Ассоль не из-за того чем или кем она пахнет. А из-за своих желаний и стремлений, которые у нее - другие. Не о том, чтобы найти мужа и заработать бабло.

Недавно моя подруга сказала, что никогда не выйдет на пощадь протестовать, пусть даже Путин всех передушит в стране, - для нее важнее личная жизнь и она не станет ставить под удар семью. Она - не Ассоль, и никогда Ассолью не станет, хотя пользуется очень дорогими духами, и рыбной ловлей не промышляет.

Это не плохо, и не хорошо. Грин писал об идеалах человека, о его стремлениях, которые делают нас людьми. Если бы все дело было в "труде", то, как в Чонкине, "труд давно бы и лошадь превратил в человека".

Не о том, чтобы найти мужа и заработать бабло

Согласна, Мария. Но в чем же они тогда? "Другие" стремления - они не фикция ли вообще? И продолжала ли Ассоль, по-Вашему, быть "другой", когда уже нашла (заработала?) "мужа и бабло"? Если да, то как это проявлялось на деле? Может быть, она "выходила на площадь" в высшем светском обществе Грея и отстаивала интересы своего рыбачьего поселка и его обитателей? Участвовала в балготворительности? Вступила в профсоюз? Штурмовала Зимний? :))))

П.С. И не говорите мне, что это "приземление" темы :), я просто так конкретно мыслю, к тому же все время работаю с подростками, для судьбы которых вот такой логический переход  от "желаний и стремлений" к конкретике жизненно важен. 

"Другие" стремления - это поиск смысла жизни, находящегося вне материальных благ для себя самой и вне базовых физических потребностей. Но у каждого этот смысл свой.

ОК. И в чем же он, по-Вашему, был (и будет после замужества) у Ассоли?

Насчет замужества Ассоли - все вопросы к Грину. А мечта ее была - корабль с алыми парусами. Это - метафора, которую я объяснила выше.

Мечта и смысл жизни, по-моему, разные вещи. К тому же жизнь легко выходит за пределы литературных метафор. Об этом и история в посте, и весь последовавший разговор, и мой к Вам вопрос... :))

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

А почему ситуация, при которой одна - сидит, ни фига не делая, и мечтает о фигне же - о женихе богатом, с кумачёвым топселем, а другие - с утра до ночи копаются в вонючих сетях - почему эта ситуация тут априорно считается "нехорошей"?

Ведь сентенции - "ну да, конечно, вольно ей куршавелить, в то время как трудовые массы с утра до вечера ездиют в метре перебирать вонючие офисные сети!" - это же типичный призыв к равенству, не так ли?

Следующим логичным шагом, я так понимаю, следовало бы призвать кухарок и рыбачек на марш простеста вокруг дома Ассольево папаши с плакатами "долой Жулика и Вора!" "Верните украденный кумач наших мечтов!"

Я правильно понял смысл того давнего конфликта? И правильно ли я понял, что учительница заявила ученичкам - "эта-то, ваша Арманд - свалит, она-то сама тягает сети из капрону, шанелью сбрызганные, а вы, дураки, опять останетесь после бунта на пепелище барского дома - а ведь кроме Ассольевого папы, рыбку вашу никто не покупал".

Или я таки неправильно понял?

 

Новости наших партнеров