Крепкое плечо Brioni
Маленький город центральной части Италии, Пенне, хорошо известен поклонникам агротуризма. Он расположен в регионе Абруццо между заповедниками, парками, бесконечными лентами оливковых рощ и витиеватых двухколейных дорог. Из местных достопримечательностей – церковь XII века, «крепость с привидениями», переделанная в отель, где, по словам жителей города, каждую ночь в комнату № 309 приходит дух девушки, чтобы стянуть покрывало с кровати и прилечь рядом с постояльцем мужского пола (дамами призрак не интересуется). С 1985 года в городе работает портновская школа Scuola Superiore di Sartoria Nazareno Fonticoli, названная по имени одного из основателей небезызвестного бренда мужской одежды Brioni. В этой школе четырнадцати-шестнадцатилетних подростков учат разбираться в характере тканей, натяжении стежков и идеальной посадке на фигуре любого типа костюма. Молодежь старше не берут – руки уже на так чувствительны, и «прока от них не будет». Отказывают и тем, кто живет дальше чем в тридцати километрах от Пенне, – здесь ревностно относятся к передаваемым знаниям и не хотят, чтобы новоиспеченный портной, учившийся несколько лет по тридцать восемь часов в неделю, уехал куда-нибудь подальше с полным багажом «секретов мастерства».
Все выпускники остаются тут и идут работать на фабрику Brioni. Здесь до сих пор, как и в середине 1940-х, когда была основана марка с именем острова, а не человека, костюмы производят полностью вручную. От создания индивидуальных лекал и раскроя ткани с учетом ее поведения после бесконечного числа утюжек до стачивания деталей, вшивания рукавов, подкладки и отделки петель. Швейные машины тут все же имеются, но используются исключительно для временного скрепления деталей костюма, в итоге же в нем не останется ни одного машинного шва – только ручные (до четырнадцати тысяч в самом сложном предмете – смокинге). Сама фабрика со времени основания сильно разрослась. В ее трехэтажном здании работа идет в две смены шесть дней в неделю. Все три этажа густо заставлены столами, профессиональными утюгами и разработанными самими портными сложными гладильными прессами, придающими анатомическую форму деталям будущего костюма уже на начальных стадиях производства. На одной утюжке занято около восьмидесяти человек, еще девяносто занимаются петлями. Каждый портной, отучившийся в Школе Назарено Фонтиколи, должен уметь делать их с закрытыми глазами (правда, на производстве выпускники задействованы на более сложных операциях).
На фабрике полно молодежи: одни уже вовсю шьют и отпаривают, другие под зорким глазом мастеров только стараются влиться в процесс. Раньше ведущим портным, которого допускают до клиента снимать мерки и создавать индивидуальные выкройки, мог стать только мужчина, но пару лет назад все изменилось, и в портновской школе уже учится несколько девушек. После учебы и стажировки на фабрике им предстоит ежегодно проводить по три месяца в переездах из одной страны в другую, из одного монобрендового бутика в другой – применять полученные знания на практике, работать с реальными клиентами, лучше узнавать особенности каждой страны. После таких затяжных командировок большинство из них возвращается в родной Пенне и работает на мануфактуре. Вообще, по словам ведущих портных, менять свой регион на те же Рим и Милан им совсем не хочется, ведь тут, по сути, настоящий курорт: тридцать пять минут – и ты с живописных полей и холмов Абруццо переносишься на море, сорок – и уже хоть целый день можно рассекать на лыжах заснеженные склоны Апеннин…
Сейчас Brioni – часть огромной машины и люксового концерна PPR, в который входят также Alexander McQueen, Saint Lauren Paris и ряд других брендов, в том числе такие «итальянские жемчужины», как Gucci и Bottega Veneta. Но с виду мануфактура из Пенне с офисами в Милане и Риме вполне независима, со своими четкими установками на ручное производство и ревностное продолжение вот уже более полувековых традиций. «Большое начальство» решило сконцентрироваться именно на самых сильных сторонах бренда – ручном пошиве мужской одежды и создании достойной линии в стиле casual (женская линия готовой одежды была закрыта, тем не менее возможность заказать женский костюм по индивидуальным меркам существует). А еще в 2012 году впервые за всю историю в Brioni был нанят креативный директор – британец Брендан Муллен, до этого пятнадцать лет проработавший в дизайн-отделах Burberry, Louis Vuitton, Hermès и Givenchy. Его задача – придать изделиям марки актуальный вид, не отпугнув при этом уже существующих клиентов. Судя по новым коллекциям, Брендану это отлично удается. Он даже переехал в Рим и очень много времени проводит в Пенне, на фабрике, за изучением тканей и плотным общением с армией высококлассных портных Brioni. Если уж ты стал частью итальянской семьи, назад пути нет, да и Абруццо, в общем, действительно место курортное.С