Колонка

Николай Усков: 
Скандал в Большом театре. Постскриптум

8 февраля 2013 11:49

Забрать себе

Еще в пору занятий историей я приобрел стойкую неприязнь к тому, что марксистко-ленинская наука называла «дать оценку». Историк для меня — не судья, а наблюдатель или, по-набоковски, соглядатай. Он рассказывает истории, а не выносит приговоры. Этот принцип я взял с собой в журналистику, хотя созерцательность в моем нынешнем ремесле дается куда тяжелее. Легко быть беспристрастным и любознательным наблюдателем за событиями какого-нибудь XI века. Гораздо сложнее оставаться посторонним своему времени. Да что уж там — сплошь и рядом не получается, сколько ни старайся. В ситуации с Большим театром я, кажется, сделал все, чтобы не высказаться самому. Сначала я попросил генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова об интервью. Уже вечером того же дня я понял, что будет нечестно и непрофессионально, если я ограничусь только одной стороной конфликта. Это будет означать, что я дал свою оценку происходящему. К счастью, народный артист России Николай Цискаридзе оперативно согласился на встречу. В итоге картина получилась сбалансированной. 

Тем не менее нашлись люди, которые упрекнули меня в том, что я делаю рейтинг на разжигании конфликта в Большом театре, на стравливании сторон. Отвечу. Я просто стараюсь делать свою работу по возможности непредвзято. А конфликт в Большом уже давно полыхал и без меня. Какое-то время я действительно делал вид, что не вижу ни искр, ни пламени. Причин тому было много — среди прочего, кто я такой, чтобы судить, хорошая в Большом акустика или нет, в какой физической форме находится Николай Цискаридзе и нужен ли Большому «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова или можно обойтись «Лебединым озером».

Но вот Сергею Филину плеснули в лицо серной кислотой. И вся история Большого скандала разделилась на «до» и «после». Что еще должно случиться в театре, чтобы мы перестали стыдливо отворачиваться от происходящего, как от случайно подсмотренной семейной склоки?

Анатолий Иксанов говорит, что в борьбу за кресло директора Большого театра включились могущественные силы. И это, судя по всему, так. Есть за что бороться. И за восстановленное здание, и за исключительное положение в обществе, и за 120 миллионов долларов годового бюджета, и за то, что считать Большим искусством, а что «чернухой» и «порнографией». Не правы те, кто называет г-на Иксанова просто «чиновником». Кабы так, не было бы в Большом «Руслана и Людмилы» в постановке Дмитрия Чернякова, а было бы сплошное «Лебединое озеро». И многих это бы очень устроило. Превращение всего и вся в «Лебединое озеро», точнее, болото — неизбывная мечта всякого российского государственника, от Победоносцева до Суслова. А государственников сегодня как грязи.

Означает ли это, что покушение на Сергея Филина связано с борьбой вокруг директорского кресла в Большом? В этом я совершенно не уверен. Из уважения к Сергею не буду строить догадки, в них и без меня нет недостатка. Тем не менее очевидно, что от случившегося страдает репутация всех вовлеченных в конфликт сторон. Не исключено, что запах серы, клубящийся сегодня над Большим, кого-то и отпугнет от директорского кабинета. Велик риск волей-неволей замазаться в этой истории, даже если ты трижды государственник, столпник и постник. Но надолго ли?

Г-н Иксанов готов признать, что упустил ситуацию с Цискаридзе, создал у него ощущение вседозволенности. Я же полагаю, что главное его упущение в другом. Выдающийся артист годами находится в напряженных отношениях с генеральным директором Большого театра, хочет, но не может выйти на новую ступень в своей карьере — занять одну из руководящих позиций хотя бы в балете Большого. Любому человеку нужна перспектива роста. Этой перспективы под руководством г-на Иксанова Цискаридзе не видит давно. Г-н Иксанов сам вложил в руки своих врагов это мощное орудие, каковым, безусловно, является народный артист России. «У разных влиятельных людей может быть свое отношение к происходящему, я могу говорить исключительно о своем мнении и интересе, — сказал Цискаридзе в интервью «Снобу». — Я много раз заявлял, что ни за каким руководящим постом я никуда не пойду и не поеду, что меня очень устраивает положение премьера и педагога-репетитора Большого театра, и если возникнет желание со стороны Министерства культуры, со стороны правительства, чтобы я занял какую-то административную или художественную должность, то я готов это сделать. Только на основании своего стажа, понимания ситуации, нужд работников родного коллектива, а не из тщеславия или желания свести с кем-то ­счеты».

Я встретился с двумя непримиримыми оппонентами. Пожалуй, единственное, что их объединяет, — искренняя любовь к своему делу, к Большому театру. Каким образом эти два безусловно талантливых человека будут сосуществовать дальше, сегодня невозможно предугадать.

Большой — по-прежнему императорский театр. На сцену выступили уже почти все фигуры империи. Не было пока только самого императора. Владимир Владимирович Путин не посещал Большой с момента его открытия.

Все материалы по теме читайте здесь.

11 комментариев
Алена Рева

Алена Рева

Николай, Ирина Ткаченко сказала, что Ваша серия интервью указана как источник в публикациях о Большом в NY Times и английских Times, и что это можно считать успехом.

А раз это успех, искренне Вас поздравляю!

Материалы мне, как читателю, кажутся очень хорошими, и с Вашим выводом относительно Цискаридзе я полностью согласна, в этой конкретной ситуации управленческая некомпетентность налицо.

Николай Усков

Николай Усков

Ну, надеюсь, в Большой меня еще будут пускать.  

Liliana Loss

Liliana Loss

Лично  я  благодарна  редакции  Сноба,  что  так  широко  представили  и  осветили  эту  тему...  жаль  только,  что   поводом   послужило  преступление ( 

Вечная  война   в  Большой  театре  впервые   вышла  из   здания   самого  театра  и   заставила   увидеть,   что  причины   войны   уже  давно  не  профессиональная  ревность,  как  это  было  раньше,  а  -  "презренный  металл".     Большой   театр  разрывается  между   своим  статусом-храмом   и  тёмными  махинациями   над  контролем  финансовых  потоков,  проходящими   через  него.  

В  принципе,  Большой,  это  -  Россия  в  миниатюре.  Полагаю,  устройство  театра,   как   и  любого   гос.  учреждения    зависит  от  устройства   страны.   Большой   всего лишь  отражает  российскую  реальность  с   её  жизнью  по  неписанным  законам.

Очень  удивило,  что  Путин  до  сих  пор  не  посетил  Большой  театр.  Хотя  скорее   всего,   причина   -  ему   больше   нравится   спорт,  чем  искусство)    С  другой  стороны,  он   активно   поддерживал   реконструкцию   театра.  И  это  замечательно. А  мог  бы,   как   президент  Туркмении,  балет  запретить  и  театр  снести.  Ведь  и   так  бывает...

 

 

Lucy Williams

Lucy Williams

Браво!

Дорогой Николай, мне очень понравились Ваши публикации на тему конфликта в Большом театре.

Избежать субъективности, пристрастности, скандальности в статьях на эту тему, казалось почти невозможным. Вам это удалось! 

Браво!

Ирина Груздева

Ирина Груздева

Николай, Ваш поход к освещению проблем Большого театра, мне кажется самым правильным и адекватным текущей ситуации. Читать было крайне интересно.

Валерий Зеленский

Валерий Зеленский

Да, на весах две правды в состоянии неустойчивого равновесия. Оно продлится  до того момента, когда мы все узнаем, кто плеснул.

Фания Тухватшина

Фания Тухватшина

Спасибо  за  беспристрастность. Интересный материал.

 

Лена Де Винне

Лена Де Винне

Отсутствие перспектив роста в госучреждениях для талантливых людей это вообще бич современности. Отнюдь не только в России

Анна Филиппова

Анна Филиппова

Николай, обвинять Вас в том, что Вы "делаете рейтинг на разжигании конфликта в Большом театре", мне кажется, просто смешно. Там итак такие страсти кипят, что становится не по себе.

Спасибо за интервью и выводы. Очень хороший комплексный материал получился!

Лена Де Винне

Лена Де Винне

Английский друг написал, что Сноб сильно прозвучал в Англи  в контексте конфликта. подробностей не знаю. Но факт порадовал - поскольку явно цитируемая получилась у Николая серия материалов

Iouri Samonov

Iouri Samonov

Всегда есть разные точки зрения...

...но, Николай, поясните как люди "искусства" в Большом могли опуститься до низости средневековья...- не вызывать на дуэль обидчика, но нанимать  ландснехта с кислотой из-за угла..? Ведь этот театр посещали Пушкин и Лермонтов.?! 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров