Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Николай Усков

Николай Усков: 
Скандал в Большом театре. Постскриптум

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Еще в пору занятий историей я приобрел стойкую неприязнь к тому, что марксистко-ленинская наука называла «дать оценку». Историк для меня — не судья, а наблюдатель или, по-набоковски, соглядатай. Он рассказывает истории, а не выносит приговоры. Этот принцип я взял с собой в журналистику, хотя созерцательность в моем нынешнем ремесле дается куда тяжелее. Легко быть беспристрастным и любознательным наблюдателем за событиями какого-нибудь XI века. Гораздо сложнее оставаться посторонним своему времени. Да что уж там — сплошь и рядом не получается, сколько ни старайся. В ситуации с Большим театром я, кажется, сделал все, чтобы не высказаться самому. Сначала я попросил генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова об интервью. Уже вечером того же дня я понял, что будет нечестно и непрофессионально, если я ограничусь только одной стороной конфликта. Это будет означать, что я дал свою оценку происходящему. К счастью, народный артист России Николай Цискаридзе оперативно согласился на встречу. В итоге картина получилась сбалансированной. 

Тем не менее нашлись люди, которые упрекнули меня в том, что я делаю рейтинг на разжигании конфликта в Большом театре, на стравливании сторон. Отвечу. Я просто стараюсь делать свою работу по возможности непредвзято. А конфликт в Большом уже давно полыхал и без меня. Какое-то время я действительно делал вид, что не вижу ни искр, ни пламени. Причин тому было много — среди прочего, кто я такой, чтобы судить, хорошая в Большом акустика или нет, в какой физической форме находится Николай Цискаридзе и нужен ли Большому «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова или можно обойтись «Лебединым озером».

Но вот Сергею Филину плеснули в лицо серной кислотой. И вся история Большого скандала разделилась на «до» и «после». Что еще должно случиться в театре, чтобы мы перестали стыдливо отворачиваться от происходящего, как от случайно подсмотренной семейной склоки?

Анатолий Иксанов говорит, что в борьбу за кресло директора Большого театра включились могущественные силы. И это, судя по всему, так. Есть за что бороться. И за восстановленное здание, и за исключительное положение в обществе, и за 120 миллионов долларов годового бюджета, и за то, что считать Большим искусством, а что «чернухой» и «порнографией». Не правы те, кто называет г-на Иксанова просто «чиновником». Кабы так, не было бы в Большом «Руслана и Людмилы» в постановке Дмитрия Чернякова, а было бы сплошное «Лебединое озеро». И многих это бы очень устроило. Превращение всего и вся в «Лебединое озеро», точнее, болото — неизбывная мечта всякого российского государственника, от Победоносцева до Суслова. А государственников сегодня как грязи.

Означает ли это, что покушение на Сергея Филина связано с борьбой вокруг директорского кресла в Большом? В этом я совершенно не уверен. Из уважения к Сергею не буду строить догадки, в них и без меня нет недостатка. Тем не менее очевидно, что от случившегося страдает репутация всех вовлеченных в конфликт сторон. Не исключено, что запах серы, клубящийся сегодня над Большим, кого-то и отпугнет от директорского кабинета. Велик риск волей-неволей замазаться в этой истории, даже если ты трижды государственник, столпник и постник. Но надолго ли?

Г-н Иксанов готов признать, что упустил ситуацию с Цискаридзе, создал у него ощущение вседозволенности. Я же полагаю, что главное его упущение в другом. Выдающийся артист годами находится в напряженных отношениях с генеральным директором Большого театра, хочет, но не может выйти на новую ступень в своей карьере — занять одну из руководящих позиций хотя бы в балете Большого. Любому человеку нужна перспектива роста. Этой перспективы под руководством г-на Иксанова Цискаридзе не видит давно. Г-н Иксанов сам вложил в руки своих врагов это мощное орудие, каковым, безусловно, является народный артист России. «У разных влиятельных людей может быть свое отношение к происходящему, я могу говорить исключительно о своем мнении и интересе, — сказал Цискаридзе в интервью «Снобу». — Я много раз заявлял, что ни за каким руководящим постом я никуда не пойду и не поеду, что меня очень устраивает положение премьера и педагога-репетитора Большого театра, и если возникнет желание со стороны Министерства культуры, со стороны правительства, чтобы я занял какую-то административную или художественную должность, то я готов это сделать. Только на основании своего стажа, понимания ситуации, нужд работников родного коллектива, а не из тщеславия или желания свести с кем-то ­счеты».

Я встретился с двумя непримиримыми оппонентами. Пожалуй, единственное, что их объединяет, — искренняя любовь к своему делу, к Большому театру. Каким образом эти два безусловно талантливых человека будут сосуществовать дальше, сегодня невозможно предугадать.

Большой — по-прежнему императорский театр. На сцену выступили уже почти все фигуры империи. Не было пока только самого императора. Владимир Владимирович Путин не посещал Большой с момента его открытия.

Все материалы по теме читайте здесь.

Комментировать Всего 11 комментариев

Николай, Ирина Ткаченко сказала, что Ваша серия интервью указана как источник в публикациях о Большом в NY Times и английских Times, и что это можно считать успехом.

А раз это успех, искренне Вас поздравляю!

Материалы мне, как читателю, кажутся очень хорошими, и с Вашим выводом относительно Цискаридзе я полностью согласна, в этой конкретной ситуации управленческая некомпетентность налицо.

Лично  я  благодарна  редакции  Сноба,  что  так  широко  представили  и  осветили  эту  тему...  жаль  только,  что   поводом   послужило  преступление ( 

Вечная  война   в  Большой  театре  впервые   вышла  из   здания   самого  театра  и   заставила   увидеть,   что  причины   войны   уже  давно  не  профессиональная  ревность,  как  это  было  раньше,  а  -  "презренный  металл".     Большой   театр  разрывается  между   своим  статусом-храмом   и  тёмными  махинациями   над  контролем  финансовых  потоков,  проходящими   через  него.  

В  принципе,  Большой,  это  -  Россия  в  миниатюре.  Полагаю,  устройство  театра,   как   и  любого   гос.  учреждения    зависит  от  устройства   страны.   Большой   всего лишь  отражает  российскую  реальность  с   её  жизнью  по  неписанным  законам.

Очень  удивило,  что  Путин  до  сих  пор  не  посетил  Большой  театр.  Хотя  скорее   всего,   причина   -  ему   больше   нравится   спорт,  чем  искусство)    С  другой  стороны,  он   активно   поддерживал   реконструкцию   театра.  И  это  замечательно. А  мог  бы,   как   президент  Туркмении,  балет  запретить  и  театр  снести.  Ведь  и   так  бывает...

Браво!

Дорогой Николай, мне очень понравились Ваши публикации на тему конфликта в Большом театре.

Избежать субъективности, пристрастности, скандальности в статьях на эту тему, казалось почти невозможным. Вам это удалось! 

Браво!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Irina Abarinova, Ирина Камаева, Лариса Новицкая

Николай, Ваш поход к освещению проблем Большого театра, мне кажется самым правильным и адекватным текущей ситуации. Читать было крайне интересно.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Liliana Loss, Irina Abarinova

Да, на весах две правды в состоянии неустойчивого равновесия. Оно продлится  до того момента, когда мы все узнаем, кто плеснул.

Спасибо  за  беспристрастность. Интересный материал.

Отсутствие перспектив роста в госучреждениях для талантливых людей это вообще бич современности. Отнюдь не только в России

Николай, обвинять Вас в том, что Вы "делаете рейтинг на разжигании конфликта в Большом театре", мне кажется, просто смешно. Там итак такие страсти кипят, что становится не по себе.

Спасибо за интервью и выводы. Очень хороший комплексный материал получился!

Английский друг написал, что Сноб сильно прозвучал в Англи  в контексте конфликта. подробностей не знаю. Но факт порадовал - поскольку явно цитируемая получилась у Николая серия материалов

Всегда есть разные точки зрения...

...но, Николай, поясните как люди "искусства" в Большом могли опуститься до низости средневековья...- не вызывать на дуэль обидчика, но нанимать  ландснехта с кислотой из-за угла..? Ведь этот театр посещали Пушкин и Лермонтов.?!