![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: «Гоголь-центр» открыт
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d9/2f/d92f0c4f528e2e5da487b2f2dbac3c613af8a1adfd5ec3731bd57c32cd0be1fe.jpg)
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/54/7d/547db6eb83cfbddfcfbcb8151f1aea296302cf596dd01b67f2b3799fafb62e76.jpg)
![Фото: ИТАР-ТАСС](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/01/a7/01a7aec1af42fe5c614ed841e980a9f1700f7cb9daf9b47e4797605e947c27df.jpg)
![Фото: ИТАР-ТАСС](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/38/59/38593ace8f96f4a91e3d29f0afbb38dde8d4d4c3dd236c76c159ba540d21d0b6.jpg)
![Фото: ИТАР-ТАСС](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/eb/26/eb260be9e482b7bb6f753884a741212aba2c453b93804ee2cba5ba666684fc4d.jpg)
![Фото: ИТАР-ТАСС](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/33/69/3369517a6d19f4d7e7a4dd38184c086f8ef34bca222d0f3e8550016feaacdbd7.jpg)
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ad/fe/adfe9a4fc253061f38af0e5b259f29f8633121e7d32ef76e3d05e97dcbd0ddc4.jpg)
![Фото: Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e9/87/e987d418914d653fa9bb0d6fb7c709e592886af5179cf6bb56af29e17d414f25.jpg)
![Фото: Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/96/1f/961f0251ebb49edc08834a3b29d4397047917e25cf04d6fe4fca402110657605.jpg)
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3c/92/3c920ad6212d0a9920fff81fa191ea36cc9935c84f74d7f45e05975202dce446.jpg)
«Конечно, странно, что все в этом месте останется как сейчас есть: кирпич, провода все, конструкции железные, но это так надо, стиль такой. Должно красиво быть», — это бригадир электриков говорит, на страницах буклета первого сезона.
Всего неделю назад, когда войти в театр можно было только с черного, служебного входа, в то, что «Гоголь-центр» откроется 2 февраля, поверить было невозможно: казалось, ремонту нет конца и края. «И сегодня в пять утра, когда я отсюда уходила, поверить было невозможно», — говорит мне Наташа Шендрик, дизайнер и автор фирменного логотипа.
Всего за несколько часов пахнущий краской ремонтный кавардак превратился в очень красивую, как и предполагал бригадир электриков, площадку; ничего похожего на советский «театр-театр». Избавившись от лишних перегородок и стен, фойе стало огромным, живописно-шероховатым, с обнаженной кирпичной кладкой и псевдограффити. Похожими методами превращались в центры современного искусства соседние «Винзавод» и Аrtplay. Их принадлежность одному культурному полю «Гоголь-центр» подчеркивает, включив в буклет и карту местности, с «Армой» и «35 мм».
Зал, который так подходил для сумрачных концертов Диаманды Галас, напоминает паровозное депо, которое и правда здесь было когда-то. Если во время представления смотреть прямо перед собой, видишь только татуировку на спине Гали Солодовниковой, художника, не раз сотрудничавшего с Кириллом Серебренниковым. Смотреть надо в стороны, потому что зал рассекают железнодорожные рельсы, зрители сидят вдоль них, и все четыре акта своеобразной мистерии разыгрываются везде, не только на сцене; здесь нет вип-зон и привилегированного партера, в тотальном театре все равны.
«00:00» — хитрое название; это и четыре буквы «О», содержащиеся в полном имени классика — Николай Гоголь-Яновский, и цифры, с которых начинается отсчет нового времени. В тему рельсы, обыгрывающие и историю места, и близость Курского вокзала, и преемственность с предыдущим проектом Серебренникова, «Платформой» на «Винзаводе». И то, что движение — жизнь; аксиома.
Еще кажется аксиомой и то, что все просто и поправимо — я не только о чудесном преображении фойе. Полгода, прошедшие с момента назначения Серебренникова худруком театра им. Гоголя до объявления о преобразовании замшелой площадки в мультимедийный и полифоничный «Гоголь-центр», сопровождались скандалами. Их часто инициировали артисты театра, с ужасом смотревшие в непонятное будущее. Зря.
Первая глава «00:00» — «Ночь», в ней пьесу Любови Стрижак — о старых артистах, об осколках воспоминаний, счастье освобождения от страхов и относительности паспортного возраста — играют (и хорошо играют) как раз артисты театра. Включая и недавнего непримиримого оппонента Серебренникова, Светлану Брагарник (памятную и тем, кто в театре Гоголя не был, по грандиозной роли в фильме Виктора Аристова «Сатана»).
За несколько лет я был в театре им. Гоголя раза три: на концерте Диаманды Галас, на инсценировке «Черного молока» Василия Сигарева и на дебютном спектакле Константина Богомолова «Что тот солдат, что этот» — очень, кстати, хорошем, хотя в Малом зале актеров на сцене было больше, чем зрителей на подвижной платформе. Забавно, но, похоже, эти три направления составляют теперь и репертуар «Гоголь-центра»: акцент делается на концерты, новую драматургию и дебюты.
Музыка, новизна, молодость — что не отменяет диалога со старшим поколением. Финальную фразу «00:00» «Гоголь-центр» открыт!» произносит старейшая артистка труппы Майя Ивашкевич, когда-то работавшая с Таировым. В ближайших планах актрисы — главная роль в «Елке у Ивановых», спектакле совсем молодого режиссера Дениса Азарова.
Новая драматургия на открытии — это «Ночь» Стрижак и «День» Валерия Печейкина (переработавшего «Сон в летнюю ночь» — это единственный спектакль «Седьмой студии», который остается на винзаводовской «Платформе»), упоительный микс драматического театра и площадного перформанса, воплощенный артистами «Седьмой студии» и Ликой Руллой (звездой мхатовской «Зойкиной квартиры»). Почти дионисийское действо, начинающееся как серия встреч парней и девушек со смертью, но венчающееся, как и полагается древнему ритуальному театру, вечным воскрешением.
Танец — часть «Утро», придуманная коллективом «Диалог Данс», отвечающим в «Гоголь-центре» за грядущий фестиваль «Диверсия». «Вечер» — творение еще одних резидентов театра, студии SoundDrama, фолк-рок-нойз-представление, впрыскивающее залу мощную дозу адреналина.
В февральском репертуаре — премьера камерной «Митиной любви», концерт «Лав из...» ко Дню святого Валентина и «Стихи мужчинам» к 23 февраля, «бунинский» вечер Аллы Демидовой и перекочевавшие с «Платформы» «Отморозки» и «Левый концерт» «Седьмой студии».
Мне очень нравится перечислять эти названия. Мне очень нравится то, что в городе появился новый, правильный центр.