Снимать картину начали еще в 2006 году, но выход ее на экраны переносился несколько раз; сам режиссер объяснил это уклончиво: «"Generation П" — очень непростое кино, вот и все». Пока что планы такие: фильм должен выйти в прокат весной 2010 года, затем появится его телеверсия из трех-четырех серий. Сейчас отснят практически весь материал, включая финальные сцены.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/wCJNDBv9MPU&color1=0xb1b1b1&color2=0xcfcfcf&feature=player_embedded&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowScriptAccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/wCJNDBv9MPU&color1=0xb1b1b1&color2=0xcfcfcf&feature=player_embedded&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowScriptAccess="always" width="425" height="344"></embed></object>

Главный герой Вавилен Татарский (его играет Владимир Епифанцев) с наступлением рыночных реформ 90-х превращается из выпускника Литинститута сначала в продавца-киоскера, затем копирайтера, криэйтора и, наконец, в главного рекламного гуру страны. Последний карьерный скачок героя инспирирован Александром Стальевичем Волошиным, бывшим руководителем администрации президента. Его играет Андрей Васильев — и это чистая режиссерская выдумка: вообще-то, в романе Пелевина этого персонажа нет.

 

 

Андрей Васильев считает пелевинский текст злободневным. «Книжка ведь про что? Она про извращенную суть политтехнологий и про их бессмысленность. А еще точнее — про бессмысленность жизни, которая произрастает на почве, удобренной этими политтехнологиями. Это актуально и сегодня». А вот к художественным достоинствам романа «Generation П»  Васильев относится прохладно. Больше того, для него на этой самой книге кончился настоящий Пелевин.

В Гостином Дворе снимали эпизод с рабочим названием «Испанская коллекция». По роману главного героя, голого и с завязанными глазами, доставляют в тайное подземелье где-то под Останкинскими прудами. Там проходит выставка великих испанских художников, от Веласкеса до Пикассо. Только вместо самих работ представлены сертификаты собственности на них, заверенные самыми авторитетными юридическими фирмами, а главное — с точным указанием цены.

Поскольку в прекрасном новом мире ничто, кроме денег, реального значения не имеет, то естественнее любоваться ценником, а не самим произведением искусства. Не говоря уже о том, что удобнее: «...Если привезти сюда эти картины и статуи... тут пройти будет негде», — говорит Татарскому его начальник Легион Азадовский, которого сыграл Михаил Ефремов.

В книге эпизод уместился на пяти страницах. Снятый в Гостином Дворе — длится пять минут. В рабочих дублях Татарский сбрасывает халат и остается, как в тексте, голым (увы, режиссерская пиар-служба запретила журналистам до выхода фильма показывать актера в таком виде).

Сцену ритуального удушения Азадовского-Ефремова, принужденного уступить пост преемнику, снимали два дня. Отставного рекламного магната душили прыгалками журналист Саша Бло (Роман Трахтенберг) и криэйтор-антисемит Малюта (Иван Охлобыстин). Трахтенбергу этот эпизод доставил искреннее удовольствие.

Съемки в Гостином Дворе начались ранним утром и закончились только заполночь. Актеры сражались со скукой, а Михаил Ефремов тому способствовал: без конца шутил, балагурил, кривлялся. Давал ценные указания коллегам. Например, уставшему от раздеваний Епифанцеву велел прикрыть причинное место не ладонями, а рюмкой с водкой – а Гинзбургу советовал снимать через эту же рюмку, как через увеличительную линзу.

При этом дать интервью актер отказался, сославшись на то, что его персонаж, собственно, уже мертв. Поэтому не удалось узнать у Ефремова, сохранился ли в фильме чудесный хомяк Азадовского Ростропович. У Пелевина это очень запоминающийся персонаж. В хорошем настроении, например, после устранения конкурента, Азадовский всегда нацеплял хомяку на грудь крошечный орден. И если отбросить коротенький, в две странички, эпилог романа, то последняя фраза в «Generation П» звучит так: «Позаботьтесь о Ростроповиче». Об этом просит Татарский секретаршу Аллу. Рената Литвинова, Аллу сыгравшая, сначала затруднилась ответить, а потом вспомнила, что хомяка вообще нет в фильме.

 

Павел Рыбкин