Метеорит над зоною летит

Ученые нашли кусочек челябинского метеорита и уже начали изучать его структуру. А меня куда больше интересует структура российского общества. На фоне случая с метеоритом особенно ясно понимаешь: ее нет  

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Стыдно заказывать пиццу на дом: в прошлый раз ее привез доктор наук, выпускник ташкентского физмата. Знакомый океанолог торгует шоколадками и подрабатывает адвокатурой. Шеф-редактор «Сноба» — молекулярный генетик. Коллега-театровед отсидел и занимается тайским массажем. А моя мать за восемь лет побывала инженером, учителем этикета, рекламным агентом и инвалидом с пенсией в 2500 рублей — не правда ли, прекрасный итог?

Предположим, меня действительно тянет к маргиналам, но факт налицо: сейчас маргинализировано все общество. Новая Россия — деклассированный социальный кисель, где плавают остатки идентичностей. Пролетариат? Вроде есть, но не такой, как был. Средний класс? Отсутствует. Интеллигенция? Престарелая, доживает свой век.  Креативный класс? Бред какой-то. Ни одна таксономия не работает. С таким же успехом россиян можно поделить на:  

а) принадлежащих Императору,

б) набальзамированных,

в) прирученных,

г) молочных поросят

… и далее по Борхесу.

Французские философы все это предсказали, да кто же их читает. И вот левые ищут и не находят субъект социальной революции, либералы — в постоянном поиске рабочей силы для постройки «гражданского общества», националисты молятся на каких-то непонятных «славян», часто путая их с финно-уграми. Тем временем в публичной политике множатся ложные идентичности. «Коммунисты» — это отчего-то скучные консерваторы с иконами,  «либеральные демократы» — экспансивные психи с имперским комплексом, «экстремисты» — те, на кого прокурор укажет.  

В деклассированной России утрачена любая позитивная солидарность — классовая, цеховая, профессиональная. За отсутствием класса, цеха, профессии. Прямо сейчас в Лондоне бастуют журналисты BBC — представьте-ка такое на Первом канале. Люди не понимают, кто они есть, не знают, какие у них интересы, и в итоге голосуют, как дети малые, не за программу, а за знакомую морду.

Казалось бы, при чем тут метеорит? А при том, что только прямое падение небесного тела взболтает это унылое варево. Посмотрите видео из Челябинска. Как все рады. Как дружелюбно настроены. Как проявляют начатки самоорганизации: «Ребята, срочно все съ..бываем!» С каким чувством восклицают  «ни х..я себе» — да, в каждом ролике присутствует этот русский oh my God.  

Почитайте, что пишут про метеорит, как солидарно о нем шутят. Мнения в духе Латыниной (ракета или инопланетяне) тоже имеются, но доминирует чистое веселье. Метеорит — это всеобщий праздник. Это надежда, что все изменится — ну например, не надо будет на работу. Как сказал один свидетель падения: «Это, бл..дь, астероид! Это солнце еб..ное! Я теперь на стройку на х..й не пойду».

Есть два рода единства: единство хлеба и единство зрелищ. Итальянский рабочий тянется к итальянскому рабочему потому, что оба зарабатывают на фоккаччу одинаковым способом, а после бастуют за общие интересы. В России фокачча под вопросом, ибо никто не знает, кем будет завтра — кочегаром или миллионером. Остается единство зрительское, солидарность наблюдателей. Челябинское зрелище объединило всех. Ведь его так долго ждали. Русскую тоску по космической катастрофе хорошо выражает омерзительная группа «Бутырка»:

Метеорит над зоною летит,

И видит ночь его полет прощальный.

Метеорит, как жизнь моя, сгорит,

Так бесполезно и случайно.

Кстати, в этот раз он действительно пролетел над зоной и рухнул недалеко от Копейской колонии. Эх, Россия! Куда ни упади, зона рядом. Но — простите за цинизм — если бы челябинский болид не промахнулся мимо Челябинска... В моменты национальных трагедий люди часто начинают хоть о чем-то задумываться.   

Увы, метеорит был мал, и мы мало себя проявили. Капля героизма (учительница спасла полсотни детей), капля подлости (у разбитых витрин сразу появились мародеры), капля трусости (депутатов эвакуировали первыми). А был бы камешек побольше?

Не дай Бог, конечно. Но другие варианты на ум не приходят. Шандарахнуть по нам энстатитовым хондритом — сразу поймем, кто такие и чего хотим. Вот Горбачев искал-искал консенсус, и все смеялись над непонятным словом. А зря смеялись: до сих пор ищем. И, видимо, не там.

Комментировать Всего 34 комментария
Ни одна таксономия не работает.

Да работает вполне, просто, конечно, не так заметна, как где-нибудь в Швейцарии или в Англии, где семья триста лет на одном месте, в одном доме живет. У нас много всего было, и большой процент людей с места смело, к тому же они обычно более заметны, чем люди, которые тихо на своем месте делают свое дело. Среди моего круга есть и ученые, которые "пересидели" перестройку (был момент, когда результаты эксперимента проверяли при свечах, залезая в окно - в целях экономии электричество в институте отключали после 8 вечера, опечатывая вход). Сейчас боль-мень нормально все - гранты, экспедиции. И есть в Архангельске - "тайное общество любителей кукол" (ТОЛК) - одни и те же люди, которые больше четверти века (!!!) собираются в одном помещении, чтобы поговорить о любимом многозначном предмете. У них там у каждого своя табуреточка, на которой лежит вышитая или связанная подстилочка и узоры - не повторяются! И прямо вот сейчас - моя подруга убежала из скайпа, чтобы успеть на конференцию на ист.кафедре Калужского пед.университета, где они будут говорить об английском парламенте и римской Британии. И такие страсти у них там кипят! (мило необыкновенно, вот прямо от Российской империи - непрерывность традиций неубиваемой российской провинциальной интеллигенции).

Понимаете, Евгений? Вот буря прошла, везде ветки валяются, листья ветер несет, сучья обломанные, где-то дерево повалило. Вид на первый взгляд неутешительный. А если бурь было несколько, почти подряд? Но ведь лес-то стоит, никуда не делся... :))

Так вы же описываете таких же людей, что и я: маргиналов. Только мне больше по душе грустные истории, а вам весёлые. 

Я ничего против не имею, я сам такой. Просто в этой ситуации любая низовая политика и самоорганизация маловероятна. Вот что меня волнует. 

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Не поняла ни разу. Почему эти люди - маргиналы?! По-моему, с ними все в порядке. "Пересидевший" ученый недавно статью в Nature опубликовал. Театр этот кукольный - лауреат всяческих премий и свободных мест у них в зале на спектаклях не бывает. А что касается калужской интеллигенции - так она царя пересидела, и советскую власть, и вообще всех пересидит - и также будет рассуждать об английском парламенте :))

А что у нас всяких социальных бурь за последний век удельно больше случилось, ну так что ж -  такая родина нам досталась. Тут уж кому чего. Вот, например, в Калифорнии все время ураганы бывают, а в Японии - землетрясения, а у нас разве что наводнение или метеорит раз в сто лет над тайгой пролетит... :))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Я, как всегда, в хорошем смысле слова! Конечно, с ними всё в порядке, всем бы так. 

Объясните, пожалуйста, Евгений, что такое "маргиналы в хорошем смысле", а то у меня сложилось впечатление, что я что-то существенное в Вашей статье упустила...

 "Маргинал"  - словарно, соцологически - дезадаптированный человек,  тот, кто не принадлежит к какой-либо общности.  Либо принадлежит, но сама общность уже потеряла смысл, утратила функцию (как, наверно,  интеллигенция в советском смысле слова).  

Изначально, кажется, маргиналами называли американских иммигрантов - ну вот мы все в своей стране иммигранты.

Быть маргиналом - здорово (если это выбор, как у вашей калужской подруги). И печально, если это следствие дико меняющихся условий. 

"Маргинал" - дезадаптированный человек

Да, я тоже именно так это и понимаю. А вот насчет "исчерпанности функции" и "непринадлежания к общности" описанных мною (и Вами?) людей - решительно несогласна. За время существования их общностей (наука, искусство, инженеры и т.д.) исчерпала себя сначала царская Россия, потом советская власть, потом перестройка, потом еще что-то... В процессе чего чем только по ним не "шандарахали"! Однако, живы, и делают, что делали. Уверена совершенно, что и выпускники ташкентского физмата не все пиццу развозят.

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Гхм. Землетрясения - да. Китаянки на дорогах - да. Но ураганов, всё же - нет! Это там, далеко на Востоке...

В Калифорнии нет ураганов? Ну, значит, нет, ошиблась я. Но где-то ведь точно есть - мне приятельница рассказывала, что им даже свечи от муниципалитета выдают - так часто электричество вырубается. Почему я решила, что это - в Калифорнии? А да, еще вспомнила, что Элли (Дороти) жила в Техасе - там точно угаганы бывают! (или во всяком случае бывали сто лет назад) :))

Свечками в Калифорнии запасаются, факт - я сам запасаюсь. Потому что зимний шторм (который вовсе не ураган) может влёгкую повалить пару деревьев на провода, а время починки у PG&E - как время завоза мяса в советский гастроном. Один раз я сидел без света 4 дня. Купил дизель-генератор - и штормы прекратились....

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вам повезло, Владимир. Во время нашего позапрошлогоднего "ледяного дождя" у меня на даче света не было ещё дольше, и температура на улице - ниже нуля... Закупились икеевскими свечами, и грели большой дом (там нет дровяной печи) свечками...

Очень романтично.

(Свет тоже дали, как только я купил генератор. Видимо, система).

В Канзасе Элли жила. Это там торнадо и ураганы. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

О, да, конечно, Вы правы - в Канзасе! Вот ведь, вечно у нас высмеивают американцев, что они ни черта про географию и историю мира не знают. А вот я, человек вроде бы с высшим образованием и америкофил? - в трех соснах американской географии заблудилась :(

Поняв, что офисные хомячки не желают идти строить левый рай, автор решил воззвать к остаткам трудового пролетарьяту, и прикидывает, не будут ли более эффективным методом его кампфа - не демонстрации, а забастовки.

Российское болото, которое ну никак не хочет понимать, почему строить свою жизнь - это пошло, а строить социализм - это круто? Надо по этому болоту долбануть астероидом поточнее. Чтобы оно, болото, всколыхнулось.

И вынесло, наконец, кровавою волною нашего Великого Радетеля Униженных и Оскорблённых - со дна этого болота на вершины славы и жалования.

. Всё по Ульянову.

Вы  удивительно догадливы. Ещё надо переименовать Петербург  - в посёлок им. Бабушкина.  Вроде есть уже такой под Вологдой, но почему бы и не ещё один.

Да, я очень догадостен!

Бабушкинбург? Дерзайте - и всё получится! Только помните, что борец за  Счастье Трудящихся начинает входить в Историю и в названия столиц где-то примерно с первого миллиона им убиенных. Набивайте руку на кошках.

И, кстати, Евгений, а как Вы вообще-то относитесь "перемешиванию" человеческого общества в результате социальных ветров и ураганов? Для отдельного человека это всегда кризис, понятно, а вот для популяции? Инженер, ставший в результате всего журналистом? Медик, превратившийся во владельца салона красоты? Крестьянин, превратившийся в рабочего? Это для общества - как? Плохо? Хорошо? Никак? То, что у нас сейчас полно среднеазиатов, а в Европе - товарищей всех расцветок и разреза глаз (снесло ветрами, дующими у них на родинах) - это для нас и для Европы, с Вашей точки зрения, - как?

Очень хорошо отношусь ко всяческим перемешиваниям! И к трудовой мобильности отношусь отлично. Я вообще за всяческие ветра и бури. Лишь бы от их дуновений людям становилось лучше. Вот как в ваших примерах. 

А хорошо ли у нас среднеазиатам? Я не про экзистенциальный кризис отдельного человека, а про социальные условия. Очень плохо им (в массе), потому что считаться человеком второго сорта - очень плохо. А хорошо ли философу, который торгует телефонами? Врачу на помойке? Это же не ветра перемен, это рынок труда чортов.  И если цель общества - не счастье его членов, а чтобы телефоны лучше продавались - ну так на фиг его, общество такое. 

То есть господин Евгений Бабушкин очень положительно относится к перемешиванию, но только к такому, при котором всех перемешивает наверх. Ну, на самом деле, конечно - только его, но об этом как бы неудобно говорить, поэтому - надо, чтобы всех! вот такое вот перемешивание...

Социальные лифты, жужащие строго в одну сторону :-)

Чем плох философ, торгующий телефонами или журналиствующий в Снобе - мне не понятно...

хорошо ли у нас среднеазиатам?

Вот этот вопрос я специально изучала, даже в Узбекистан ездила, чтобы на месте разобраться. Если не спиваются (это, увы, тоже бывает), то им - хорошо, потому что на заработанные здесь деньги они строят трехэтажный дом на родине и, ложась вечером спать в своем вагончике, просто слышат жужжание этого социального лифта из коммента ниже: вверх, вверх, вверх - мои дети (или уж точно - внуки) будут жить как в телевизоре! (видели бы Вы количество спутниковых антенн над древними - 2500 лет! - кварталами глинобитной Хивы!) Условия в вагончиках несущественно и часто в лучшую сторону отличаются от хижин на горных пастбищах, где они раньше проводили по 5-6 месяцев в году, а в просторном доме, который они строят для своей семьи, есть все шикарные (не как в хрущевке, в которой живу я) удобства. 

Я знаю, что бывают и хоромы. Как с местом повезёт. Можно попасть на хорошую должность (20 тысяч в кабаке Москве), можно на плохую (6 тысяч на нелегальной стройке в Питере). И тогда хором не видать.

Но это не снимает вопроса: какого чёрта люди вынуждены сейчас жить в скотстве ради спутниковой антенны когда-нибудь потом?  (а моё родовое гнездо - дом-корабль в Питере, это похуже хрущёвки, холодный очень).

какого чёрта люди вынуждены сейчас жить в скотстве ради спутниковой антенны когда-нибудь потом?

Я была невнятна, Евгений, простите. Антенна ЕСТЬ уже сейчас. Она показывает жителям Хивы, как надо жить в соответствии с современным обществом потребления. И люди делают свой собственный, свободный выбор: я не хочу всю жизнь работать в одном халате на своем клочке земли, как работал мой прадед, я хочу жить как в телевизоре (или чтобы мои дети так жили) - и, поскольку на месте заработать на это невозможно, едут за мечтой. (см. роман В.Кетлинской "Комсомольск", они там вообще в палатках зимой жили). Идея, что ВСЕМ достанутся хоромы - утопична, это все понимают, я думаю, Вы тоже. 

(Нет, этого я не готов понять).

Помните старый спор Маклюэна и Джеймисона? Первый считал, что развитие совершенных средств связи обеспечит совершенную представительную демократию. Второй понимал, что средства связи являются и средствами контроля.  И люди "делают осознанный выбор", потому что им его навязали. 

Спора не помню (кто они такие, не знаю :))

ОК. Спутниковые тарелки навязали узбекам чуждую для них буржуазную модель жизни. Теперь они живут в вагончиках на окраине Москвы. И рады, потому что строят свое будущее и будущее своего рода. Большевики (которым тоже, кстати, наверняка кто-то что-то навязал) навязали молодежи тридцатых идею коммунистического строительства. Они жили в палатках под снегом. И тоже были рады, потому что строили будущее всего человечества. Все это отменить к черту? Но как?! И что останется?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Как и зачем отменять пыл, с которым люди стремятся к своему и общему счастью? Тогда действительно не будет будущего у человечества. 

Речь ведь вообще не о том, что там люди себе думают. А об объективных условиях, в которые они попадают. 

Нет "объективных" условий. Молодежь Комсомольска детьми застала Гражданскую войну. А каменные хижины на горных пастбищах Вы видели? С нашей точки зрения (а особенно с точки зрения какого-нибудь жителя старой европейской демократии), они (условия, в которых жили рабочие Комсомольска и живут среднеазиаты-гастарбайтеры) плохие. С их точки зрения - соблюден баланс. Иначе - сидели бы на попе ровно :)

Оставляя в стороне проблемы людей, которые вынуждены чего-то в жизни кардинально менять, предположу, что и самим людям такие перемены часто идут на пользу, и общество, имеющее таких членов, только выигрывает - если человек в своём новом качестве достаточно адекватен... Люди, хорошо знающие жизнь с разных сторон, нмв, скорее добьются успеха - как минимум, на стыке этих своих нескольких знаний...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Спасибо, Евгений, я тоже остро чувствую дезадаптацию свою и близких. Самый жгучий эпизод "Аватара"  - когда герой впервые попадает в племя, под большое дерево. Он стоит одинокий потерянный. Потому что назад уже некуда. Выгоревшие ценности людской цивилизации сыпятся пеплом на могучее древо жизни синих дикарей. Теперь он маргинал, he is displaced, пока не найдет свою новую принадлежность. Может и мы все сейчас между? И не только в России?

Падение метеорита, как мне кажется, показало нам такую великую черту русского народа, как любовь в п*здецу. Потому что вне п*здеца надо как-то самоопределяться, думать о завтрашнем дне, который непременно будет не таким, на который ты рассчитывал, чему-то соответствовать. А перед лицом п*здеца все равны. Хочешь грабить - грабь, ведь п*здец же. Хочешь, наконец, прийти в церковь - идешь в церковь. Хочешь трахнуть соседку - трахаешь. Тем более, что опостылевшую жену под предлогом п*здеца тоже можно прирезать, все равно некому будет осудить. 

Вот у людей и возникла внезапная радость, что можно наконец перестать ждать и притворяться, а отдаться великому п*здецу. К сожалению, радость была недолгой, метеорит упал, выбитые стекла вставили, и снова надо как-то жить, строить планы на будущее и продолжать выплачивать ипотеку.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Угу. Но любовь только вот к такому, выдуманному пипецу. Потому что когда реальный пипец наступает (как, накпример, в 1990х), то в нём тоже надо жить, самоопределяться, думать о завтрашнем (пипецовом) дне.

Тоска хомячков по "временам социальных пертурбаций" - это тоска по мифу. В реальном пипеце хомячки не грабят, не трахают соседок и не режут жён. Они сидят по углам и трясутся, пока их грабят, насилуют и режут.

Ловко вы сравнили 90-е с апокалипсисом.

А Вам, деушка, просто лет мало. Это тот недостаток, который, увы, легко уходит :-( :-P

1990е таки были Апокалипсисом.